сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Принципы бухучета

Принципы бухучета

Все предприятия, независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества согласно действующему законодательству. При этом бухгалтерскому учету предъявляются следующие требования: контроль за наличием имущества, ресурсов; объективность и точность определения затрат, налогов; доступность информации о хозяйственных процессах. Хозяйственный учет бывает оперативным, статистическим, бухгалтерским.

Оперативный учет представляет собой учет оперативной информации (выпуск продукции, учет поставок и т.п.), учет каждой проводимой операции на основе документации (договора, накладные).

Статистический учет представляет собой исследование процессов в экономике с целью анализа и прогнозирования.

Бухгалтерский учет - сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документирования, регистрации и обобщения хозяйственных процессов в денежном выражении.

Основные объекты учета делятся на 2 группы:

1. средства (в бухгалтерском учете называются активы) - это то, чем владеет предприятие;
2. источники средств (в учете называются пассивы).
Информация о хозяйственных процессах отражается и обобщается на счетах, которые приведены в Плане счетов бухгалтерского учета. Счета бывают активные и пассивные. Активные счета отражают средства предприятия, а пассивные - источники средств. Увеличение активного счета отражается по дебету, уменьшение - по кредиту. Увеличение пассивного счета отражается по кредиту, а уменьшение - по дебету.

Для всех видов средств и источников бухгалтер предприятия ведет учетные регистры - это различного рода журналы и книги учета, ведомости, таблицы, файлы.
Любая хозяйственная операция представляется в виде проводки. В проводке соединяются два номера счетов. Первый номер всегда пишется по дебету, а второй - всегда по кредиту. Например, Д 51 К 62. Проводку бухгалтер составляет только на основании документа, в котором отражается хозяйственная операция.
Проводки составляются на основании содержимого документа и инструкций Министерства финансов (МФ) или Государственной налоговой службы (ГНС).

Общие правила составления проводок
1. Если увеличиваются средства, то это дебет операции;
2. Если средства уменьшаются, то это кредит операции;
3. Если увеличиваются источники, то это кредит операции;
4. Если источники уменьшаются, то это дебет операции.

Существует два основных принципа, которыми руководствуются все бухгалтеры.

1. Принцип бухгалтерской сбалансированности.
В основе этого принципа лежит учет активов, которыми владеет предприятие, и учет своих обязательств, то есть того, что предприятие должно другим.
Активы - это все материальные предметы и нематериальные права, которые предприятие эксплуатирует для получения прибыли.
Обязательства - это задолженность предприятия перед другими лицами, организациями или государством.
Та часть, которая остается после вычитания из активов обязательств, называется собственным капиталом. Это правило является основой принципа бухгалтерской сбалансированности:


АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ.


В этом уравнении обязательства стоят на первом месте потому, что обязательства перед внешними инвесторами должны погашаться в первую очередь по отношению к владельцам или акционерам.

2. Система двойной записи.

Появление системы двойной записи в 1494 году связано с именем Фра Лука Пачоли, итальянского монаха. Он объяснил, что у любой сделки есть две зачетные стороны. И поэтому по системе двойной записи каждая операция должна быть двусторонне и взаимосвязано зарегистрирована. Если сделка зарегистрирована таким образом, то какие бы операции не совершались, сохраняется принцип бухгалтерской сбалансированности. Например, Вы решили открыть фирму на берегу озера Круглого по прокату водных велосипедов. Вы владеете 40 000 рублей, таким образом, начальное уравнение бухгалтерской сбалансированности показывает, что:


(40 000 = 0 + 40 000)
(АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ)


Вам необходимо приобрести водные велосипеды на сумму 60 000 рублей. Вы берете кредит в банке - 20 000 рублей. Эти 20 000 по принципу двойной записи должны быть записаны на счет кассы в 'активы', а также на счет банковской ссуды в 'обязательства'. Это позволит бухгалтерской сбалансированности остаться в равновесии.


60 000 = 20 000 + 40 000
(АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ)


Вы покупаете 20 водных велосипедов на сумму 60 000 рублей. Активы переходят из наличных денег в товарные запасы, на одну часть этих запасов, стоимостью 20 000 рублей, претендует кредитор, а другая часть запасов, стоимостью 40 000 рублей, представляет ваш собственный капитал. Уравнение бухгалтерской сбалансированности не меняется. Предположим, что за один месяц работы Вы получили 8 000 рублей за прокат велосипедов. Издержки составляют 5 000 рублей (заработная плата, арендная плата и 2 000 рублей износа велосипедов). Ваша прибыль составила 3 000 рублей, которые включаются в актив и составляют часть вашего собственного капитала. Уравнение бухгалтерской сбалансированности теперь выглядит так:


63 000 = 20 000 + 43 000
(АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ)

 




2006-2019 © allbe.ru