Самосвалы
Самосвалы
В советское время самосвал был очень распространенным типом грузового
автомобиля. Самыми легкими считались самосвалы, выполненные на шасси
автомобилей ГАЗ и ЗИЛ. По сравнению с базовой бортовой машиной у них
иногда были укорочены колесная база и задний свес рамы, но существовали
варианты и с «длинным» шасси. Отечественные автозаводы продолжают выпуск
модернизированных вариантов советских самосвалов, но за последние 10 лет
появились и полностью новые модели. В этом обзоре мы расскажем о
двухосных самосвалах российских марок полной массой менее 12 т и
грузоподъемностью менее 6 т.
Два самых известных в прошлом производителя «легких» самосвалов –
Саранский завод автосамосвалов (ОАО «САЗ») и Мытищинский
машиностроительный завод (ММЗ, он же ЗАО «Метровагонмаш») – и в наши дни
остаются основными в России. В модельном ряду этих заводов много
строительных и сельскохозяйственных самосвалов, созданных путем
модернизации машин советского периода, но только на шасси современных
моделей московских и нижегородских грузовиков.
Типичный пример – долгие годы выпускавшийся под маркой ГАЗ-САЗ-53Б
саранский самосвал сельскохозяйственного назначения с трехсторонней
разгрузкой. Колесная база и длина рамы у него такие же, как у базового
бортового грузовика. Объем платформы – 5 м3, надставные борта
увеличивают его вдвое, до 10 м3. Сейчас такой автомобиль предлагают в
двух модификациях. Вариант с бензиновым 8-цилиндровым двигателем на базе
ГАЗ-3307 обозначается индексом ГАЗ-САЗ-3507-01
(ГАЗ-330720-221-09-122-20). Такие машины считались основной моделью в
1990-е годы. Вторая модификация с индексом ГАЗ-САЗ-35071
(ГАЗ-330900-071-09-122-20) – тот же самосвал, но на шасси ГАЗ-3309 с
4-цилиндровым дизелем ММЗ-Д245.
ГАЗ-САЗ-2504
(ГАЗ-330720-221-09-213-20)
У дизельного самосвала по сравнению с бензиновой версией на 200 кг выше
снаряженная масса и на 90 кг – полная. Грузоподъемность примерно
одинаковая – 4,1...4,3 т, но дизельная модификация заметно экономичней:
при скорости 60 км/ч расход «солярки» 14 л/100 км, тогда как расход
бензинового двигателя – 19,6 л.
Саранский завод до настоящего времени продолжает выпуск знаменитого
самосвала с предварительным подъемом платформы, предназначенного для
загрузки бункеров сельскохозяйственных машин и механизмов. Под
платформой у него находится подъемно-опорное устройство из
пространственного шарнирного многозвенного механизма с двумя
телескопическими силовыми гидроцилиндрами, позволяющее поднять платформу
при разгрузке на 1,2 м. Автомобиль может работать и как обычный
самосвал, т. е. без предварительного подъема кузова на высоту. Вариант с
минским дизелем обозначают индексом базовой модели ГАЗ-САЗ-25045
(ГАЗ-330900-071-09-213-20), с бензиновым двигателем ГАЗ-САЗ-2504
(ГАЗ-330720-221-09-213-20). Вместимость кузова этих автомобилей – 5 м3,
грузоподъемность – 3,5 т.
ГАЗ-САЗ-3507-01
В последние годы в производственной программе САЗа появилась машина,
аналога которой в прошлом не было: строительный самосвал с платформой
ковшового типа на шасси «газика». Платформа со скосами боковых бортов
опрокидывается только назад. Бензиновый вариант называется ГАЗ-САЗ-35072
(ГАЗ-330720-221-09-229-20), дизельный – ГАЗ-САЗ-35072-10
(ГАЗ-330900-071-09-229-20). В кузове объемом 4,5 м3 такой самосвал
перевозит до 4,2 т насыпных грузов. Полная масса примерно на 50 кг
меньше, чем у сельскохозяйственного самосвала с трехсторонней
разгрузкой. Полная масса всех моделей саранских самосвалов на шасси
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 около 8 т.
Метровагонмаш издавна славится строительными и сельскохозяйственными
самосвалами на базе автомобилей ЗИЛ. До наших дней на конвейере
находятся две модели самосвала с колесной базой 3800 мм, такой же, как у
бортового ЗИЛ-130 и его прямых «наследников»: бензинового ЗИЛ-4333 и
дизельного ЗИЛ-4329.
Машина, оснащенная платформой с прямыми бортами, разгружаемой на три
стороны, ведет происхождение от ЗИЛ-ММЗ-554 1970-х годов. Ее нынешний
вариант с кабиной современного ЗИЛа и бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10
называется ЗИЛ-ММЗ-45065. В каталоге автомобилей ЗИЛ 2005 года
представлена также модификация с белорусским дизелем ММЗ-Д245. У данного
самосвала объем платформы 6 м3, в случае установки надставных бортов в
него поместится уже 12,5 м3. Грузоподъемность – 5,7 т.
МАЗ-ММЗ-450260
Строительный самосвал с разгрузкой назад и скосами в нижней части
боковых бортов, когда-то носивший индекс ЗИЛ-ММЗ-4505, на современном
шасси с новой кабиной получил обозначение ЗИЛ-ММЗ-45085. Эта модель тоже
предлагается в основном в бензиновом варианте, но возможна установка на
нее того же самого минского дизеля. В кузове объемом 5,36 м3 самосвал
перевозит до 5,8 т груза. Полная масса самосвалов ММЗ-45065 и ММЗ-45085
одинаковая – 11,2 т, расход бензина у версий с двигателем ЗИЛ-508.10 –
25,8 л/100 км.
В последние годы модельный ряд Мытищинского завода пополнился машинами,
аналогов которым в советское время быть не могло. Речь идет об
автосамосвалах на базе МАЗ-4370. Стандартные платформы от самосвалов ЗИЛ
по размерам и массе подходят к шасси минского низкорамного «Зубрёнка».
МАЗ с разгружаемым только назад кузовом от строительного самосвала ЗИЛ
получил индекс ММЗ-450250, а с разгружаемым на три стороны
сельскохозяйственным кузовом – ММЗ-450255. Грузоподъемность этих
автомобилей 5 т, полная масса – 10,0...10,1 т.
ГАЗ-1506-2020
Остаются экзотикой самосвалы на базе малотоннажных автомобилей,
появлявшиеся в виде выставочных образцов с начала 1990-х. Так, когда-то
заявленный в семействе «ГАЗели» самосвал ГАЗ-САЗ-3512 Саранский завод
предлагает в списке продукции, изготавливаемой на заказ.
Тем не менее на сайте завода выставлены даже такие экзотические версии «ГАЗели»-самосвала,
как ГАЗ-САЗ-35121 на полноприводном шасси ГАЗ-33027 и ГАЗ-САЗ-35122 на
базе «Фермера» ГАЗ-33023 с удлиненной 6-местной кабиной. Платформа
самосвала «Фермер» короче, чем базового ГАЗ-САЗ-3512: 2306 мм против
3056.
Грузоподъемность основной модели составляет 1,4 т, а полноприводный
автомобиль и «Фермер» рассчитаны только на 1150 кг груза. Наряду с этим
самосвалы ГАЗ-1506 (вместо ГАЗ-1504), удлиненный ГАЗ-150632 с 6-местной
кабиной и бункеровозы ГАЗ-1506-2020 на базе «ГАЗелей» с 2003 года
предлагает нижегородский ООО «Завод автомобилей малых серий».
ЗИЛ-ММЗ-25021
В Мытищах выпускают самосвалы на шасси «Бычка» ЗИЛ-ММЗ-2502-250210
грузоподъемностью 2,5 т с прямобортной платформой прямоугольной формы с
разгрузкой на три стороны. Надставные решетки бортов позволяют увеличить
ее объем с 2,3 до 7,21 м3. «Бычки»-самосвалы уже не редкость на дорогах.
Например, они встречаются на автобазах московских коммунальных
организаций.
Как вариант автомобиля-самосвала завод позиционирует и другой вид
специализированной техники – бункеровоз. Самая массовая модель этого
типа носит индекс ММЗ-49525 и базируется на шасси ЗИЛ-4333 или ЗИЛ-4329.
Грузоподъемность бункеровоза меньше, чем самосвалов, – 4,7 т. Такой же
установкой от ЗИЛа оснащен бункеровоз ММЗ-450260 на базе «Зубрёнка»
МАЗ-4370. Его грузоподъемность еще ниже – 3,9 т.
Метровагонмаш предлагает и универсальные автомобили, способные работать
как в качестве самосвала, так и в варианте бункеровоза. Это мультилифты
ММЗ-450261 на базе МАЗ-4370 и ММЗ-25021 (ранее ЗИЛ-ММЗ-80121) на шасси
«Бычка».
Спецтранс ЗИЛ-МСК-ТП
Автомобиль-мультилифт помимо устройства, позволяющего снять с шасси и
установить на него съемный кузов, оснащен гидравликой, дающей
возможность разгружать кузов «по-самосвальному» – опрокидыванием.
Мультилифт на базе «Зубрёнка» получил оригинальный кузов-контейнер
вместимостью 7 м3, грузоподъемность этой машины 4475 кг.
В последнее время наблюдается тенденция специализированного применения
автосамосвалов, в частности в коммунальном хозяйстве. В Санкт-Петербурге
одновременно два завода «Спецтранс» на шасси среднетоннажных ЗИЛ
выпускают уникальные контейнерные самосвалы, оборудованные системой «мультилифт»
и разгрузкой с предварительным подъемом кузова. Эти предприятия также
производят самосвалы с системой «мультилифт» на шасси ГАЗ-3307, -3309 и
ЗИЛ-5301БО.
В заключение можно отметить, что, хотя современные российские самосвалы
и «ведут происхождение» от автомобилей, выпускавшихся последнее
десятилетие, выбор моделей и типов двигателей, применяемых на них, стал
шире, чем прежде.
2024 © allbe.ru
|