Грузовые перевозки
Грузовые перевозки
Вся сеть Российских железных дорог состоит из 17 железных дорог:
Октябрьской, Калининградской, Московской, Горьковской, Северной,
Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Приволжской, Куйбышевской,
Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской,
Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной и Сахалинской.
Вышеперечисленные железные дороги являются филиалами ОАО «РЖД», которое
и осуществляет их управление. Открытое акционерное общество «Российские
железные дороги» - это коммерческая организация, учредителем которой
является Российская Федерация. Общество организует свою деятельность на
основании Устава и законодательства Российской Федерации. Главными
целями деятельности общества, наряду с извлечением прибыли, являются
обеспечение потребностей юридических и физических лиц и государства в
железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых
железнодорожным транспортом. Единственным акционером общества является
Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера
осуществляются Правительством Российской Федерации. Органами управления
общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров общества,
президент общества и правление общества. Органом контроля является
ревизионная комиссия. Реализацию услуг железнодорожного транспорта и
формирование маркетинговой политики в части грузовых перевозок
осуществляет образованная в 1996 году
Министерством путей сообщения Система фирменного транспортного
обслуживания. В процессе реформирования федерального железнодорожного
транспорта Система фирменного транспортного обслуживания органично вошла
в состав ОАО «РЖД» в качестве маркетинговой и сбытовой структуры
Российских железных дорог. Система фирменного транспортного обслуживания
является единственной структурой, обеспечивающей от имени ОАО «РЖД»
взаимодействие с клиентами при формировании и исполнении заказов на
перевозку грузов, а также осуществляющей договорную работу с
независимыми перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного
состава, экспедиторскими организациями и другими партнерами. Основными
задачами Системы фирменного транспортного обслуживания является
организация работы в сфере оказания услуг по перевозке грузов,
использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», для осуществления перевозок
грузов, информационных и иных дополнительных услуг, а также по продаже и
аренде железнодорожного подвижного состава.
На Российских железных дорогах Система фирменного транспортного
обслуживания представлена Центром фирменного транспортного обслуживания
ОАО «РЖД», центральным органом Системы, организующим и осуществляющим
управление деятельностью структуры, а также Дорожными центрами
фирменного транспортного обслуживания, подразделениями Системы,
обеспечивающими и организующими сбыт транспортных услуг в пределах
конкретных железных дорог, и региональными и линейными агентствами
фирменного транспортного обслуживания, которые осуществляют
непосредственное взаимодействие с клиентами и располагаются на
отделениях железных дорог, на железнодорожных станциях, в местах
зарождения грузопотоков. Введение в строй Системы фирменного
транспортного обслуживания значительно упростило взаимодействие клиентов
с железными дорогами и сделало транспортные услуги ОАО «РЖД» более
привлекательными. Постоянно ведется работа по улучшению качества
обслуживания. Растёт и список предлагаемых услуг.
Начиная с 1997 года, наблюдается стабильный рост грузовых перевозок по
Российским железным дорогам. Лишь в 1998 году наблюдался определённый
спад. Однако уже в 1999 году объем грузовых перевозок превысил уровень
1997 года и составил более 972 миллионов тонн. Постоянный рост объемов
перевозок привел к тому, что в 2005 году по железным дорогам России было
перевезено более 1 миллиарда 300 миллионов тонн грузов.
При этом возрастало значение Российских железных дорог и при
международных перевозках различных видов грузов. Так в 2004 году 62.4%
международных перевозок грузов было осуществлено по железным дорогам
России.
По железным дорогам России перевозится широчайшая номенклатура грузов –
более 40 видов грузов. Какие же категории грузов составляют наибольший
процент общего объема перевозок с учетом внутренних перевозок, экспорта,
импорта и транзита?
Cамым перевозимым грузом на железных дорогах России является каменный
уголь (в среднем около 20% всех грузовых перевозок), затем идет нефть и
нефтепродукты (около 15%), строительные грузы (около 15%), руда железная
и марганцевая (около 10%), черные металлы (около 6%) и лесные грузы
(примерно 5%). Прочие виды грузов по отдельности имеют очень малый
удельный вес, а в совокупности составляют около трети всех перевозок.
Какие же из наиболее перевозимых грузов вместе с тем широко представлены
в международных перевозках? Из наиболее перевозимых грузов импортируется
по железным дорогам в основном руда железная и марганцевая, импорт
которой резко возрос лишь в 2003 году. Но объемы импортных
железнодорожных грузоперевозок все равно трудно назвать значительными.
Для примера, импорт руды железной и марганцевой, самой импортируемой в
этот период категории грузов, в 2005 году составил 9838802 тонны, а
экспорт этой же категории грузов в том же 2005 году составил 20813763
тонны, то есть более чем в два раза больше. Импорт прочих наиболее
перевозимых по железной дороге грузов незначителен, а грузы, которые
идут вслед за рудой железной и марганцевой в структуре импорта имеют
слишком малый удельный вес в общем объеме грузовых железнодорожных
перевозок. Объемы грузов, идущих транзитом по железным дорогам России,
еще меньше объемов импорта. Так объем транзита нефти и нефтепродуктов,
группы грузов, которая имеет наибольшие объемы транзита – более чем в 6
раз меньше объема экспорта той же самой категории грузов. Таким образом,
мы видим, что импорт и транзит, хотя, безусловно, важны, не имеют
большого удельного веса в международных перевозках грузов по Российским
железным дорогам. Этого нельзя сказать об экспорте. Поэтому для целей
данной дипломной работы будем рассматривать международные
железнодорожные грузовые перевозки на примере экспорта грузов.
Лидирующее положение в структуре экспорта занимает нефть и
нефтепродукты. Начиная с 2000 года, на второе место по объемам экспорта
вышел каменный уголь, опередив черные металлы. Строительные грузы, как
видно из диаграммы, имеют весьма незначительный удельный вес в структуре
экспорта грузов. А около 15% всех грузовых перевозок по железным дорогам
нашей страны эта категория грузов составляет преимущественно за счет
внутренних перевозок.
Особый интерес, на мой взгляд, представляет стабильный рост экспорта
лесных грузов. Так в 1997 году экспорт лесных грузов составлял 9833804
тонны, уступая, таким образом, экспорту руды железной и марганцевой,
черных металлов, каменного угля и нефти и нефтепродуктов. Однако
ежегодный прирост экспорта лесных грузов с 1997 года составлял в среднем
3229324.75 тонны, что в итоге привело к тому, что в 2005 году лесные
грузы вышли на третье место в общем объеме экспорта – их экспорт
составил уже 35668402 тонны.
Лесопродукция занимает четвертое место по валютной выручке страны .
Экспорт древесины занимает значительную часть в международных
перевозках, поэтому знание особенностей перевозок лесных грузов имеет
большое практическое значение.
Хотя наблюдается некоторое снижение объемов производства в лесной
отрасли России, а также падение спроса на лесопродукцию в странах СНГ
из-за низкой платежеспособности населения, экспорт лесных грузов в
страны дальнего зарубежья не только не снизился, но и возрос . В то же
время в Россию ввозится древесина и некоторые виды лесопромышленной
продукции, которые не производятся в России и которые целесообразнее
импортировать из других стран.
Лесные грузы экспортируются Россией как путем прямых железнодорожных
перевозок, то есть в которых участвует только железнодорожный транспорт,
так и путем смешанных перевозок, в которых наряду с железными дорогами
участвуют другие виды транспорта, в 139 стран мира. Однако наибольшие
объемы экспорта идут в Китай, Финляндию, Японию, Эстонию, Египет,
Казахстан и Италию. Доли этих стран в общем объеме экспорта лесных
грузов по странам назначения претерпели ряд изменений с 1997 года, хотя
все вышеперечисленные страны сохранили позиции ключевых импортеров
российских лесных грузов. Нельзя не отметить бурного ежегодного роста
объемов экспорта лесных грузов в Китай, в то время как наблюдается
снижение объемов экспорта в Японию и Финляндию.
Объем экспорта лесных грузов в Финляндию в 1997 году составлял 3493827
тонн. 26% общего объема экспорта лесных грузов по железным дорогам шло в
Японию, что составляло 2523666 тонн. Доля Китая же составляла всего 9%
общего объема экспорта лесных грузов по железной дороге. В абсолютном
выражении в Китай экспортировалось 856205 тонн лесных грузов.
За восемь лет экспорт лесных грузов по железным дорогам в Китай вырос на
34% и составил 43% от общего объема экспорта лесных грузов по Российским
железным дорогам, что больше, чем экспорт в Финляндию и Японию вместе
взятых, притом, что экспорт лесных грузов по железным дорогам России в
Японию вырос за эти годы почти в два раза, а в Финляндию даже более чем
в два раза. В 2005 году в Китай по железным дорогам нашей страны было
экспортировано более 15 миллионов тонн лесных грузов, в Финляндию около
7,5 миллионов тонн, а в Японию около 4,5 миллионов тонн. Возрос и объем
экспорта лесных грузов в Эстонию, который составил в 2005 году 4% общего
объема, а в абсолютном выражении 1373376 тонн. Представляется, что, хотя
Финляндия и уступила первенство Китаю, она остается важнейшей страной
назначения экспорта российских лесных грузов по железным дорогам с долей
в 21% общего объема данного экспорта. Увеличился и удельный вес Эстонии,
а это означает, что железнодорожная сеть Северо-западного региона,
основой которой является Октябрьская железная дорога, продолжает играть
важнейшую роль в экспорте лесных грузов.
Основные потоки экспорта лесных грузов идут с Восточно-Сибирской,
Октябрьской, Дальневосточной, Северной, Красноярской, Свердловской и
Горьковской железных дорог. При этом до 2000 года включительно
Октябрьская железная дорога занимала первое место по экспорту лесных
грузов, позднее в связи с ростом экспорта леса в Китай Октябрьская
железная дорога уступила пальму первенства Восточно-Сибирской.
В 2005 году по экспорту лесных грузов лидировала Восточно-Сибирская
железная дорога, с которой было отправлено 8299901 тонна лесных грузов,
второе место по этому показателю принадлежало Октябрьской железной
дороге, с которой было отправлено 7901511 тонн лесных грузов, и замыкала
тройку лидеров Дальневосточная железная дорога, отправившая на экспорт
6874627 тонн лесных грузов.
2025 © allbe.ru
|