сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Бюджет предприятия

Бюджет предприятия

Формирование структуры бюджета предприятия. Бюджетный процесс, протекающий на предприятии, можно представить как периодически повторяющиеся процедуры формирования, согласования и утверждения бюджетов, а также контроля их исполнения и анализа отклонений.

В связи с этим, деятельность, направленная на структурирование бизнес-процессов, распределение функций и ответственности конкретных лиц за результаты хозяйственной деятельности, является базисом для выполнения текущих процедур в системе бюджетирования.

Разработка структуры бюджета предприятия, по мнению специалистов, занимающихся постановкой бюджетного управления, является одной из первоочередных задач, осуществляемых на этапе постановки системы бюджетирования.

Рассмотрим задачу структуризации бюджета предприятия, разделив ее на составляющие:
Формирование бюджетной структуры
Построение финансовой структуры

Формирование бюджетной структуры

На этом этапе определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их наполняемость. Состав и структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

Сводный бюджет предприятия состоит из совокупности операционных и финансовых бюджетов, содержащих финансово-экономические показатели деятельности организации на предстоящий период.

Операционные бюджеты определяют планируемые операции для сегмента или отдельной функции предприятия. Финансовые бюджеты позволяют получить представление о планируемых результатах деятельности, финансовых потоках, ожидаемых изменениях экономического потенциала и финансового состояния.

В действительности, наряду с операционными и финансовыми бюджетами формируются и другие виды. Например, дополнительный бюджет, который предусматривает финансирование мероприятий, не включенных в состав основного бюджета. Приростной бюджет, который формируется путем индексации данных предыдущего бюджета.

Взаимосвязь бюджетов

Внутренняя структура бюджетов формируется на основе справочников бюджетных статей и элементов. В этой связи, описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, в которых будет осуществляться ведение бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, активов и пассивов прогнозного баланса, а также бюджета продаж и бюджета закупок и др. в виде справочников.

В существующей версии программного продукта «КИС:Бюджетирование» структура бюджета представлена в виде бюджетного классификатора, позволяющего задать иерархию бюджетных статей и определить ответственность структурных подразделений за бюджетные элементы, и выступает "краеугольным камнем" для формирования системы бюджетирования. Например, от степени детализации бюджетных статей в структуре бюджета, отражающих реализацию основной продукции предприятия, зависит формирование прогнозного спроса потребителей. Если в структуре бюджета предусмотреть подробную детализацию, т.е. выбрать в качестве бюджетных элементов конкретные продукты, то и прогноз нужно будет составлять по каждой номенклатуре отгружаемой продукции. Данный подход жесткой взаимосвязи структуры бюджета с входными данными, в некоторых случаях значительно тормозит бюджетный процесс.

В действительности, на этапе составления прогнозного портфеля заказов используются данные корпоративных справочников номенклатур по готовой продукции, товарам и услугам, а также информация по различным аналитическим разрезам (контрагенты, договора, регионы, менеджеры и т.д).

Выходные бюджетные данные, формируемые посредством согласования производственных возможностей и планируемых потребностей, могут изображаться в бюджетных формах в различных представлениях.

Статьи бюджета могут быть практически любые, в зависимости от вида деятельности предприятия, но, как правило, подразделяются на две основные группы - "Доходы" и "Расходы", именно поэтому часто употребляется термин "Бюджет доходов и расходов".

Детализация статей может доходить до вложенности в 5-10 уровней. И в зависимости от того, насколько детально будут сформированы статьи бюджета - настолько детально можно будет в дальнейшем провести анализ полученных данных. Подобно тому, как защита данных не должна превышать стоимости данных, при формировании статей бюджета нужно придерживаться того, что бы уровень детализации статей бюджета был бы сопоставим с оборотами по каждой статье.
 




2024 © allbe.ru