Банковский маркетинг
Банковский маркетинг
По данным исследователей, за 2006 год увеличилось не только количество
банков-рекламодателей, но и ассортимент рекламных предложений: при
среднерыночном росте рекламных бюджетов на 23% увеличение банковских
затрат на рекламу в текущем году составило 51%. О причинах этого, а
также о тенденциях в маркетинге и рекламе банковского сектора в России
корреспондент «Клерк.Ру» Александр Саполнов беседует сегодня с Арсением
Сольдау, президент брендингового агентства Soldis.
По данным исследователей, за 2006 год увеличилось не только количество
банков-рекламодателей, но и ассортимент рекламных предложений: при
среднерыночном росте рекламных бюджетов на 23% увеличение банковских
затрат на рекламу в текущем году составило 51%. О причинах этого, а
также о тенденциях в маркетинге и рекламе банковского сектора в России
корреспондент «Клерк.Ру» Александр Саполнов беседует сегодня с Арсением
Сольдау, президент брендингового агентства Soldis.
Арсений, с чем, по вашему мнению связано увеличение затрат на рекламу в
банковском секторе?
Справедливо будет назвать, как минимум, три определяющих тренда, которые
определили в конечном итоге рост рекламных бюджетов в банковском
секторе. Во-первых, в связи с ростом благосостояния у людей растет
интерес к банковским услугам, а значит, данный вид сегмент рынка бурно
развивается, что сопровождается соответствующей рекламной поддержкой.
Во-вторых, отмечена тенденция к росту доверия к банкам и банковским
услугам. Это вызвано жестким контролем со стороны государства, введением
гарантий для вкладчиков и другими мерами государственного регулирования.
Это повышает привлекательность банковских услуг для граждан, а значит,
создает предпосылки для дальнейшего роста этого бизнеса.
Другая важная причина состоит в том, что инфраструктура банковских услуг
в нашей стране достигла того состояния, что она становится
привлекательной для крупных мировых финансовых структур. Происходят
интеграционные процессы, и часть рекламных бюджетов определена
необходимостью повышения привлекательности собственно банковского
бизнеса.
Какой маркетинговый потенциал вы видите в сфере банковских услуг?
Величайшей особенностью России, просто Клондайком для будущего развития,
является то, что удивительным образом из поля зрения финансовых
маркетологов выпало более 80% представителей потенциальной целевой
аудитории. Десять с лишним лет во всех брифах – исследовательских,
креативных, медийных и т.д. - они писали: «Молодые люди, мужчины и
женщины, 25–35, доход выше среднего, менеджеры и управленцы...». В итоге
вне поле зрения оказалось огромные новые потребительские классы:
чиновники, self-employment, высококвалифицированные «синие воротнички».
Шутки шутками, но как вы думаете, где в Москве работает «мужчина 30 лет
с зарплатой в 34 000 рублей?». Машинистом в метро! А покажите хоть одну
банковскую рекламу, где было бы обращение к тем, кто зарабатывает своими
руками?
С другой, клиентской, стороны есть встречное непонимание и неприятие
коммерческих банков. Во-первых, психологическое недоверие. Респонденты в
наших исследованиях так и говорили: «А как я туда зайду? Там все так
чистенько, солидно, ухожено. Вдруг меня оттуда погонят?». Потенциальные
потребители твердо уверены, что им предлагают сыграть в кошки-мышки, где
им априори отведена роль мышек.
Сломать это можно именно за счет коммуникаций, при том, не сужая это
только до тональности рекламы, а на всех уровнях: от знака и фирменного
стиля, до содержания каждой листовки.
Во-вторых, мы с удивлением отметили в своих исследованиях, что даже у не
самых обеспеченных слоев по факту не сформулирована идея бережливости.
Даже случайно образовавшаяся ненужная сейчас сумма в размере $500 или
$1000 не рассматривается как повод сходить в банк, открыть или пополнить
свой счет. Скорее, ей будут придуманы внеплановые и не сильно
необходимые траты. На худой конец ее положат под матрац. Банк даже не
рассматривается в качестве надежного и постоянного – «копеечка к
копеечке» – накопителя.
Таким образом, задачи финансового маркетинга в настоящий момент ещё и в
том, чтобы начать формировать нормальную банковскую культуру у
населения.
Есть ли какие-то серьезные ограничения в поиске новых нестандартных
подходов в маркетинге банковских услуг?
Принято говорить, что банковский бизнес консервативен. Это стало
банальностью и общим местом, и никто почему-то не хочет задумываться,
почему по всему миру банки активно меняют свои форматы и далеко не
всегда неудачно. Да, провалился проект виртуального банка: чисто онлайн
без единого офиса, зато огромное количество интерактивных сервисов и
супервыгодные предложения ввиду того, что всё fat-free (от агнл.
«обезжиренный»). Потребители оказались не готовы полностью перейти от
живого человеческого общения.
Но при этом вопреки скептикам создан и успешно развивается банк,
оперирующий с огромными массами клиентов суммами от нескольких долларов
или даже центов! А его автор недавно даже был отмечен Нобелевской
премией. Поэтому разговор идет, скорее, не о том, что банковский сектор
консервативен и не гибок. Речь, скорее идет о том, что он очень
чувствителен к ошибкам и просчетам в попытках его как-то модернизировать
и изменить.
Например, очень интересными и успешными получаются эксперименты с
банковскими пластиковыми картами как по их оформлению, так и по способам
применения - дисконты в определенных магазинах, пропуска в клубы или на
мероприятия или даже на работу и т.д. - в духе Ли-Лу из «Пятого
элемента»: «Мультипасс».
Каковы сегодняшние тенденции в банковской рекламе в нашей стране?
Отличаются ли они от Запада?
Если рассматривать глобальные тренды и более развитые в финансовом
смысле рынки, а потом пытаться спрогнозировать, что будет актуально в
этой сфере у нас, то нельзя не отметить две тенденции: во-первых,
плавное нивелирование уникальных черт и особенностей почти всех
банковских брендов и продуктов; во-вторых, непрекращающиеся попытки
«развернуть» розницу (а мы говорим преимущественно о ней) лицом к
потребителю.
Первая тенденция связана с тем, что по факту все предложения в банках
уже примерно выровнялись и по набору продуктов, и по условиям, и по
надежности операторов. В США, по данным исследования Relationships
Monitor (измеряет взаимоотношения между брендом и потребителем в
различных категориях и отраслях), это привело к тому, что доля тех, кому
совершенно безразлично в какой банк зайти, примерно в полтора раза выше,
чем в среднем по категории «услуги». При этом совершенно незначимыми
оказались такие типы взаимоотношений, как: «Стоимость услуг» (а зачем?
она у всех примерно одинаковая) или «Наличие приятных сюрпризов» (еще не
хватало сюрпризов в финансовой сфере!).
Единственный способ для успешного маркетингового развития банкам
остается только в разделе «Забота». Не «Обслуживание», а именно
«Забота». Ее от банков хотят ощутить почти вдвое больше, чем от любых
других организаций.
Специфика банковской рекламы обуславливается особенностью услуг в этой
области – отсутствием их материально-вещественного воплощения, а также
той ключевой ролью, которую играет такая категория, как доверие. Как это
отражается на креативе? Приведите примеры эффективной рекламы
какого-либо банка. На чем строилась здесь концепция?
Радикальную попытку «развернуть банк» лицом к частному вкладчику и
внедрить клиентоориентированный подход мы могли наблюдать на примере
рекламы «Альфа-Банк-Экспресс». По задумке кейс был отменный. И то, что
«Большой» Альфа-Банк решил в итоге взять фирменный стиль и тональность
из «Экспресса», лишний раз это доказывает. Но реализация оказалась
провальной, что признало само руководство банка.
Тем не менее, тренд на общение с клиентом не через стойку-баррикаду и не
по своим жестким нормативам, а, исходя из его потребностей, верен и,
можно сказать, понимание этого неизбежно. Сложность тут, как и во всяком
ритейле, связана с качеством работы персонала, и, что характерно, на
всех уровнях. Но это не новость: маркетинг в сфере розничных продаж,
вообще, наполовину это забота и заслуга службы HR.
Как можно произвести оценку эффективности рекламы банка?
Все зависит от бизнес-целей конкретного банка, маркетинговых задач и,
соответственно, цели рекламной кампании – привлечение потребителей
кредитов, повышение знания марки, программ по вкладам населения или
привлечения стратегических инвесторов. В любом случае наиболее
эффективным методом нужно признать проведение соответствующих
исследований. И рост запросов на проведение маркетинговых исследований
свидетельствует, что многие банки осознали, что оценку эффективности
рекламы не возможно проводить на уровне «нравится – не нравится»
маркетинговое послание совету директоров или родственникам акционеров.
Сейчас все определяет мнение целевой аудитории, и на его изучение стоит
тратить и усилия, и бюджеты.
2025 © allbe.ru
|