сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Бизнес план предприятия по производству Мюсли

Бизнес план предприятия по производству Мюсли.

Спрос на мюсли и прочие сухие завтраки неуклонно растет , поэтому новички еще могут найти свою нишу на рынке и заработать немного (а при хорошем раскладе —
даже немало) денег.

Технология производства не настолько сложна, чтобы ее нельзя было освоить. Основные средства необходимо направить на обеспечение стабильного качества
продукции, создание торговой марки и последующую ее “раскрутку” до состояния бренда.

Организация производства мюсли — проект довольно дорогой и непростой. Поэтому начинать работу в этом направлении следует, только объективно оценив свой
потенциал.

Деньги
Чтобы организовать производство мюсли, сначала необходимо потратить $100-150 тыс. на покупку технологического оборудования. Стартовый оборотный капитал —
$20-50 тыс. По данным операторов рынка, в зависимости от качества продукции, уровня организации сбыта и маркетингового бюджета, рентабельность производства
мюсли может составлять 15-25%.
 

Разрешения
Для создания производства мюсли необходимо получить разрешения двух всенародно любимых инстанций — санэпидемстанции и пожарной охраны. Получать лицензию или
что-либо подобное необходимости нет. Оформить все разрешительные документы можно за пару месяцев, обеднев на каких-то $300.

Общегосударственных стандартов на мюсли в Украине пока нет. Поэтому каждый производитель изощряется как может, разрабатывая собственные технические условия
(ТУ) и утверждая их во всевозможных инстанциях.

Сырьё и упаковка
О сырье и упаковке для производства мюсли мы подробно рассказывали в одноименной главке промышленного обзора (стр. 40-45). Хотим только подчеркнуть, именно
качество сырья и дизайн упаковки являются теми факторами, которые определяют конкурентоспособность готовой продукции.

Особых проблем с поставками сырья отечественные “мюслители” сегодня не испытывают. Крупные комбинаты хлебопродуктов предлагают достаточное количество
злаковых хлопьев по цене 1,6-2,5 грн. за 1 кг. Купить импортные фруктовые добавки — ананас, папайю, банановые чипсы и иже с ними — не проблема. Но цены
“кусаются”: 15-25 грн. за 1 кг. Поэтому отечественные производители стремятся перейти на добавки из местных фруктов и ягод (клубника, малина, чернослив),
которые дешевле экзотической сушки в 2-3 раза.

При разработке рецептуры мюсли особое внимание следует уделить вкусовой согласованности отдельных компонентов. Например, гречневые хлопья и арахис искажают
вкус других компонентов. Арахис в 5-6 раз дешевле грецких и лесных орехов, поэтому его часто используют в недорогих сортах мюсли. Однако идти по пути
удешевления рецептуры нужно осторожно, чтобы не отпугнуть потребителя непривычным вкусом.

Технология
Ассортимент сухих завтраков, по большому счету, — синтез полета фантазии производителя и его технологических возможностей. Развитым воображением обладают все
отечественные производители мюсли, а вот с технологической составляющей дела обстоят иначе.

Технология производства сухих завтраков не так проста, как может показаться непосвященному: в ходе производства хлопьев каждое зернышко претерпевает
воздействие нескольких технологических процедур и проходит расстояние до 60 км.

Качество конечного продукта напрямую зависит не только от качества исходного сырья, но и от точного соблюдения установленных параметров технологического
процесса. Подготовка к производству зерновой основы и вкусовых добавок происходит по разным схемам.

Основной технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки — сушка предварительно помытых и нарезанных плодов. Наиболее высокое качество обеспечивает
технология сублимации (обезвоживания) сырья. Но это дорогое удовольствие, и производители ограничиваются обычной сушкой при высоких температурах.

При автоматической фасовке сухофруктов возможны проблемы.

Инжир, например, фасовать в автомате почти невозможно: на ягоду налипает что угодно и механический паковщик не справляется с работой. Сушеные смоквы либо
дополнительно досушивают, либо фасуют вручную.

Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят, сплющивают, вспучивают, экструдируют и т.п. Один из наиболее эффективных способов подготовки —
вспучивание. Увлажненное зерно быстро подогревают при помощи либо токов высокой частоты, либо мощного потока инфракрасного излучения. Вспучивание происходит
также при резком перепаде давления от высокого к нормальному или даже чрезвычайно низкому.

Для производства овсяных хлопьев “Геркулес” семена охлаждают, затем плющат на вальцовом станке с гладкими валками. Толщина полученных хлопьев не должна
превышать 0,5 мм.

Качество злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам, основные из которых влажность, мучнистость (способность хлопьев в процессе транспортировки и
фасовки превращаться в муку) и развариваемость. Именно сложность процесса технологической обработки зерна и заставляет производителей мюсли приобретать
готовые хлопья, чтобы не возиться со столь сложным производством.

Процесс приготовления мюсли из готовых компонентов достаточно прост. Ингредиенты взвешивают и дозируют по рецептуре. Зерно закладывают в так называемый
дражировочный барабан и перемешивают. После этого смесь фасуют в полипропиленовые пакеты и туда же “дофасовывают” заранее приготовленную фруктовую рассыпку.
Зерновая смесь движется по одному конвейеру, вкусовые добавки — по другому. В момент фасовки транспортеры соединяются, и в результате получается готовая
продукция.

Последняя стадия технологического процесса — запаивание полипропиленовых пакетов, наклейка этикеток и укладка в картонные короба.

Оборудование

Оборудование для производства сухих завтраков в Украине собирают: предприятия ассоциации “Прома”, НПО “Росс” (г.Харьков), ООО “Тронка-Агротех” (г.Киев).
Отечественное “железо” стоит относительно недорого и, как правило, является универсальным (способным производить хлопья, кукурузные палочки, подушечки и
т.д.). Специализированный комплект оборудования для изготовления овсяных хлопьев “Геркулес” производительностью 1000 кг/ч стоит $101 тыс.

НПО “Росс” (г.Харьков) предлагает линию для производства “Геркулеса” МАВ-К-28,0/380-100П мощностью 1 т/ч по цене $59 тыс.

Размещение оборудования в цехах и размеры проходов для его обслуживания должны соответствовать требованиям ОСТ 18-434-84 “Процессы производственные в
пищеконцентратной промышленности. Требования безопасности”, а также отраслевых Правил техники безопасности и производственной санитарии.

Например, для защиты производственных и складских помещений от грызунов необходимо окна подвальных помещений и отверстия в вентиляционных каналах оборудовать
защитными металлическими сетками, а все “лишние” отверстия и щели для трубопроводов в стенах и перекрытиях плотно “законопатить”.

Помещение
Генеральный план цеха должен соответствовать СНИП П-89-80 “Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования”, СНИП 245-71 “Санитарные нормы
проектирования промышленных предприятий”, СНИП 2.05.07-85 “Промышленный транспорт. Нормы проектирования”. Если производство планируется как долгосрочный
инвестиционный проект, следует задуматься о строительстве нового здания. Если же дела с деньгами обстоят не очень хорошо, лучше арендовать помещение на
каком-либо заводике продтоваров.

С точки зрения географического месторасположения производства, наиболее привлекательны окрестности городов-миллионников. Во-первых, стоимость аренды там
пониже, чем в центре, а во-вторых, эти территории максимально приближены к местам концентрации спроса на сухие завтраки. Для размещения оборудования
понадобятся производственные площади 250-300 кв.м. Кроме того, около 100 кв.м необходимо будет отвести под вспомогательные помещения. Стоимость аренды 1 кв.м
необходимого помещения — $1-5.

Персонал
Для обслуживания технологического оборудования по производству мюсли много персонала не нужно — одну линию в состоянии обиходить 5-6 чел. Еще столько же
придется задействовать на участке по производству фруктовых добавок. Кроме того, необходим технолог, контролирующий параметры процесса изготовления
продукции. Платить рабочему можно $100-150 в месяц.

Маркетинг
При формировании ассортимента продукции акцент нужно сделать на разработке смесей, максимально соответствующих предпочтениям потребителей. А это, в первую
очередь, плодово-ягодные мюсли с большой долей фруктовой рассыпки. Следует задуматься о построении эффективной системы сбыта. Для того чтобы “войти” в
розничные торговые точки, придется основательно потратиться на умасливание ритейлоров.

Кроме того, желательно сразу же зарегистрировать торговую марку — без этого эффективно продвигать продукцию сегодня невозможно. На начальном этапе
“раскрутки” надо постараться максимально охватить розничную торговую сеть. Когда же продукция уже будет представлена, придется потратиться на имиджевую
рекламу, а затем и на промо-акции по завоеванию лояльности покупателей. Рекламная кампания средней интенсивности (без участия TV) обойдется производителю в
$1-2 тыс. в месяц.
 




2024 © allbe.ru