Русская ковка
Русская ковка
Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов,
оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка
открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит,
осветить непосредственную связь художественного металла с архитектурой
городов, с окружающей средой, его особую роль в архитектурной и
эстетической организации пространства. По возможности дан анализ
бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной
обработки металла, в том числе и наших современников. Выявлены периоды
развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых
направлений, характеризующихся относительно устойчивыми художественными
признаками: ритмическими, композиционными, пластическими и другими. Но
основное внимание уделится тому, чтобы показать влияние на развитие
художественной обработки металла художественных местных традиций, а
также народного искусства. Художественные особенности часто носили
региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное
железо (дымники, водостоки, флюгера), по существу не знает аналогов.
Металл является одним из наиболее древних материалов, который
человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это
были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо
стало применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной
руды относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов
дополнили горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству
потребовалось не одно тысячелетие. Из всех металлов наибольшее
применение получило железо. Знания и опыт в области обработки железных
руд стали мерилом богатства и военной мощи.
В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э.
Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь
издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда,
украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных
руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее
развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной
металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло
решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого
явления в культуре и искусстве.
Формирование особенностей художественного металла, как составной части
русской национальной культуры, началось со времени образования в конце
XVII века всероссийского национального рынка, в пору петровских
преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки
сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного
оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и
оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров
с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными
"алмазами" приобрели широкую известность не только в обеих российских
столицах, но ив других странах. Русские металлисты создали и множество
архитектурно-художественных украшений для разных городов России.
Украшений, поражающих тонкостью работы, неуёмной фантазией. Это кованные
и литые решётки, козырьки над входами и балконы, лестницы и парапеты,
декоративные элементы на коньках крыш и шпицах, флюгера и фонарные
кронштейны, и многие-многие другие изделия, облагораживающие облик и
ставшие неотъемлемой частью деревянных домов ремесленного люда, каменных
казённых зданий и богатых особняков знати.
Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над
созданием высокохудожественных и монументальных декоративных
произведений, упорно добивались органичного сочетания и связи
металлических украшений с архитектурным образом, органического слияния
металла с камнем и деревом. Всё это способствовало формированию
неповторимого, самобытного архитектурного облика города оружейников.
Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения
художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен,
башен и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над
крышами элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту
и праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми
козырьками и зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и
скверов, придавшие сказочность обстановке и зрелищность искусственно
созданной среде окружающего человека мира. Так выглядят многие города на
старых открытках. И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков,
жестянщиков и других мастеров по металлу - истинных художников в своём
деле.
В современной архитектуре, в формировании архитектурно -
градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные
примеры применения художественного металла. В этом прослеживается
определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла
в наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно -
прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет
несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и
социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или
иначе он влияет на формирование облика города.
Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в
последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и
многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.
С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного
металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.
В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение
произведений и изделий из художественного металла представляется не
только важным, но и крайне необходимым. И не только для истории.
Изучение особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов
его обработки позволит художникам и архитекторам на основе выработанного
старыми мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и
для сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.
2023 © allbe.ru
|