сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Старинная мебель

Старинная мебель

Практически все известные нам виды мебели — стол, стул, кресло, скамейка, шкаф (изначально — сундук) — существовали уже в глубокой древности. Так, уже древние египтяне и жители Месопотамии умели изготавливать мебель из дерева, тростника, пальмовых листьев, сухожилий и кожи животных, украшая ее благородными металлами, фаянсом и стеклом. Античные цивилизации (Древняя Греция и Рим) подхватили эстафету, создав множество прекрасных образцов практичной и удобной мебели. Кстати, в дальнейшем именно греко-римское искусство дало мощнейший импульс к возникновению европейских мебельных традиций эпох Ренессанса и классицизма. Известно, что античным художникам удавалось великолепно сочетать в своих творениях простоту, утонченность, изящество линий и комфорт. Им, в частности, принадлежит идея оформления мебели разнообразными орнаментами (прежде всего, орнаментом «меандр»), фигурами грифонов или звериных лап. Спустя многие сотни лет европейцы позаимствовали большинство из этих находок, во многом переосмыслив их и доведя до своего логического завершения.

Коллекционировать старинную мебель интересно и престижно. Однако человеку, решившему заняться этим поистине элитарным делом, придется столкнуться с многочисленными проблемами. Во-первых, коллекцию антикварной мебели необходимо хранить лишь в очень просторном помещении, где создан специальный микроклимат (нельзя допускать излишней влажности, но и сухой воздух также может пойти раритету не на пользу). Впрочем, при наличии средств для покупки старинной мебели, скорее всего, найдутся деньги и на оборудование соответствующей комнаты-музея. Дополнительных затрат обычно требует реставрация. При этом обращаться можно только к настоящим специалистам, которые не испортят ценный экспонат. А таких людей придется еще поискать.

Но основная проблема состоит в том, что отличить подлинную антикварную мебель от качественной подделки бывает очень трудно. Чтобы случайно не приобрести не представляющий никакой ценности плагиат, необходимо досконально изучить различные аспекты старинной мебели — ее формы, декор, материалы, технику выработки, особенности стилей и т.д. К счастью, недостатка в красочных альбомах-справочниках сегодня нет — их можно приобрести в любом крупном книжном магазине.

Надо сказать, что фальсификаторское искусство достигло сегодня довольно больших высот. Как правило, подделку изготавливают из сравнительно дешевых материалов, которые неспециалист вполне может принять за благородные сорта дерева. К примеру, черное дерево умело подменяется грушевым или яблоневым, протравленным специальными препаратами (сульфатами, хлоридом), а вместо ореха используют бук, ольху или липу, обработанные анилином. Одним словом, тонкостей здесь великое множество.

Чтобы ввести в заблуждение не слишком разборчивого коллекционера, фальсификаторы нередко имитируют на древесине червоточины, выстрелив в нее дробью или уже изначально используя подточенную жучком породу. Иногда предметы мебели собирают из старых сундуков, превращая никому не нужную рухлядь в прекрасный старинный шкаф. Только вот никакой исторической ценности такие «поделки», разумеется, не представляют.

Впрочем, в отдельных случаях распознать подделку возможно. В современных копиях, как правило, отсутствуют деревянные гвозди, механические повреждения при внимательном рассмотрении покажутся насильственно причиненными, полировка будет отдавать жестким блеском или иметь зеленоватый оттенок. Если монограммы (выжженные или вырезанные) находятся на видном месте, это верный знак того, что перед вами подделка. На позднее происхождение предмета мебели указывают, например, аккуратно сработанная задняя стенка и чересчур гладкая внутренняя поверхность, новые замки, дополнительно приделанные украшения, которых, согласно справочникам, быть не должно, и т.п.

Между прочим, на современном антикварном рынке иногда попадаются и более ценные подделки. Оказывается, интерес к старинной мебели возник в России и Европе еще во второй половине XIX века. А поскольку спрос многочисленных коллекционеров не мог быть в полной мере удовлетворен настоящим антиквариатом, некоторые мастерские начали производить весьма качественные подделки. Есть данные, что крупные объединения художников и столяров, занимавшихся подобными фальсификациями, существовали в Париже, Венеции, Петербурге и других культурных центрах того времени. Естественно, сегодня подделка такого уровня нередко ценится наравне с подлинным произведением искусства.

Итак, допустим, предприимчивым фальсификаторам не удалось обвести вас вокруг пальца, и подделка не куплена. Но где отыскать настоящий раритет? К сожалению, от древних времен и эпохи Средневековья оригинальная мебель до нас практически не дошла (отдельные экземпляры хранятся во всемирно известных музеях, но пытаться заполучить такой экспонат домой практически бесполезно). Подавляющее большинство предметов мебели Нового времени тоже постигла печальная участь. Как правило, они погибали во время революций, войн, пожаров и наводнений вместе с домами, а то, что чудесным образом сохранилось, давно заняло свое место в музейных залах всего мира. Кроме того, активно используемая в быту мебель стремительно изнашивалась и теряла свою первоначальную привлекательность. Тогда ее убирали в чулан или сжигали, немедленно подыскивая ей достойную замену. Кстати, многие красивые и дорогие вещи, украшавшие дворцы, кабинеты вельмож или, к примеру, монастыри, не только изнашивались, но и со временем выходили из моды, попадая впоследствии в крестьянские дома (известны случаи, когда в прекрасных свадебных сундуках народ хранил овес или инвентарь).

Как показывает практика, большинство коллекционеров обращают внимание прежде всего на русскую мебель XVIII — XIX веков. Во-первых, если очень постараться, то изделия этого периода еще можно найти в некоторых антикварных магазинах или у частных продавцов (с более древними вещами дело обстоит сложнее). Во-вторых, отечественная мебель представляет собой огромный исторический интерес.

Русское мебельное искусство, являясь, по большому счету, искусством заимствованным, за очень короткий срок (пора ученичества насчитывает всего несколько десятков лет) достигло европейского уровня. На основе лучших иноземных образцов наши мастера научились создавать подлинно русские шедевры.


До первой половины XVIII века к изготовлению мебели в России подходили с чисто утилитарных, практических позиций. Неудивительно, что в то время она отличалась традиционностью (в худшем смысле этого слова) и однообразием форм. Достаточно скудным был и набор материалов, применяемых для ее изготовления. Ситуация изменилась с началом царствования Петра Великого. Быстрый рост Северной столицы, возведение городских дворцов и домов знати способствовали возникновению спроса на новую мебель европейского образца, которой, однако, на первых порах катастрофически не хватало (массовые закупки за рубежом не могли решить возникшую проблему). Тогда Петр Алексеевич решил направлять в европейские страны своих агентов, чтобы те «зазывали» в Россию мастеров различных специальностей, обещая им многочисленные заказы и хороший доход. Согласно контрактам, заграничные мебельщики должны были не только изготавливать качественную и красивую мебель, но еще и обучать своему искусству приставленных к ним русских учеников.

Осваивая европейские мебельные традиции, российские умельцы старались адаптировать их к особенностям российской действительности. Например, из мебели иностранного производства предпочтение отдавалось английской, голландской и немецкой — добротной, прочной и без лишних декоративных изысков. Ножки и спинки стульев часто украшались резьбой в виде крупных завитков, напоминающих по своему внешнему виду петушиные гребни (чисто национальный элемент).

Во второй половине XVIII века и в XIX веке русское мебельное искусство достигло настоящих высот.

Ярким примером мебели второй половины XVIII века может служить золоченое кресло президента Военной коллегии, на котором восседал сам Г.А.Потемкин. Вокруг центрального щита, обитого бархатом, скомпонованы шлем, палица Геркулеса, меч и лук со стрелами — полный набор античных мотивов, столь популярных у классицистов.

Переход от витиеватых форм барокко, господствовавшего в первой половине XVIII века, к прямолинейным чертам эпохи классицизма в полной мере завершился в России только к 80-м годам XVIII века. К этому времени окончательно утвердилась и классическая орнаментика. Как правило, набор орнаментов включал в себя геометрический сетчатый, звездчатый, а также орнамент из цветочных гирлянд. Иногда можно встретить изображения архитектурного пейзажа или даже многофигурные композиции.

Для отделки корпусной мебели часто применяли технику маркетри (от фр. «marqueterie» — вид мозаики из фигурных пластинок, различных по цвету и текстуре, которые наклеивались на деревянную мебель). В этой манере выполнялись бюро с крышками цилиндрической формы, шкафы идр. При изготовлении мебели также использовали металл, который придавал ей более утонченный вид.

В XIX веке русская мебель прошла путь от позднего классицизма до модерна, при этом начиная с 40-х годов различные стили в мебели часто сосуществовали даже в пределах одного дворца (столь популярная в наши дни эклектика, то есть смешение стилей).

Первое десятилетие XIX века было ознаменовано тем, что тенденции, которые наметились еще во второй половине XVIII века, получили свое дальнейшее развитие. Это время позднего классицизма, который отчетливо выражен, например, в мебели, создававшейся по проектам архитектора А.Н. Воронихина. Однако уже русскую мебель 20-30-х годов стали изготавливать в формах ампира (от фр. «еmpire» — империя, стиль в искусстве наполеоновской Франции, служивший воплощению идеи государственного могущества и характеризующийся монументальными лапидарными формами). Этот стиль прекрасно отражал настроения эпохи, наставшей после победы России над Наполеоном. Широко распространилась в это время мебель прямолинейных форм из красного дерева с медными тягами (впоследствии она получает название стиля жакоб — по имени известного мастера Жакоба Демальте).

Одним словом, коллекционируя мебель, человек не просто пытается воссоздать у себя дома великолепные интерьеры прошлого, он словно становится соучастником тех событий, которые происходили много лет назад. Старинная мебель хранит в себе дух прошлого намного лучше, чем многие другие предметы антиквариата. В этом, пожалуй, главная ее особенность.

 





2024 © allbe.ru