Договор бытового подряда
Договор бытового подряда
Потребности современного человека растут с каждым годом. Если каких-то
два-три десятка лет назад среднестатическому россиянину хватало сделать
один раз в 12 лет ремонт квартиры, пошить один костюм раз в три года, и
один раз в жизни построить дачный домик, то теперь перечень потребностей
вообще невозможно описать. Многие из нас теперь не подбирают мебель под
параметры своей квартиры, а заказывают ее по желаемым размерам. Проходит
время "мастеров на все руки", автолюбители теперь предпочитают отдавать
своих железных коней на профилактику в специализированный автосервис, а
не валяться под ними самим часами напролет. Все реже жены заставляют
своих мужей самим "забивать гвозди в стену" и тем самым выступать в роли
"настоящих хозяйственных мужиков", все чаще граждане доверяют свое
обслуживание опытным и узкоспециализированным профессионалам. В этих
особенностях выражается общая тенеденция XXI века, а именно — каждый
производит, именно то, в чем результат его деятельности наиболее
эффективен, а собственные потребности — удовлетворяет привлечением таких
же профессионалов, как и он сам, но в иных сферах общественно полезной
деятельности. Такое разделение труда обусловлено его высокой
эффективностью (узкая специализация профессионалов всегда предполагает
максимальную производительность труда), гарантированным качеством (для
опытного специалиста брак в работе — редчайший казус, в отличие от
энтузиаста-"самоделкина"), и как следствие — стабильно высокий спрос на
такого рода услуги.
Вместе с тем данная сфера общественных отношений в современной жизни
обладает еще и обильным экономическим содержанием, — как правило,
большинство услуг оказывается на возмездной основе, в этой отрасли
"крутятся" огромные деньги, и соответственно, такая деятельность
является сферой, потенциально наполненной множеством конфликтов
интересов, претензий, споров и злоупотреблений. Такая ситуация
естественным образом предполагает особую важность правового
регулирования такой сферы деятельности, как выполнение работ и
предоставление услуг по поручениям заказчиков. В настоящее время такие
отношения устанавливаются и регулируются так называемыми договорами
"бытового подряда".
Отношения бытового подряда могут оформляться несколькими способами. Это
может быть как квитанция подрядчика с указанием условий, необходимых для
выполнения заказа (когда такие условия стандартны, бесспорны и очевидны,
например, при выполнении шиномонтажных работ на автосервисе, ремонте
обуви, и т.п.), так и письменный договор. Заключать договор бытового
подряда в письменной форме актуально в том случае, если объект работ
специфичен, индивидуален и имеет высокую стоимость. К таким случаям
можно отнести, например, строительство коттеджа, ремонт квартиры, наем
личного водителя и т.д.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ по договору бытового подряда
подрядчиками могут выступать только организации и предприниматели, а
заказчиками — только граждане. Результат выполненной работы не может
использоваться для предпринимательской или иной цели, не связанной с
бытовым или личным потреблением. Именно поэтому к бытовому подряду
применимы законы и правила о защите прав потребителей, что в
значительной степени гарантирует превосходство прав заказчика над
волюнтаризмом подрядчика.
Так, в числе основных норм, защищающих права заказчика, можно указать
следующие:
Подрядчику запрещено навязывать заказчику включение в договор
дополнительной оплачиваемой работы или услуги, которая заказчику не
требуется (так называемая услуга "в нагрузку"), а если такая
"нагрузочная" услуга подрядчиком по факту предоставлена, заказчик не
обязан ее оплачивать,
Заказчик вправе в любое время до окончания работы и сдачи ее результатов
отказаться от исполнения договора подряда (при этом он обязан оплатить
подрядчику лишь часть установленной договором цены работы, которая
исчисляется по соотношению объемов фактически выполненных и оставшихся к
выполнению работ).
На подрядчике лежит обязанность предупредить заказчика об условиях
использования выполненной работы. При ее сдаче подрядчик сообщает
требования, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного
применения результата работы, а также о возможных для самого заказчика и
других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований.
При наличии недостатков в принятой заказчиком работе заказчик может в
течение сроков давности, а при наличии гарантийных сроков — в течение
этих сроков, по своему выбору, требовать: безвозмездного устранения
недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за
работу цены; возмещения своих собственных расходов на устранение
недостатков, если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре
подряда. Если же недостатки работы в установленный заказчиком разумный
срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми,
заказчик вправе отказаться от договора подряда.
Из приведенного выше можно сделать вывод, что заключение письменного
договора бытового подряда может в значительно облегчить участь заказчика
в случае возникновения разногласий с подрядчиком. Отсутствие же
письменной формы договора не лишает заказчика перечисленных выше прав,
но способно вызвать трудности в доказывании обстоятельств дела в случае
судебного спора (что сулит заказчику долгие месяцы судебных
разбирательств).
2024 © allbe.ru
|