Глоссарий по франчайзингу
Глоссарий по франчайзингу
Франчайзинг (от англ. Franchising ) – Форма бизнеса при которой компания
франчайзор (franchisоr) передает другой компании или частному лицу
франчайзи (franchisee) права на использование своей торговой марки,
производственных/маркетинговых знаний и различных know-how.
Историческая справка
В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано,
что “franchising” — все права и свободы епископатов… пожалованные
королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и
другие места, отведенные для торговли.
Примечание
“Толковый экономический и финансовый словарь” Ив Бернара и Жан-Клода
Колли, переиздаваемый во Франции на протяжении 20 лет, дает термину
“франчайзинг” такое определение, как: “контракт, по которому предприятие
за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям
право на использование его фирменного имени и его торговой марки для
продажи товаров и услуг”.
Франчайзор (Franchisоr) – Компания, владелец торговой марки, которая
передает за определенную плату (royalties)
производственные/маркетинговые знания и права на использования торговой
марки.
Фрначайзи (Franchisee) – Компания или частное лицо, которому передают за
определенную плату (royalties) производственные/маркетинговые знания и
права на использования торговой марки.
Франшиза (от фр. Franchise – право, привилегия) – это право
использования производственных/маркетинговых знаний и торговой марки
франчайзора.
Историческая справка
Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции времена
особую привилегию или "вольность", даваемую французскими королями своим
вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или
эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право держать рынки и
ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и
пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей
Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам -
исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка.
Замечание
Термин франшиза так же используется и в другой области.
Франшиза является формой собственного участия страхователя в покрытии
убытка и применяется, как правило, для тех случаев, когда убытки
страхователя относительно не велики - франшиза примерно соответствует
затратам страховщика на определение суммы ущерба.
Мастер франчайзи (Master Franchisee) – Компания, которая покупает у
франчайзора право на построение аналогичной франчайзинговой сети на
определенной территории, обычно это страна, регион или область.
2024 © allbe.ru
|