Лицензирование аудиторской деятельности
Лицензирование аудиторской деятельности
С принятием 16 сентября Государственной Думой Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности" N158-ФЗ пополнился список
нормативных актов, регулирующих деятельность Банка России по
осуществлению лицензирования аудиторской деятельности в области
банковского аудита.
Нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в
области банковского аудита и ее лицензирование, являлись Временные
правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N2263 "Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации", Постановление Правительства
Российской Федерации от 06.05.94 N482 "Об утверждении нормативных
документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской
Федерации", Положение Банка России от 10.09.97 N64 "Об аудиторской
деятельности в банковской системе Российской Федерации", Положение Банка
России от 23.12.97 N10-п "О порядке составления и представления в Банк
России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности
кредитной организации за год".
Действие введенного закона направлено на обеспечение единой
государственной политики при осуществлении лицензирования, при
регулировании и защите прав граждан, их законных интересов,
нравственности и здоровья.
Нововведениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности" являются определения в статье 2 таких понятий, как
лицензия, лицензируемый вид деятельности, лицензирование, лицензионные
требования и условия, лицензирующие органы, лицензиат, соискатель
лицензии, надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требования и
условий.
Дан исчерпывающий перечень лицензирующих органов, ими являются -
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Определен надзор за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий как система мер, осуществляемых
лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными
органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения
лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности
соответствующих лицензионных требований и условий.
Впервые законодательно определены принципы осуществления лицензирования:
в первую очередь это - защита свобод, прав, законных интересов,
нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и
безопасности государства, затем - обеспечение единства экономического
пространства на территории Российской Федерации; утверждение единого
перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка
лицензирования на территории Российской Федерации; гласность и
открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении
лицензирования.
Законодательно закреплен исчерпывающий перечень полномочий лицензирующих
органов. Помимо деятельности по лицензированию, лицензирующие органы
наделены полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением
лицензиатами лицензионных требований и условий, приостановлению и
возобновлению действия лицензий, что является новым для лицензирования
аудиторской деятельности в области банковского аудита. До принятия
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Банк
России при осуществлении контроля за деятельностью аудиторских
организаций и самостоятельно работающих аудиторов, осуществляющих
банковский аудит, мог лишь выдавать лицензии и аннулировать их в
случаях, перечисленных в п. 24 "Временных правил аудиторской
деятельности в Российской Федерации". Теперь, в случае невыполнения
лицензиатом решений Банка России, обязывающих лицензиата устранить
выявленные нарушения, Банк России может приостановить действие лицензий
и возобновить лишь с устранением выявленных нарушений. Таким образом, у
Банка России появился еще один рычаг регулирования деятельности
аудиторских организаций.
К полномочиям лицензирующего органа в том числе отнесены переоформление
документов, подтверждающих наличие лицензий, а также формирование и
ведение реестра лицензий, что фактически уже осуществлялось Банком
России в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих
лицензирование аудиторской деятельности в банковской системе Российской
Федерации.
Статья 7 Закона закрепляет принцип индивидуальности лицензии, который
означает, что деятельность, на осуществление которой выдана лицензия,
может осуществляться лишь тем лицом, которому выдана данная лицензия.
Также эта статья регулирует сферу действия лицензий в зависимости от
органа, выдавшего лицензию. Деятельность, на осуществление которой
выдана лицензия, может осуществляться на территории того органа власти,
которым была выдана лицензия.
Примечательным для лицензирования аудиторской деятельности является
положение, определяющее минимальный срок действия лицензии. Статья 8
Закона устанавливает срок, на который может быть выдана лицензия, - не
менее трех лет. А на срок менее трех лет лицензия может выдаваться
только по заявлению соискателя. В соответствии с нормативными актами,
регулирующими деятельность по лицензированию банковского аудита, срок
выдаваемой лицензии на банковский аудит с учетом заявления аудиторской
фирмы (аудитора) составлял от года до пяти лет.
Банк России, принимая решение о сроке выдачи лицензии аудиторской фирме
(аудитору), уже имевшей ранее лицензию на банковский аудит, учитывает
характер деятельности и качество предоставленных фирмой аудиторских
услуг. В случае если у Банка России были замечания к аудиторской фирме
по качеству аудиторских заключений, либо аудиторские услуги оказывались
некачественно, Банк России при принятии решения о сроке, на который
может быть выдана лицензия, имел возможность воздействовать на
лицензиата снижением срока запрашиваемой лицензии. С вступлением в силу
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Банк
России утрачивает возможность воздействовать на аудиторские фирмы,
регулярно не выполняющие требования по порядку составления аудиторских
заключений и другие требования Банка России, и снижать срок выдаваемой
лицензии.
Статья 8 также устанавливает, что срок действия лицензии может быть
продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о
лицензировании конкретного вида деятельности.
Статья 9 Закона "Лицензионные требования и условия" провозгласила одним
из основных требований и условий при осуществлении лицензиатами
лицензируемых видов деятельности - соблюдение законодательства
Российской Федерации, а также положений о лицензировании конкретных
видов деятельности. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что в
отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их
осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия
могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю
лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к
работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным
предпринимателем. К соискателям лицензии на осуществление аудиторской
деятельности в области банковского аудита перечень таких требований и
условий перечислен в Положении Банка России от 10.09.97 N64 "Об
аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации".
В статье 10, касающейся принятия решения о выдаче лицензии, приводится
список документов, который лицензиат должен представлять в
соответствующий лицензирующий орган. Для соискателей лицензии на
осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита
такой список приведен в Приложении N4 к п. 30 вышеуказанного Положения
Банка России от 10.09.97 N64. Однако, в соответствии с новым законом,
соискатели должны представлять в дополнение справку о постановке
лицензиата на учет в налоговом органе. Нововведением является и то, что
все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для
получения лицензии, должны приниматься по описи, копия которой
направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов
указанным органом.
Согласно одному из положений статьи 10 Закона, за рассмотрение
лицензирующим органом заявления соискателя лицензии этим органом
взимается плата, максимальный размер которой не может превышать
трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным
законом. Для соискателей лицензии на банковский аудит это является
нововведением, так как упомянутым Положением N64 предусмотрена лишь
уплата сбора за выдачу лицензии.
Что касается срока, в течение которого лицензирующий орган должен
принять решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии, то закон его
ограничивает 30 днями. Положением N64 предусматривалось, что заявление о
выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области
банковского аудита рассматривается в течение 60-ти дней с даты
представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской
деятельности Банка России документов. Таким образом, для соискателей
лицензии, в частности на банковский аудит, этот срок значительно
снижается.
Закон предусматривает, что лицензирующий орган обязан уведомить
соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче
лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом
соответствующего решения. Выдача документа, подтверждающего наличие
лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем
лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.
Положением Банка России N64 было установлено, что лицензия выдается
аудиторской фирме (аудитору) в течение недели со дня принятия решения.
Таким образом, данное положение закона устанавливает более жесткие
требования по срокам рассмотрения документов к лицензирующему органу.
Статья 11 "Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии"
дает подробное описание действий лицензиата в случае изменения его
наименования или места нахождения. Установлен пятидневный срок
переоформления лицензии для лицензирующего органа. Для лицензиатов в
области банковского аудита Положение N64 предусматривало лишь случай
замены лицензии в случае ее потери.
Отдельной статьей Закон устанавливает перечень прав лицензирующих
органов при осуществлении ими надзора за соблюдением лицензиатом
лицензионных требований и условий. Статья 12 Закона предусматривает, что
в пределах своей компетенции лицензирующие органы имеют право:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия
осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и
условиям;
- запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки
по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с
указанием конкретных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные
нарушения, определять сроки их устранения;
- выносить предупреждения лицензиату, а также иные предусмотренные
законодательством Российской Федерации полномочия.
Подробно в Законе дается описание порядка приостановления действия и
аннулирования лицензии. Для лицензиатов в области банковского аудита
порядок аннулирования лицензий установлен Временными правилами
аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 22.12.93 N2263.
Статья 14 Закона "Формирование и ведение реестров лицензий"
устанавливает перечень сведений, которые должны быть указаны в реестрах,
формируемых лицензирующими органами. В реестр должны быть внесены:
- сведения о лицензиатах;
- сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;
- виды деятельности, на осуществление которых выдана лицензии;
- даты выдачи и номера лицензий;
- сроки действия лицензий;
- сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты
приостановления возобновления действия лицензий;
- основания и даты аннулирования лицензий и иные сведения, определенные
положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Нововведением Закона является установление максимального предела
лицензионного сбора за выдачу лицензии, который не должен превышать,
согласно закону, десятикратный минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом. Таким образом, для соискателей
лицензии на банковский аудит эта сумма снижена в 15 раз за один год, так
как вышеуказанным Положением Банка России N64 был установлен сбор за
выдачу лицензии сроком на год в пределах 150-кратного размера
минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской
Федерации на дату представления в Департамент лицензирования банковской
и аудиторской деятельности Банка России.
В статье 17 Закона приводится исчерпывающий перечень видов деятельности,
на осуществление которых требуется лицензия.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
вступает в силу со дня его официального опубликования. Для соискателей и
лицензиатов в области банковского аудита нормативные акты, регулирующие
аудиторскую деятельность и ее лицензирование, применяются в части, не
противоречащей данному закону
2024 © allbe.ru
|