Готовый бизнес план ночного клуба
Готовый бизнес план ночного клуба
Где еще можно забыть на время о личных комплексах и проблемах, курсе
доллара, ссоре с любимым человеком и, наконец, просто убить время?
Только в одном из ночных заведений, ставших в последние годы символом
красивой и беззаботной жизни. А что бы вы сказали насчет возможности
каждый вечер бывать здесь бесплатно, да еще зарабатывать на подобных
визитах? Спросите, как такое может быть? Очень просто: нужно открыть
свой собственный клуб.
Первые ласточки
Одним из самых первых в России ночных клубов стало московское заведение
под названием «Арлекино», открытое Анатолием Гусевым и Александром
Черкасовым в громадном фойе Киноцентра на Красной Пресне еще в 1991
году. Посорить деньгами сюда слетались «новые русские», бандиты и
нефтяники со всей страны и ближнего зарубежья. По словам бывших
работников, вложения в «Арлекино» окупились буквально за пару уик-эндов.
Основатели клуба потратились на его обустройство по минимуму: не стали
ничего менять в интерьере, ограничившись покупкой дешевых пластиковых
столиков и подвешиванием несколько световых приборов под потолком. Но
при этом стоимость входного билета в обычные дни была $50, в дни
выступлений звезд – до $600, а помещение вмещало около тысячи человек.
Понятно, что «такие» деньги не могли обойти стороной московские бандиты.
«Арлекино» пытались взять под контроль ореховская и бауманская
преступные группировки, и логичным завершением истории дискотеки стало
убийство Анатолия Гусева в 1997 году. А потом умер и клуб.
– Концепция огромного и плохо оформленного зала себя полностью изжила.
Мы не выдержали конкуренции с новыми модными заведениями, появившимися
по всей Москве, – считает бывший директор «Арлекино» по персоналу
Алексей Игнатьев.
Новые клубы были уже более сегментированными и профессиональными:
дискотеки «Джамп» и «Пилот», клубы для модной молодежи «Пентхаус» и «Птюч»;
дорогие заведения типа «Метелицы» и «Утопии». Некоторые ради престижа
содержали крупные банки. Однако почти никто из этих заведений до
сегодняшних дней тоже не дожил, а оставшиеся уже не приносят прежних
денег своим владельцам.
И только с середины 90-х клубный бизнес стали определять промоутеры и
арт-директоры, по крайней мере, точно знающие, как вести бизнес нельзя.
Московские клубы начали приобретать тот классический имидж, который им
присущ на Западе, – места, где собираются единомышленники, ведущие
одинаковую жизнь, предпочитающие один и тот же стиль в одежде и музыке.
– Главная задача промоутера – каждый вечер создавать праздник. Именно от
профессионализма этого человека зависит успех или неуспех заведения, –
утверждает Андрей Фомин, известный в Москве промоутер и шоумен,
учредитель ежегодной награды Night Life Award, которая вручается лучшим
клубам года.
Выучиться на промоутера невозможно: такой специальности нет ни в одном
вузе. Он определяет основное направление клуба, которое находит
отражение во всем – от освещения до цены коктейлей. Он организует
тематические вечеринки, приглашает на них артистов и других известных
персонажей. И он же в российских условиях обычно совмещает в одном лице
роли владельца клуба, его управляющего и арт-директора. Бизнесу это
совместительство отнюдь не способствует. Но по-другому работать наши
клубные деятели пока что не научились.
Дешево и модно
Все клубы делятся на три условные категории: закрытые, демократичные
молодежные и тематические – для любителей джаза, фанатов рока или
представителей секс-меньшинств. Так что если вы намерены заняться
клубным бизнесом, для начала нужно определить, какое направление вам
ближе. Ведь абсолютно всем угодить невозможно, а делать что-то чуждое
для себя лучше и не пытаться.
Труднее всего работать с посетителями закрытых клубов – богемой и
«золотой молодежью». Тут без профессионального промоутера просто не
обойтись. Так, открывшееся в 1998 году «Джаз кафе» своим успехом обязано
таланту и опыту югослава Синиша Лазаревича, раньше работавшего в ночных
клубах Италии и Белграда. Интересно, что владельцами «Джаз-кафе» в
интерьер, мебель и оборудование было вложено минимум средств, а на
рекламу вообще не было потрачено ни копейки. Вся стратегия Лазаревича
строилась на создании вокруг клуба ажиотажа, атмосферы богемной тусовки,
плюс строжайший фэйс-контроль. Чтобы попасть в «Джаз-кафе», надо было
быть «в доску своим» для его завсегдатаев: одеваться в определенном
стиле, ездить на машинах определенной марки и т. д. Охране на входе
могло просто не понравиться ваше лицо – и даже мешок денег не помог бы
получить пропуск. Говорят, так однажды случилось с неким влиятельным в
московском правительстве человеком, и он поспособствовал, чтобы
«Джаз-кафе» закрыли.
В клубах такого типа деньги за вход не берут. Прибыль приносят только
покупки в баре, которые делают посетители. Но цены в нем – запредельные.
Чашечка кофе – $10, коктейль – $50. При том, что исходные ингредиенты
напитков стоят в несколько раз дешевле. При минимальных вложениях
(интерьер декорируется недорого, но ярко, кухни обычно нет, и дорогое
оборудование не нужно) подобный клуб может приносить не одну сотню тысяч
долларов ежегодно. Правда, обычно такие клубы существуют не более двух
лет. А когда бум проходит, владелец его просто закрывает, чтобы открыть
заведение в новом месте. Тот же Синиша Лазаревич осенью 1999 года создал
новый клуб «Circus» (в подвале Цирка на Цветном бульваре). Возможно,
история с обиженным московским чиновником просто стала красивой
легендой, объясняющей исчезновение «Джаз-кафе». Клубный бизнес такого
типа чисто спекулятивный, но тем он и хорош.
– Высший пилотаж – это задорого продать уже много раз окупившее себя
заведение на гребне популярности, через полтора-два года работы, –
утверждает Андрей Фомин. – Клубный бизнес очень напоминает игру на
акциях инновационных компаний – рискованную, но невероятно прибыльную и
захватывающую.
В сегодняшней ситуации окупиться успешный клуб может достаточно быстро –
всего за год. Но у таких клубов для избранных есть один существенный
недостаток: узкий круг потенциальных клиентов, особенно в провинции. Эта
технология подходит больше для столиц и городов-миллионников. По
подсчетам Андрея Фомина, даже в таком огромном городе, как Москва,
конкурентная борьба между закрытыми клубами идет не более чем за 5 тыс.
потенциальных клиентов в возрасте от 25 до 40 лет, достаточно
состоятельных, модных, но главное – ведущих ночной образ жизни.
Танцы с демократией
Демократичные молодежные клубы охватывают гораздо большую потенциальную
аудиторию – под 100 тыс. человек только в Москве. Их основные посетители
– школьники и студенты от 15 до 25 лет, способные выложить за билет от
50 до 150 рублей. Эти клубы – фактически наследники дискотек в Домах
культуры и школах. Тут личность промоутера уже не так важна. Главное –
много света, погромче музыка и побольше рекламы. И тогда ежевечерний
наплыв пьяных подростков гарантирован. В отличие от закрытых клубов,
основную прибыль молодежные получают именно от продажи входных билетов.
Денег у студентов немного, и большинство предпочитает накачаться
алкоголем у ближайшей дешевой палатки.
Одно из самых эффективных средств рекламы для молодежного клуба –
распространение флаеров – маленьких бумажек, которые раздают молодые
ребята у метро и в университетах, с указанием информации о заведении.
Обычно сам распространитель (тоже из числа посетителей) получает до 10%
от цены входного билета (на каждом флаере написан его индивидуальный
номер), плюс бесплатный вход в клуб. Но главное, конечно, это
«сарафанное радио», а слухи в молодежной среде о новом «чумовом месте»
распространяются быстрее, чем в Интернете. Если в клубе все сделано
правильно – он имеет все шансы на успех.
Впрочем, если подойти к делу с фантазией, то можно вообще обойтись без
рекламы. Так, скажем, работает московский клуб «Свалка», в котором
постоянно проходят какие-то специальные вечеринки, которые с
удовольcтвием освещают СМИ: вечер памяти Элвиса Пресли, концерт группы «Металлика»,
антифашистская акция и т. д.
Очень многое зависит от приглашенного ди-джея, ставящего «правильную»
музыку. В Москве хороший DJ стоит от $50 до $150 за ночь, если это,
конечно, не звезда, которая может получать до $500. Но основные затраты
при организации подобного шумного местечка – это свет и звук.
Прибыль от входных билетов нетрудно подсчитать. Клуб «средней руки»
может вместить в субботний или воскресный вечер до 500 человек. При цене
билета в 100 рублей выручка получается уже на уровне 50 тыс. рублей.
Примерно столько же в среднем приносит бар. Итог – 100 тыс. рублей по
самому минимуму. За вычетом затрат – на аренду помещения, зарплату
сотрудников, аренду оборудования – доход может составить от 20 до 50%.
Правда, из этой суммы нужно еще уплатить налоги. Но здесь каждый
выкручивается как может, и дать даже ориентировочные расходы невозможно.
По словам менеджеров демократичных заведений, залог успеха – гибкая
ценовая политика. В будни, конечно, число посетителей может уменьшиться
в три раза. Самый провальный день – понедельник. Поэтому многие клубы
устраивают в этот день выходной или делают вход бесплатным.
Не в меньше, чем от ди-джея, прибыль клуба зависит от бармена. Важно,
чтобы он наладил четкий контроль за расходом напитков и ассортиментом –
в молодежных клубах должно быть море пива по 40 руб. А в целом, по
сравнению с магазинной, наценка на напитки варьируется от 100 до 300%.
Живьем
Для клубов, где играет «живая» музыка, проблема № 1 – приглашение
интересных музыкантов.
– Ежедневно мне в клуб приносят от пяти до десяти демонстрационных
кассет и дисков с различными новыми группами, – рассказывает Павел
Комакин, промоутер клуба «16 тонн». – Удача, если за месяц во всем этом
ворохе удается отыскать одну-две стоящие группы. Приходится приглашать
звезд, а это недешево. Хотя нам, конечно, это несколько проще, чем
многим другим. Земфира, «Мумий Троль», «Танцы минус» и Б2 свои живые
выступления начинали именно у нас.
Концертные расценки таковы. В Москве часовое выступление начинающих
музыкантов обойдется минимум в $150. Звезда стоит до $10 тыс. Но,
правда, все это может с лихвой окупиться. К примеру, входной билет в «16
тонн» в день выступления широко известного артиста стоит $15-20, а клуб
вмещает до 600-670 человек.
Что касается провинции, то здесь гонорары «звезд» обычно превышают
столичные в 1,5-2 раза и выступают они, как правило, на стадионах и в
дворцах культуры. Провинциальные клубы c популярными артистами работают
крайне редко.
– Для поддержания интереса к клубу, а также из-за нехватки отечественных
исполнителей, приходится регулярно приглашать западных музыкантов.
Гонорары они берут примерно те же, что наши, но общие расходы сильно
возрастают за счет авиабилетов и оплаты гостиницы, – продолжает Павел
Комакин. – Чтобы быть в курсе того, что происходит в музыкальном мире,
мне приходится постоянно следить за новинками шоу-бизнеса и
альтернативной музыки, выписывать западные журналы и заглядывать на
актуальные интернет-сайты.
В силу всех этих причин ни одному, даже успешному, клубу не помешает
помощь спонсора. По утверждению Андрея Фомина, проще всего договориться
с табачно-алкогольными компаниями, испытывающими трудности с рекламой в
СМИ. В некоторых случаях спонсорская помощь может составлять от
нескольких десятков до $100 тыс. за вечеринку.
В тему
Людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией намного больше, чем
привыкло думать наше гетеросексуальное общество. По статистике, к
таковым относятся до 7% мужчин и женщин. А если к ним прибавить еще 20%
бисексуалов, то получается весьма внушительный круг потенциальных
посетителей, на которых могут рассчитывать «голубые» и «розовые» клубы.
Причем, опять же по статистике, обеспеченных людей среди геев больше,
чем среди натуралов. Согласитесь, было бы глупо не использовать этот
потенциал.
В Москве и Питере его и используют на полную катушку. Только в столице
сейчас успешно работают пять гей-клубов. Причем что интересно – до
половины их посетителей к гей-движению не имеют никакого отношения.
Просто им нравится атмосфера свободы, раскрепощенности, бесконфликтности
и веселья, традиционно царящая во всех «голубых» заведениях.
Правда, есть один маленький, но существенный нюанс. Начиная подобный
бизнес, вы должны как минимум знать специфику этой публики и быть
вхожими в тусовку. По утверждениям большинства владельцев гей-клубов,
для них содержание клуба является бизнесом в последнюю очередь, в первую
– это стиль жизни.
Илья Абатурин стал одним из буревестников «клубной голубой революции»,
причем попал он в этот бизнес достаточно случайно. В начале 90-х Илья
занимался международным туризмом, а в 1994, скопив немного денег, на
паях с партнерами открыл ресторан «Премьера» в Театре киноактера.
– После открытия ресторан начал пользоваться популярностью именно у
людей гомосексуальной ориентации. Фактически он стал неформальным местом
сбора геев со всей Москвы, – рассказывает Илья Абатурин. – Однако из-за
непомерного аппетита директора театра, постоянно поднимавшего арендную
плату, нам пришлось его закрыть. И тогда мы решили рискнуть и сделать
совершенно новый проект: открыть постоянный гей-клуб. Тогда я не только
понятия не имел о специфике этого бизнеса, но даже не представлял, что
такие заведения существуют на Западе. До всего приходилось доходить
своим умом. В результате семь лет назад появился клуб «Три обезьяны», а
еще через два года – «Центральная станция».
Сегодня между гей-клубами в Москве уже ощущается достаточно сильная
конкуренция. Для привлечения публики в ход пускаются все средства– от
предоставления скидок, организации травести-шоу, мужского стриптиза и до
оборудования т. н. «dark room» – сейчас ни один гей-клуб не обходится
без подобной комнаты, где в полной темноте можно со своим новым
партнером делать все что угодно. (Кстати, «нормальные» клубы тоже взяли
этот сервис на вооружение. Например, «Парк Авеню Диско» оборудовал в
подвале несколько плотно закрывающихся кабинок, в каждой установив по
телемонитору с эротикой и диванчику. Что поделаешь: человека всегда
привлекает все, что аморально или под запретом, и хозяева ночных
заведений на этом отлично зарабатывают.) По словам владельцев московских
гей-клубов, ежегодно клиенты оставляют им в общей сложности до $1 млн.
наличными.
– В клубной конкуренции главное – даже не привлечь нового клиента, а
удержать его. Геи по своей природе очень любопытны и всегда пойдут в
новое заведение, но вот останутся ли они там – это еще вопрос, – делится
опытом Илья Абатурин.– К примеру, в день открытия нового гей-клуба «Студио»
число посетителей «Центральной станции» уменьшилось почти на 40%, но уже
через две недели восстановилось.
Интересная особенность гей-клубов: вход для девушек стоит в два раза
больше, чем для ребят. По идее, эта мера должна ограничить численность
посетительниц женского пола. Но срабатывает она плохо: девчонок в
гей-заведениях все равно полно. Московские власти, как ни странно,
никогда не препятствовали подобному «нетрадиционному» бизнесу,
предпочитая реальные деньги от налогов, но в провинции все может быть не
так-то просто. По словам владельца одного клуба, «нас десяток, а
чиновник один, и имеет он (чиновник) денег столько, сколько не
заработать ни одному клубу».
Охрана на все времена
Во всех, даже очень цивилизованных, странах считается, что под покровом
ночи в клубах творятся разные темные дела, ходят наркотики, «грязные»
деньги, и немалая толика справедливости в этом есть. Не говоря уже о
том, что среди посетителей нередко попадаются люди, перебравшие алкоголя
и прочих стимуляторов. Поэтому еще один из китов, на которых стоит любой
клуб, – надежная система охраны. Создать ее вы можете сами либо нанять
профессиональных людей из охранных агентств. В Москве их услуги стоят
$2-5 в час, и пяти-шести человек на заведение средней руки будет вполне
достаточно. В обязанности секьюрити будет входить выставление за дверь
разбушевавшихся клиентов и локализация конфликтов. Но должны они это
делать так, чтобы другие посетители были не в курсе того, что происходит
на самом деле (а это зависит уже исключительно от профессионализма
охранников). Ранее многие клубы пользовались услугами милиции, как
гаранта безопасности, но сейчас от этого отказались: человек в форме
сильно напрягает многих посетителей.
Главная же опасность, которая подстерегает владельца клуба, – наркотики
и наркодилеры. Стоит поступить соответствующему сигналу в РУБОП – и в
зал могут ворваться люди в камуфляже и масках, положить посетителей на
пол, обыскать и отправить в каталажку. К примеру, подобное не раз
случалось в первом московском гей-клубе «Шанс». По слухам, из-за проблем
с наркотиками закрылся клуб «Плазма».
Но это, как говорится, совсем другая история. Вы-то наверняка, открывая
свое заведение, собираетесь работать долго и честно.
Сколько можно заработать?
Счет Долларов, в ср. за мес. Процентов, в ср. за мес.
Выручка, в том числе 42500 100,0
-от продажи билетов по будням 2500 5,9
-от продажи билетов по выходным 18750 44,1
- выручка бара 21250 50,0
Расходы, в том числе 27400 64,4
- на аренду помещения (250 кв.м) 6250 14,7
- на приглашение артистов 2400 5,6
-на закупку спиртного 10625 25,0
- на зарплату персонала (15 чел.) 6000 14,1
- прочие 2125 5,0
Прибыль (без учета налогов) 15100 35,6
На такой результат может рассчитывать клуб среднего уровня на окраине
Москвы, который каждый вечер по будням посещает 100 человек, а по
выходным - 500 человек. При этом предполагается, что в будни входной
билет стоит 50 рублей, а в выходной день - 150 рублей.
Оборудование: на любой свет и цвет:
После того как вы определитесь с концепцией развлекательного заведения и
подыщите подходящее помещение, начнется его проектирование и
строительство
Еще на стадии утверждения строительного плана клуба необходимо
пригласить специализированную фирму по установке света и звука (в Москве
их около 50). Не обладая достаточным опытом, самостоятельно закупить и
смонтировать оборудование практически невозможно. Для специалистов важны
несколько параметров помещения: площадь, форма периметра, высота
потолков, расположение столиков, сцены и барной стойки. Одно из самых
важных условий, от которого зависит набор световых приборов, –
стилистика музыки. К примеру, для диско и выступления эстрадных артистов
используют яркие цветные лучи, блуждающие по залу, и зеркальные шары.
Молодежные клубы, где играют транс или рейв, предпочтительно освещать
холодными голубыми и синими цветами, выбеливающими лица людей, а также
использовать вспыхивающие стробоскопы и зеленые лазеры по цене от $2
тыс.
– Для клуба с размером основного танцзала в 120-150 кв. м вполне можно
создать качественный свет и звук за $15 тыс., – утверждает директор
фирмы «X-Light group» Николай Оганесян. – При этом соотношение затрат
примерно такое: две трети приходится на свет, а одна треть – на звук.
Свет всегда стоит дороже, так как монтаж его труднее выполнить. Хотя
подчас звуковое оборудование для клуба оказывается более важным. Скажем,
когда клуб специализируется именно на живых выступлениях. И тогда
соотношение может быть 50/50.
Подбирая помещение для небольшого клуба, желательно остановить выбор на
зале с высотой потолков до 4 м, т. к. это непосредственно влияет на
стоимость приобретаемой аппаратуры. Осветительные приборы, которые могут
«пробить» расстояние в 4 метра, почти на 30% дешевле более мощных, с
лучами, преодолевающими 8 м. Также для правильного размещения света
необходимо заранее знать, будет ли в клубе какое-либо шоу, для которого
нужна отдельная подсветка. К примеру, стриптиз требует яркой точечной
заливки сцены следящей пушкой и ультрафиолетом.
Один из важнейших параметров, по которым выбирается световая или
звуковая аппаратура, – время бесперебойной работы лампы. Если она будет
эксплуатироваться больше 12 часов, надо выбирать технику с повышенным
ресурсом. И лучше не поддаваться соблазну сэкономить, покупая дешевый
аппарат, в котором лампы рассчитаны всего на 150 часов работы. Грамотнее
приобрести более дорогую установку, но со сроком службы 2000 часов.
Мощные лампы стоят достаточно дорого – до $50, и, если их часто менять,
никаких денег не хватит.
Неинтеллектуальные световые приборы (то есть те, что реагируют только на
музыкальное сопровождение) стоят в среднем от $100 до $400, а
интеллектуальные (их работу можно программировать или регулировать с
пульта) – уже как минимум $500. Но для «простого» клуба вполне подойдет
и первый вариант.
Какая техника качественнее? Совсем не обязательно самая дорогая.
Известные западные марки стоят процентов на 30 дешевле, чем китайские и
тайваньские приборы. Но производятся они обычно на одних и тех же
заводах в Юго-Восточной Азии. Не стоит пренебрегать и отечественными
приборами. Они зачастую не хуже зарубежных аналогов. Причем если китайцы
нередко используют пластиковые линзы, которые со временем теряют
прозрачность, то наши заводы – только натуральные стеклянные, плюс
надежное железо (вместо пластика).
Акустические характеристики зала определяют не только размер помещения,
но и материалы, применяемые для внутренней отделки. Мягкие кресла, ковры
поглощают звук; гипсокартон, зеркала и мрамор, наоборот, отражают. Но и
чрезмерное поглощение, и чрезмерное отражение звука – негативные
явления. Поэтому специалисты стараются их нейтрализовать. Для
звукоизоляции применяются специальные панели «экофон». Но решить эту
задачу полностью невозможно. Поэтому клуб может располагаться только в
нежилом помещении. В Москве это даже закреплено законодательно.
Если в клубе будут выступать и музыканты, и DJ, то необходима звуковая
система мощностью 7-8 кВт, состоящая из двух широкополосных акустических
систем, двух двухполосных, четырех низкочастотных, кроссовера
(контроллера), блока обработки (эквалайзеры, компрессоры), и
оборудование для DJ (пульт, «вертушка»). Если выступления «вживую» не
планируются, то на звуковой системе можно сэкономить процентов 20.
Несмотря на торжество новейших электронных технологий, специалисты не
советуют устанавливать в клубе, особенно с «живым» звуком, цифровые
источники звука. Передать все оттенки и мягкость звучания пока возможно
только на аналоговой аппаратуре. Именно за это специалисты так ценят
старые виниловые пластинки, на которых нет «мертвых» пауз между песнями.
И даже современные DJ, работающие с винилом, стоят в два раза дороже
тех, кто использует CD.
Обычно монтаж приборов оценивается в 10-15% от стоимости оборудования,
по времени он может занять от недели, и это необходимо брать в расчет.
Причем лучше всего этим заняться еще на стадии черновых работ.
– К сожалению, заказчики чаще приходят выбирать установку тогда, когда
отделка клуба уже закончена, – сетует Николай Оганесян. – Поэтому
возникают серьезные проблемы: приходится долбить монолитные потолки и
делать другие работы. Бюджета, как обычно, не хватает. Причем такой
непредусмотрительностью страдают даже дорогие клубы. К примеру,
небезызвестный«Шамбала» потратил около $150 тыс. на ремонт и отделку, но
когда подошло время устанавливать аппаратуру, его менеджеры пришли в
специализированную фирму с $5 тыс., которых явно мало для высокого
качества.
Впрочем, в ремонт вовсе не обязательно вкладывать миллионы. Во многих
случаях все можно сделать очень стильно и недорого, да и царящий в зале
полумрак, вспышки света способны скрыть дефекты помещения (вы же не
дорогой ресторан открываете).
Например, один из популярнейших московских клубов «Свалка» раскрутился в
кратчайшие сроки во многом благодаря оригинальному интерьеру: стильным,
из грубого дерева, табуретам, таким же грубым столам и оригинальной
находке – настоящим капотам американских автомобилей с мерцающими в
темноте фарами. Не менее модное местечко «Пропаганда» также сильно
сэкономило на интерьере, который его менеджер Владимир определил как
«минималистический индастриал»: грубое дерево и не менее грубый металл,
плюс крашеный кирпич.
Основные световые приборы для клуба:
Наименование Цена за шт., $
Центральный 1500 - 2000
Сканеры 500 - 1500
Вращающиеся головы от 700
Стробоскопы 70 - 250
Даммашина от 80
Зеркальный шар 40 - 100
УФ-лампы 20
2024 © allbe.ru
|