Бизнес план предприятия по производству Мюсли
Бизнес план предприятия по производству Мюсли.
Спрос на мюсли и прочие сухие завтраки неуклонно растет , поэтому
новички еще могут найти свою нишу на рынке и заработать немного (а при
хорошем раскладе —
даже немало) денег.
Технология производства не настолько сложна, чтобы ее нельзя было
освоить. Основные средства необходимо направить на обеспечение
стабильного качества
продукции, создание торговой марки и последующую ее “раскрутку” до
состояния бренда.
Организация производства мюсли — проект довольно дорогой и непростой.
Поэтому начинать работу в этом направлении следует, только объективно
оценив свой
потенциал.
Деньги
Чтобы организовать производство мюсли, сначала необходимо потратить
$100-150 тыс. на покупку технологического оборудования. Стартовый
оборотный капитал —
$20-50 тыс. По данным операторов рынка, в зависимости от качества
продукции, уровня организации сбыта и маркетингового бюджета,
рентабельность производства
мюсли может составлять 15-25%.
Разрешения
Для создания производства мюсли необходимо получить разрешения двух
всенародно любимых инстанций — санэпидемстанции и пожарной охраны.
Получать лицензию или
что-либо подобное необходимости нет. Оформить все разрешительные
документы можно за пару месяцев, обеднев на каких-то $300.
Общегосударственных стандартов на мюсли в Украине пока нет. Поэтому
каждый производитель изощряется как может, разрабатывая собственные
технические условия
(ТУ) и утверждая их во всевозможных инстанциях.
Сырьё и упаковка
О сырье и упаковке для производства мюсли мы подробно рассказывали в
одноименной главке промышленного обзора (стр. 40-45). Хотим только
подчеркнуть, именно
качество сырья и дизайн упаковки являются теми факторами, которые
определяют конкурентоспособность готовой продукции.
Особых проблем с поставками сырья отечественные “мюслители” сегодня не
испытывают. Крупные комбинаты хлебопродуктов предлагают достаточное
количество
злаковых хлопьев по цене 1,6-2,5 грн. за 1 кг. Купить импортные
фруктовые добавки — ананас, папайю, банановые чипсы и иже с ними — не
проблема. Но цены
“кусаются”: 15-25 грн. за 1 кг. Поэтому отечественные производители
стремятся перейти на добавки из местных фруктов и ягод (клубника,
малина, чернослив),
которые дешевле экзотической сушки в 2-3 раза.
При разработке рецептуры мюсли особое внимание следует уделить вкусовой
согласованности отдельных компонентов. Например, гречневые хлопья и
арахис искажают
вкус других компонентов. Арахис в 5-6 раз дешевле грецких и лесных
орехов, поэтому его часто используют в недорогих сортах мюсли. Однако
идти по пути
удешевления рецептуры нужно осторожно, чтобы не отпугнуть потребителя
непривычным вкусом.
Технология
Ассортимент сухих завтраков, по большому счету, — синтез полета фантазии
производителя и его технологических возможностей. Развитым воображением
обладают все
отечественные производители мюсли, а вот с технологической составляющей
дела обстоят иначе.
Технология производства сухих завтраков не так проста, как может
показаться непосвященному: в ходе производства хлопьев каждое зернышко
претерпевает
воздействие нескольких технологических процедур и проходит расстояние до
60 км.
Качество конечного продукта напрямую зависит не только от качества
исходного сырья, но и от точного соблюдения установленных параметров
технологического
процесса. Подготовка к производству зерновой основы и вкусовых добавок
происходит по разным схемам.
Основной технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки — сушка
предварительно помытых и нарезанных плодов. Наиболее высокое качество
обеспечивает
технология сублимации (обезвоживания) сырья. Но это дорогое
удовольствие, и производители ограничиваются обычной сушкой при высоких
температурах.
При автоматической фасовке сухофруктов возможны проблемы.
Инжир, например, фасовать в автомате почти невозможно: на ягоду налипает
что угодно и механический паковщик не справляется с работой. Сушеные
смоквы либо
дополнительно досушивают, либо фасуют вручную.
Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят, сплющивают,
вспучивают, экструдируют и т.п. Один из наиболее эффективных способов
подготовки —
вспучивание. Увлажненное зерно быстро подогревают при помощи либо токов
высокой частоты, либо мощного потока инфракрасного излучения.
Вспучивание происходит
также при резком перепаде давления от высокого к нормальному или даже
чрезвычайно низкому.
Для производства овсяных хлопьев “Геркулес” семена охлаждают, затем
плющат на вальцовом станке с гладкими валками. Толщина полученных
хлопьев не должна
превышать 0,5 мм.
Качество злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам, основные
из которых влажность, мучнистость (способность хлопьев в процессе
транспортировки и
фасовки превращаться в муку) и развариваемость. Именно сложность
процесса технологической обработки зерна и заставляет производителей
мюсли приобретать
готовые хлопья, чтобы не возиться со столь сложным производством.
Процесс приготовления мюсли из готовых компонентов достаточно прост.
Ингредиенты взвешивают и дозируют по рецептуре. Зерно закладывают в так
называемый
дражировочный барабан и перемешивают. После этого смесь фасуют в
полипропиленовые пакеты и туда же “дофасовывают” заранее приготовленную
фруктовую рассыпку.
Зерновая смесь движется по одному конвейеру, вкусовые добавки — по
другому. В момент фасовки транспортеры соединяются, и в результате
получается готовая
продукция.
Последняя стадия технологического процесса — запаивание полипропиленовых
пакетов, наклейка этикеток и укладка в картонные короба.
Оборудование
Оборудование для производства сухих завтраков в Украине собирают:
предприятия ассоциации “Прома”, НПО “Росс” (г.Харьков), ООО
“Тронка-Агротех” (г.Киев).
Отечественное “железо” стоит относительно недорого и, как правило,
является универсальным (способным производить хлопья, кукурузные
палочки, подушечки и
т.д.). Специализированный комплект оборудования для изготовления овсяных
хлопьев “Геркулес” производительностью 1000 кг/ч стоит $101 тыс.
НПО “Росс” (г.Харьков) предлагает линию для производства “Геркулеса”
МАВ-К-28,0/380-100П мощностью 1 т/ч по цене $59 тыс.
Размещение оборудования в цехах и размеры проходов для его обслуживания
должны соответствовать требованиям ОСТ 18-434-84 “Процессы
производственные в
пищеконцентратной промышленности. Требования безопасности”, а также
отраслевых Правил техники безопасности и производственной санитарии.
Например, для защиты производственных и складских помещений от грызунов
необходимо окна подвальных помещений и отверстия в вентиляционных
каналах оборудовать
защитными металлическими сетками, а все “лишние” отверстия и щели для
трубопроводов в стенах и перекрытиях плотно “законопатить”.
Помещение
Генеральный план цеха должен соответствовать СНИП П-89-80 “Генеральные
планы промышленных предприятий. Нормы проектирования”, СНИП 245-71
“Санитарные нормы
проектирования промышленных предприятий”, СНИП 2.05.07-85 “Промышленный
транспорт. Нормы проектирования”. Если производство планируется как
долгосрочный
инвестиционный проект, следует задуматься о строительстве нового здания.
Если же дела с деньгами обстоят не очень хорошо, лучше арендовать
помещение на
каком-либо заводике продтоваров.
С точки зрения географического месторасположения производства, наиболее
привлекательны окрестности городов-миллионников. Во-первых, стоимость
аренды там
пониже, чем в центре, а во-вторых, эти территории максимально приближены
к местам концентрации спроса на сухие завтраки. Для размещения
оборудования
понадобятся производственные площади 250-300 кв.м. Кроме того, около 100
кв.м необходимо будет отвести под вспомогательные помещения. Стоимость
аренды 1 кв.м
необходимого помещения — $1-5.
Персонал
Для обслуживания технологического оборудования по производству мюсли
много персонала не нужно — одну линию в состоянии обиходить 5-6 чел. Еще
столько же
придется задействовать на участке по производству фруктовых добавок.
Кроме того, необходим технолог, контролирующий параметры процесса
изготовления
продукции. Платить рабочему можно $100-150 в месяц.
Маркетинг
При формировании ассортимента продукции акцент нужно сделать на
разработке смесей, максимально соответствующих предпочтениям
потребителей. А это, в первую
очередь, плодово-ягодные мюсли с большой долей фруктовой рассыпки.
Следует задуматься о построении эффективной системы сбыта. Для того
чтобы “войти” в
розничные торговые точки, придется основательно потратиться на
умасливание ритейлоров.
Кроме того, желательно сразу же зарегистрировать торговую марку — без
этого эффективно продвигать продукцию сегодня невозможно. На начальном
этапе
“раскрутки” надо постараться максимально охватить розничную торговую
сеть. Когда же продукция уже будет представлена, придется потратиться на
имиджевую
рекламу, а затем и на промо-акции по завоеванию лояльности покупателей.
Рекламная кампания средней интенсивности (без участия TV) обойдется
производителю в
$1-2 тыс. в месяц.
2024 © allbe.ru
|