Франшиза
Франшиза
Рискнуть и стать владельцем собственного бизнеса мечтают многие. Однако
же для многих это так и остается мечтой. Ведь раскрутить новое дело -
задача нелегкая. Гораздо проще, если бизнес уже сложился, технологии
отработаны, марка известна, и остается лишь поддерживать ее высокую
репутацию.
Специально для желаюших "играть наверняка" еще полтора века назад был
придуман франчайзинг, который ныне в зените популярности. По статистике,
до 40% американского товарооборота идет через франчайзинговые
предприятия. Плюсов у "сетевого" бизнеса множество. Во-первых, вы
покупаете франшизу известного брэнда, а вместе с ним - армию лояльных
клиентов. Кроме того, получаете все рецепты бизнеса, от управленческих
методик до технологических карт, причем и то и другое уже опробовано и
доказало свою эффективность. В-третьих, компания-франчайзер выступает в
качестве "старшего брата" и помогает решать возникающие проблемы.
Американский же опыт показывает, что 85% открывшихся малых предприятий
закрываются в первые пять лет работы. А из открывшихся по франшизе -
только 14%.
Рисков у компании-франчайзи, конечно, тоже хватает. Во-первых, вы
зависите от репутации и успехов всей сети. Если у головной компании или
даже у какого-либо филиала дела пошли неважно или имидж оказался
"подмоченным", то страдаете и вы. Кроме того, ограничена свобода:
согласно договору концессии, предприниматель должен буква в букву
соблюдать все технологии и стандарты купленного бизнеса, и за этим
головная компания будет без устали следить. Естественно, придется
выплачивать ежемесячные платежи (роялти), которые могут быть как
оговоренной фиксированной суммой, так и процентом с выручки, в среднем
от 3% до 6%.
Альтернативы нет?
Может статься, в ближайшем будущем у многих предпринимателей не будет
дилеммы, какой бизнес открыть. Вопрос будет другой - какую франшизу
выбрать. По мнению Нины Семиной из "Магазина готового бизнеса", малому
бизнесу будет все сложнее противостоять сетям по целому ряду причин.
- Во-первых, у сетевых компаний, работающих, например, в ритейле,
закупочные цены ниже из-за большого объема закупок, меньше и расходы на
рекламу и PR. Большие, нежели у маленькой компании, лоббисткие,
юридические и прочие возможности. А главное - у нее есть узнаваемый
брэнд и лояльная к марке покупательская аудитория. Например, покупатели,
пользующиеся услугами сетевой компании в одном городе или стране,
приехав в другой город, наверняка воспользуются услугами сетевой
компании, в качестве услуг которой они уже убедились.
В США работает 65 типов компаний, работающих по модели франчайзинга. Это
все виды торговли, фаст-фуда, "сетевая" бухгалтерия, строительный
бизнес, стоматология, фитнес и даже борьба с насекомыми. Общая
статистика просто оглушительная: количество компаний-франчайзеров около
2 тыс., а франчайзи - 767 тыс! Индустрия франчайзинга обеспечивает
работой около 10 млн американцев.
В базе Российской ассоциации франчайзинга насчитывается 95 компаний,
однако многие известные брэнды развиваются по этой модели, но не входят
ни в какие союзы и ассоциации, так что цифра на самом деле больше. По
оценкам экспертов, сегодня франчайзинговые пакеты предлагают около ста
российских компаний и около пяти - пяти с половиной тысяч российских
компаний работают как франчайзи.
Куда податься
- В России сегодня наиболее перспективны торговля и фаст-фуд,- считает
Нина Семина из "Магазина готового бизнеса".- Растет сегмент услуг.
Франшизное производство же пока не слишком востребовано.
- Наибольшее количество запросов к нам поступает на "торговые"
франшизы,- говорит Виталий Мокрушин, руководитель департамента
франчайзинга компании "Республика идей".- Предприниматели интересуются
новыми торговыми концепциями, новыми форматами торговли. Отмечу, что
наибольшим спросом пользуются самые дешевые франшизы, от $10 тыс. до $30
тыс.
В самом деле, как грибы растут франчайзинговые фаст-фуды - кофейни,
пиццерии, кафе, рестораны. По словам Нины Семиной, в неделю поступает
несколько заявок на общепит, в основном из регионов.
Кстати, довольно часто франчайзинговые проекты бывают просто удачным
вложением средств.
- Обычная ситуация, когда к нам приходит инвестор с вопросом: "помогите
выгодно вложить деньги",- добавляет Нина Семина.- Мне, мол, все равно, в
какой бизнес инвестировать - от аптеки до кафе. Просят найти наиболее
перспективные направления, интересуются динамикой различных рынков. Как
правило, это топ-менеджеры крупных компаний, или же бизнесмены, которые
хотят инвестировать свободные деньги в прибыльное дело, тем самым
"диверсифицировав" собственный бизнес.
Пусть меня научат
Серьезный плюс франчайзинга - корпоративное обучение. Поэтому многие
предприниматели рассматривают франшизу как своеобразный
бизнес-университет. Ведь головная компания-франчайзер не только
обеспечит оборудованием, но и обучит в собственном учебном центре. К
слову, партнеры корпорации "Ростик групп", приобретающие франшизу на
рестораны "Ростик'с", проходят обязательную трехмесячную программу
обучения для управленцев. Впрочем, думать о том, что франчайзинг - это
шанс "научиться бизнесу", не стоит.
- По моему мнению, В России франшизы покупают люди, уже имеющие опыт в
бизнесе,- утверждает Виталий Мокрушин.- Хотя в той же Америке
франчайзинг считается билетом в бизнес буквально для кого угодно, у нас
это пока удел созревших предпринимателей. К примеру, неопытный человек
может "прощелкать" возможность арендовать подходящее помещение, а
матерый бизнесмен никогда такой шанс не упустит. Сработает
профессиональный рефлекс. А подходяшее помещение - это 90% успеха нового
предприятия.
- Не могу согласиться, что франчайзинг - это только для людей с опытом,-
парирует Нина Семина из "Магазина готового бизнеса".- Многие франшизы,
которые мы продаем, настолько просты, что требуют всего одного-двух
человек персонала и простейшей бухгалтерии. Это может быть продажа
бижутерии, простенький фаст-фуд и пр. С таким бизнесом, как мне кажется,
справится просто элементарно образованный и организованный человек.
Кстати, часто подобный бизнес покупается "в подарок" любимой жене,
подруге, детям.
Минус в плюсе
Разумеется, у франчайзинговой схемы существует и недостатки. Серьезный
минус - это необходимость следовать разработанным франчайзером
стандартам, рецептурам и технологиям. Для многих предпринимателей,
"генераторов идей" по характеру, это может стать камнем преткновения.
Отчасти поэтому многие франчайзеры проводят специальное тестирование
потенциальных партнеров. Эксперты не только анализируют финансовые
возможности франчайзи, но и изучают его психологический потрет.
Существует даже специальный тест, разработанный американским профессором
Стенвордом, активно применяемый в международной практике. С его помощью
можно определить, способны ли вы работать в команде, насколько вы готовы
к постоянной и монотонной работе и т. д.
Есть и более обыденные риски, как то возможность конфликта с головной
компанией. Случается, что франчайзер может "забыть" про
компанию-франчайзи, "тормозить" с оказанием консультативной и прочей
помощи, а то и вовсе продать чересчур много франшиз в тот или иной
регион, создав искусственную конкуренцию между своими франчайзи.
Впрочем, главное, о чем стоит помнить начинающему франчайзи: если вы не
сумеете организовать процесс, то даже франчайзинг вам не поможет. Ведь
бизнес - это в первую очередь самоконтроль.
2025 © allbe.ru
|