сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Аккредитация вузов

Аккредитация вузов

С 1 января 2006 года действуют новые правила аккредитации высших учебных заведений, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. № 1938.

О том, какие изменения теперь ждут вузы, мы поговорим в нашей статье.

Аккредитация по типу учебного заведения – вуз

Такая аккредитация проводится по трем показателям (раньше – по шести).

1. Содержание и уровень подготовки

В этом случае оценивается, соответствуют ли учебные планы и программы требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию. А в военных образовательных учреждениях (высших военно-учебных заведениях) – требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).

2. Качество подготовки

По этому показателю дают оценку уровню требований, предъявляемых к абитуриентам, соответствию качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Кроме того, проверяющие делают вывод о том, насколько эффективны внутривузовские системы обеспечения качества образования, каков уровень организации научно-исследовательской работы студентов, а также востребованность выпускников.

А в военных образовательных учреждениях по этому показателю также оценивается соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

Для того чтобы дать оценку по этому показателю, сотрудники органа аккредитации проверяют, какие условия созданы в образовательном учреждении для внеучебной работы со студентами и как организована воспитательная работа.

Аккредитация по виду учебного заведения

Чтобы определить вид высшего учебного заведения (институт, академия, университет), как и раньше, используется пять показателей:

1) спектр реализуемых основных образовательных программ;

2) возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования;

3) научная, научно-техническая деятельность и ее результативность;

4) методическая работа;

5) квалификация педагогических работников.

Для университета по показателю «Спектр реализуемых основных образовательных программ» число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по основным образовательным программам должно составлять не менее семи.

В отношении показателя «Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования» предъявляются следующие требования.

Для университетов число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры) должно составлять не менее пяти.

Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения, для университетов должно быть не менее 4, для академий – не менее 2 аспирантов.

Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры, для университетов и академий установлен одинаковый – не менее 25 процентов от числа поступивших.

Также для университетов необходимо наличие докторантуры, диссертационных советов, реализация образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников.

Для академий необходимо наличие докторантуры, диссертационных советов (информационный показатель). А также реализация образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации руководящих работников и специалистов для определенной области научно-педагогической деятельности.

Кроме того, в отношении данного показателя оценивается среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Для университетов он должен составлять не менее 50 человек, для академий – не менее 20 человек.

В высших военно-учебных заведениях по данному показателю оценивается соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) или докторантов установленным требованиям для данного вида заведений. Так, для военной академии необходимо наличие программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.

В отношении показателя «Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность» оцениваются следующие критерии.

1. Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования. Для университетов он должен составлять не менее пяти.

2. Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет. Для университетов он должен составлять не менее 10 000 000 руб., для академий – не менее 5 000 000 руб., для институтов – не менее 1 500 000 руб.

3. Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет. Для университетов этот критерий должен составлять не менее 18 000 руб., для академий – не менее 12 000 руб., для институтов – не менее 5000 руб. В высших военно-учебных заведениях по данному показателю оценивается, соответствует ли объем финансирования установленным требованиям для таких заведений.

Отметим, что в высших учебных заведениях культуры и искусства в перечень научных исследований включаются:

– защищенные диссертации (кандидатские, докторские), а для творческих школ – работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии, роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля, фильма, телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т. п.);

– опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных для публикации научных работ.

4. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями или учеными званиями, изданных за пять лет. Для университетов оно должно составлять не менее 2 монографий, для академий – не менее 1,5 монографии, для институтов – не менее 1,2 монографии. В высших учебных заведениях культуры и искусства к монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление. Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

К показателю «Методическая работа» предъявляется критерий, в соответствии с которым процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, должен составлять 100 процентов. Также университеты и академии должны использовать инновационные методы в образовательном процессе.

К показателю «Квалификация педагогических работников» предъявляется критерий, в соответствии с которым процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями или учеными званиями для университетов и академий должен составлять не менее 60 процентов, а для институтов – не менее 55 процентов.

Процент докторов наук или профессоров для университетов и академий должен составлять не менее 10 процентов, для институтов – не менее 8,5 процента. Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе, для вузов, существующих от трех до пяти лет, должен составлять не менее 30 процентов. Для вузов, существующих от пяти до девяти лет, – не менее 40 процентов. А для вузов «старше» девяти лет – не менее 50 процентов.

Среднегодовое количество защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала образовательного учреждения за пять лет должно составлять:
– для университетов и академий – не менее трех диссертаций;
– для институтов – не менее одной диссертации.

Подтверждение или установление государственной аккредитации

Чтобы это сделать, руководитель вуза направляет в аккредитационный орган заявление установленной формы, содержащее сведения: о наименовании и видах образовательных программ; специальности (направлении подготовки), получаемой в результате освоения образовательной программы, с указанием кода специальности, наименования, уровня образования, квалификации (степени); сроке окончания действия лицензии; сроке окончания действия аттестации.

Данное заявление должно быть заверено подписью и печатью учредителя (учредителей) или органа, осуществляющего полномочия учредителя.

К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 1.1 приложения № 1 к приказу Минобразования России от 3 июля 2001 г. № 2578):

1) выписку из решения ученого совета вуза о проведении государственной аккредитации;

2) копию распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения;

3) копию приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о повторном (очередном) лицензировании высшего учебного заведения;

4) копию заключения об аттестации высшего учебного заведения с перечнем аттестованных образовательных программ;

5) сведения по показателям государственной аккредитации, скорректированные (при необходимости) в ходе комплексной оценки.

Заявление представляется в аккредитационный орган вместе с прилагаемыми к нему документами в двух экземплярах.

После рассмотрения всех документов аккредитационный орган подтверждает (устанавливает) государственный аккредитационный статус образовательного учреждения по типу «высшее учебное заведение», а также принимает решение о подтверждении (установлении) вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет) и устанавливает срок действия свидетельства о государственной аккредитации. На основании заключения об аттестации коллегия аккредитационного органа устанавливает перечень аттестованных и аккредитованных образовательных программ.

Отрицательное решение коллегии по вопросу государственной аккредитации вуза доводится до его сведения в трехдневный срок после оформления такого решения.

Зачем проводится аккредитация вузов?

Ее цель – установить государственный статус учебного заведения по его типу (в данном случае – высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет), а также – перечень образовательных программ, по которым вуз может выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца.

Состав педагогов в вузах

К преподавателям с учеными степенями или учеными званиями в военных учебных заведениях могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и званий, но имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже чем «подполковник», а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. А в числе преподавателей с ученой степенью доктора наук или ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

В учебных заведениях культуры и искусства к преподавателям с учеными степенями или званиями могут приравниваться лица без таковых, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.
 




2024 © allbe.ru