Автоперевозки
Автоперевозки
Особенность автомобильного транспорта (равно как и других его видов)
состоит в том, что производственный процесс в этой отрасли складывается
из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания
транспортных средств. Производственный процесс выходит за рамки
непосредственно предприятия. Он требует более четкого взаимодействия
отдельных служб и подразделений по обеспечению перевозок грузов,
хранению, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, а
точнее, по эффективному использованию подвижного состава, материальных и
денежных ресурсов, выполнению перевозок в установленные сроки и
качественно. Совершенствование управления технической службой
автотранспортного предприятия — один из факторов, позволяющих улучшить
техническое состояние транспортных средств без значительных затрат.
Повышение технической готовности во многом зависит от рациональной
организации обслуживания и ремонта подвижного состава. Служба
эксплуатации является главным структурным подразделением
автотранспортного предприятия. Основные задачи службы — организация и
осуществление перевозок грузов в установленные сроки и по номенклатуре
при минимальных расходах, рациональное и эффективное использование
транспортных средств в процессе перевозок.
В Министерстве Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь накоплен
положительный опыт по организации и управлению службой эксплуатации
автотранспортного предприятия и транспортного управления. Суть опыта
заключается в четком определении задач организации и планирования
грузовых перевозок, структуры грузовой службы. Такими задачами являются
выполнение оперативного плана в определенные сроки;
высокопроизводительное использование подвижного состава за счет
сокращения порожних пробегов автомобилей и времени простоя их под
погрузочно-разгрузочными операциями.
На грузовую службу предприятий возложены следующие функции:
· заключение договоров с клиентурой на все виды перевозок и расчеты за
выполненные перевозки;
· оперативное планирование и диспетчерское руководство работой
подвижного состава предприятий на линии;
· контроль за осуществлением перевозок грузов.
Основными техническими мероприятиями повышения эффективности грузового
автомобильного транспорта являются: подготовка водителей и ремонтных
рабочих к приему новой техники; создание производственно-технической
базы для обслуживания и текущего ремонта транспортных средств;
совершенствование структуры транспортных средств.
Подготовка водительского состава. Правильная эксплуатация новых моделей
автомобилей требует от работников глубоких знаний и производственного
опыта. Приобретение навыков правильного выбора передач позволяет создать
оптимальный режим работы двигателя, повысить срок службы трансмиссии и
тормозов. [10, стр. 54]
Подготовка ремонтных рабочих. Техническое состояние транспортных
средств, их надежность в эксплуатации во многом зависят от квалификации
ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом
подвижного состава.
Увеличение продолжительности работы подвижного состава на линии является
одним из главных технико-эксплуатационных показателей, способствующих
росту объемов перевозок.
Рациональный выбор маршрутов позволяет увеличить пробег автомобилей с
грузом.
Улучшение использования грузоподъемности автомобилей позволяет увеличить
объемы перевозок при неизменной численности водительского состава.
Снижение веса строительных конструкций, комплектующих изделий
способствует изысканию эффективных методов более полного использования
грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Большим резервом повышения эффективности перевозок является дальнейшая
механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных грузов.
Уровень механизации этих работ на автомобильном транспорте составляет
лишь 3 %. Повысить его можно путем применения специализированных
транспортных средств с автономными перегрузочными устройствами:
подъемными бортами, консольными и портальными кранами. Как показывает
зарубежный опыт, полуприцепы-контейнеры грузоподъемностью от 8 до 30 т
оборудуются автономными перегрузочными устройствами.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных
экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу
отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в
единую систему. Недостаточное развитие в Республике Беларусь
логистических прогрессивных транспортно-технологических систем перевозок
приводит к увеличению транспортных расходов, следовательно, к потере
рынка. Для большинства грузовладельцев транспорт является одной из
важнейших статей затрат в общей логистической цепочке. Действительно, на
транспорт приходится около половины всех остальных затрат, включая
производство, сбыт и пр. Производители и покупатели, поставщики и
потребители обычно весьма далеки территориально друг от друга, что
вызывает необходимость построения так называемой "цепочки поставок",
системы связей между местами хранения товаров. В этой системе
транспортировка выполняет роль своеобразного моста.
Таким образом, основной задачей экспедиторских компаний, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, связанную с продажей транспортных
услуг, является обеспечение непрерывного транспортного процесса от места
погрузки до места выгрузки товара с минимальными сроками доставки и
обеспечением сохранности грузов.
В этой связи экспедиторские и операторские компании должны постоянно
искать новые пути снижения себестоимости перевозок за счет привлечения
большого объема грузопотока и более четкой координации работы всех
участников перевозки.
Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь также
предпринимает ряд мер, направленных на повышение эффективности
грузопотоков на территории Республики Беларусь. В частности,
Министерством Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь была
разработана инвестиционная программа. [10, стр. 55]
Главная цель Программы, рассчитанной на 2003 год, состоит в том, чтобы
обеспечить оживление производства и экономический рост организаций,
подведомственных Министерству и открытых акционерных обществ в которых
Министерство осуществляет владельческий надзор. С помощью использования
такого инструмента инвестиционной политики, как привлечение эффективных
иностранных инвестиций. Минтранс намерен создать для этого максимально
благоприятный климат.
В 2003 году основной задачей Программы является привлечение не менее 20
млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций, зарубежных
кредитных ресурсов.
Достижение этого результата возможно через осуществление дополнительного
комплекса мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного
климата, реализацию всех установленных заданий департаментами «Белавтодор»,
автомобильного и водного транспорта министерства, подведомственными
организациями Министерства и открытыми акционерными обществами, в
которых Министерство осуществляет владельческий надзор, а также оказание
соответствующей государственной поддержки по конкретным инвестиционным
проектам.
Еще одним направлением совершенствования организационной структуры
автомобильных грузоперевозок является применение логистики. Задачи,
решаемые логистической системой, и выработка по ним стратегии можно
разделить на три группы:
1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания,
прогнозом материалопотока, его обработкой в обслуживающей системе (склад
поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами
по оперативному управлению и регулированию материального потока.
2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного
процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план
формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).
3. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах,
складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными
средствами, информационными системами.
Решение этих задач особенно актуально в условиях рынка.
Оптимизация и решение этих задач зависит от конкретной ситуации,
исходных данных, условий и требований к эффективной работе логистической
системы, а также проблем, связанных с обеспечением производства сырьем и
полуфабрикатами, с устранением узких мест в технологии доставки
различных видов продукции в пункты производства, складирования и сбыта.
Необходимо учитывать, что на предприятиях с конвейерной системой
технологического процесса, установленный темп производства сохраняется
при условии, если на входе сырье подается на поточную линию постоянно в
нужном количестве и отсутствуют сбои в транспортировке, которые могут
быть вызваны скоплением готовой продукции на выходе. Здесь примером
могут служить заводы фирмы TOYOTA, на которых запас комплектующих
позволяет проработать 2 часа при возможных сбоях. На предприятиях,
работающих в дискретном режиме необходимо также учитывать колебания
поставок, создавая гарантийный запас для сглаживания этих колебаний.
Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и
логистической концепции построения модели транспортного обслуживания
потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах
перевозки и составления графиков доставки продукции потребителям, т.е.
маршрутизация перевозок.
Маршрутизация перевозок — это наиболее совершенный способ организации
материалопотоков грузов с предприятий оптовой торговли, оказывающий
существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при рациональном и
эффективном его использовании.
Создание маршрутов позволит точно определить объем перевозок грузов со
снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей,
осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя
автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использования
подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных
материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация позволяет
повысить производительность автомобилей при одновременном снижении
количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же
объеме перевозок.
Если маршруты созданы, определены и соблюдаются сроки поставки, то
производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза,
снижая тем самым затраты на складирование.
Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем,
что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и
оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов
перевозок.
Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов
перевозок будут способствовать своевременному и бесперебойному
выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию снабсбытовых
и автотранспортных организаций.
2023 © allbe.ru
|