Рынок кредитных карт
Никто и ничто не сможет остановить россиянина на пути к получению
кредита. Аппетиты населения растут, несмотря на то, что ставки по
розничным кредитам, по сути, не меняются. По сведениям ЦБ, еще в начале
2006 года объем выданных населению кредитов составлял 1,18 трлн. рублей,
а в октябре — 1,8 трлн. рублей.
Исследование, проведенное недавно "Росгосстрахом", показало: за
последние три года потребительскими кредитами пользовались 35%
опрошенных респондентов, около 25% участников исследования намерены
взять потребительский кредит в ближайшие месяцы. Среди респондентов, уже
воспользовавшихся потребительским кредитом, этот показатель составил
52%.
Объемы розничного кредитования за год выросли примерно на 70%, однако в
сегменте кредитования физлиц наметились любопытные тенденции:
экспресс-кредитование, которое, казалось бы, прочно прижилось на рынке,
начало сокращаться, зато небывалыми темпами выросло количество выданных
пластиковых кредитных карт.
Банкиры утверждают, что "пластиковые" кредиты для россиян удобнее и
полезнее, украдкой облегченно вздыхая: ведь риски невозврата по
пластиковым картам в два раза меньше, чем по экспресс-кредитам, — "карточников"
проверяют гораздо тщательнее. По информации агентства "Рус-Рейтинг",
максимальный уровень риска невозврата в сегменте краткосрочных кредитов
до года составляет 28%, а в сегменте "пластиковых" кредитов — всего 14%.
"Доля невозврата у нас сейчас — 0,8%, при этом 90% неплательщиков — это
заемщики экспресс-кредитов", — подтверждает "Профилю" источник в крупном
розничном банке.
В результате купить "моментальный" утюг или стиральную машину стало
гораздо сложнее: банки резко сократили свое присутствие в торговых
точках, сосредоточив сэкономленные силы и ресурсы на пластике. В общем
объеме розничного кредитования доля потребкредитов (экспресс-кредиты,
среднесрочные нецелевые кредиты до трех лет, без учета кредиток) не так
уж и велика и, в отличие от ипотеки и автокредитования, постепенно
сокращается. Агентство "Рус-Рейтинг" отмечает, что в 2006 году объем
потребительских кредитов составил около 150 млрд. рублей. Лидерами здесь
являются не привычные призеры всех рейтингов — Сбербанк и "ВТБ 24" (в их
портфелях большую долю занимают целевые займы), а "Русский стандарт",
Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФБ), ДжиИ Мани Банк, на которые
приходится 30% рынка, а также Ситибанк (нецелевые кредиты), "Ренессанс
Капитал" и Инвестсбербанк, каждый из которых занимает 3—4% в общем
объеме сегмента потребкредитования.
При этом, по данным агентства "Рус-Рейтинг", лидер экспресс-кредитования
банк "Русский стандарт" снизил кредитный портфель в торговых точках на
70%, увеличив при этом портфель кредитов по картам на 40%. А ХКФБ
портфель товарных экспресс-кредитов снизил почти на 40%, увеличив долю
"пластиковых" ссуд примерно на 26%. "Прирост рынка пластиковых карт за
первое полугодие 2006 года по сравнению с первым полугодием 2005-го для
разных банков составил от 40% до 160%", — рассказал "Профилю"
вице-президент Инвестсбербанка Алексей Михайлик.
"Русский стандарт", портфель потребкредитов которого в 2006 году достиг
15,5 млрд. рублей, стал бесспорным лидером и на рынке кредитных карт. На
долю банка приходится около 52% рынка кредитного пластика, а портфель по
картам достиг 80 млрд. рублей. А ведь еще недавно этот кредитный монстр
сидел практически в каждом крупном магазине и торговом центре.
"Сокращение рынка экспресс-кредитования и кредитования в местах продаж
связано с высокими рисками невозврата, с невозможностью проверить
платежеспособность заемщика, а также с тем, что клиенты начинают
понимать преимущества пластиковых кредитных карт по сравнению с
экспресс-кредитами", — объясняет аналитик "Рус-Рейтинга" Виктория
Белозерова. Правда, не стоит забывать, что большую часть пластиков банк
попросту навязывает — высылая оправдавшему надежды и вернувшему долг
заемщику конверт с предложением получить "в подарок" кредитку. Какая
часть из этих "подарочных" карт активируется — неизвестно.
Неизбежный пластик
Но тенденция — налицо: число пользователей карт действительно растет.
Сегодня банками выпущено порядка 62,5 млн. карт с общим лимитом 150
млрд. рублей. Из-за высоких рисков многие крупные розничные банки вообще
избегают вводить в ассортимент нецелевые кредиты живыми деньгами,
предпочитая сразу давать "пластиковые" ссуды. Так, в МДМ-Банке "Профилю"
объяснили, что выдача нецелевых потребительских кредитов пока проводится
в тестовом режиме, зато с пластиком дела обстоят прекрасно. "Прирост
количества выпущенных кредитных карт с начала года составил 80%.
Дебетовые карты по-прежнему составляют большую часть эмиссии, однако это
соотношение постепенно будет изменяться в сторону кредитных карт. Общий
объем эмиссии с начала года вырос почти на 30% и составляет в настоящее
время более 1,1 млн. штук", — говорит вице-президент МДМ-Банка Анатолий
Крайников.
Эксперты утверждают — у кредитных карт большие перспективы, тем более
что средний размер кредитного лимита по карте составляет примерно
столько же, сколько и сумма наиболее востребованных нецелевых кредитов,
— $1,5—3 тыс. Кроме того, банки стараются делать карты доступными.
"Требования к уровню дохода для получения небольшого кредитного лимита
на карту у нас не слишком жесткие — минимальный размер ежемесячного
заработка должен составлять $400—500, мы всегда проверяем кредитную
историю потенциального заемщика", — говорит источник "Профиля".
Банковский досмотр
Условия выдачи "традиционных" нецелевых кредитов — потребительских — за
последнее время практически не изменились. Сегодня их стоимость в
среднем составляет 15—28% годовых в рублях и 10—17% — в валюте.
Требования к заемщику стандартные — гражданство РФ, возраст от 18—21
года до пенсионного возраста (лишь в Сбербанке верхняя возрастная планка
— 75 лет). В пакет документов входят паспорт, второй документ,
удостоверяющий личность, постоянная прописка или регистрация, трудовой
стаж не менее года в целом и не менее 3—6 месяцев на последнем месте
работы. Во всех банках требуется справка о доходах по официальной форме
2-НДФЛ, исключение составляют лишь экспресс-кредиты.
"Безусловно, кредитные карты вскоре станут гораздо популярнее
экспресс-кредитов. Конечно, для заемщика оформление кредитной карты
занимает больше времени, чем оформление экспресс-кредита, поскольку ему
необходимо представить пакет документов, в том числе справку о доходах.
Однако пластиковая карта — более удобный кредитный продукт хотя бы
потому, что ею можно пользоваться в течение долгого времени, ведь
потребность в покупке чего-либо возникает не однажды, а постоянно", —
сказала "Профилю" зампредправления "ВТБ 24" Ирина Бушева. Слова г-жи
Бушевой иллюстрирует и статистика: с начала 2006 года объем портфеля
кредитных карт "ВТБ 24" вырос в 17 раз!
Карточное будущее
По словам директора департамента розничных банковских продуктов Абсолют
Банка Эмиля Юсупова, в целом по рынку динамика значительного роста
пластиковых кредитных карт наметилась только в нынешнем году, однако эта
тенденция сохранится и в будущем. Как считает г-н Юсупов, в ближайший
год следует ожидать дальнейшего усиления активности операторов рынка, а
также появления новых участников и новых сервисов.
"Увеличится количество банков, предлагающих своим клиентам карты с
возможностью льготного периода выплат (grace period, в течение которого
банк не взимает проценты за пользование кредитом. — "Профиль") и услуги,
связанные преимущественно с проведением интернет-платежей. Будет расти
число безналичных операций по оплате товаров и услуг с помощью карт
параллельно с увеличением количества торговых точек, принимающих к
оплате карты", — говорит Юсупов. Расширится и спектр преференций,
предоставляемых клиентам, которые в зависимости от условий
обслуживающего их банка и качества собственной кредитной истории смогут
пользоваться самыми разными льготами, начиная со снижения стоимости
годового обслуживания карты и заканчивая специальными условиями по
кредитованию, увеличением кредитного лимита и снижением ставки.
В свете изложенных фактов прогнозы экспертов, которые утверждают, что к
2008 году каждый четвертый россиянин станет счастливым обладателем
кредитки, уже не кажутся мажорно-оптимистичными. Правда, другие
участники рынка полагают, что рынок пластика будет расти, но не такими
рекордными темпами, о которых говорят эксперты. "Кредитные карты
набирают популярность, хотя и не столь быстро, как ожидали аналитики
банковского рынка", — говорит Анатолий Крайников. По его мнению, в
будущем году кредит на неотложные нужды останется по-прежнему популярным
продуктом.
2024 © allbe.ru
|