Оценка бизнеса
Оценка бизнеса
Оценка бизнеса – определение в денежном выражении вероятной продажной
цены. Она должна отражать полезность бизнеса как товара и затраты,
необходимые для реализации его потенциала. Качественная рыночная оценка,
в отличие от бухгалтерской, не только учитывает производственные
затраты, но и в обязательном порядке принимает во внимание положение
предприятия на рынке, время, риск, неосязаемые активы, внешнюю
конкурентную среду и внутренние особенности построения бизнеса.
На самом деле оценка бизнеса – только отчасти наука. Наполовину это
искусство в чистом виде, а во второй половине, где все-таки присутствует
наука, обязана превалировать логика. Если исходить только из научных
соображений, то весь процесс оценки можно свести к проставлению точных
цифр в общеизвестные формулы – и компьютер выдаст точный результат.
Но будет ли такая оценка отражать реальную стоимость действующего
предприятия? Абсолютно нет, потому что для продажи бизнеса необходима
оценка правильная. Отличие правильной оценки от точной состоит в том,
что в первом случае в общеизвестные формулы проставлены правильные
цифры. А найти, практически выстрадать их под силу только грамотному и
опытному специалисту, можно сказать художнику и философу оценки.
Как считают ведущие американские специалисты по оценке малого и среднего
бизнеса, понимание философии оценки и умение точно «попасть в цену»
приходит только на третий год кропотливой ежедневной работы. Здесь не
зря употреблен термин «цена»: это понятие обозначает денежную сумму,
требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она
является историческим фактом, то есть относится к определенному времени
и месту. В зависимости от финансовых возможностей, мотивов или особых
конкретных интересов покупателя и продавца цена, по которой продается
действующее предприятие, может отличаться от стоимости.
Итак, для правильной оценки нужны правильные исходные данные,
проанализированные, нормализованные, осмысленные и переосмысленные
специалистом, проводящим оценку. К таким «краеугольным» данным относятся
размер текущего дохода компании, прогнозируемая величина будущих
доходов, время их получения и ставка капитализации (дисконтирования).
Имея управленческие отчеты минимум за три года, владелец компании с
помощью статистических методов может получить довольно точные данные о
наличии или отсутствии тренда доходности (повышательного или
понижательного) и величие будущих доходов. Эти данные чаще всего бывают
близки к правильным. Для оценки с помощью доходного подхода очень важно
верно определить так называемый «срок жизни бизнеса после смены
владельца». На эту цифру большое влияние оказывают факторы внешней и
внутренней среды: срок договора аренды, изношенность основных фондов,
конкурентная среда, новизна или моральная устарелость продукта,
устойчивость бизнес-структуры и многое другое. Обычно срок жизни
предприятий малого и среднего бизнеса колеблется от трех до пяти лет, и
неверное определение этого параметра может дать до 30-40% отклонения в
стоимости.
К очень большой погрешности может привести неверное определение
коэффициента дисконтирования или ставки капитализации при использовании
доходного подхода.
При использовании сравнительного подхода анализируются сделки с
бизнесами, близкими по показателям к оцениваемому. Сравнительные данные
будут более правильными, если выбираются компании-аналоги из той же
отрасли, с похожей величиной и доходностью. На практике из-за закрытости
рынка приходится брать аналоги из других отраслей – в этом случае важно
следовать основным принципам философии оценки.
Философия оценки гласит, что круг потенциальных покупателей вашего
бизнеса неограничен 9их миллионы), и все покупатели – маргиналы в
хорошем смысле этого слова. Предполагается, что они будут вкладывать
свои кровные, руководствуясь исключительно экономическими соображениями,
то есть только в бизнес, который приносит доход выше рыночного. Иными
словами, «дураков с деньгами» нет, и не пытайтесь их искать! Конечно,
есть исключения, но их нельзя принимать в расчет, ибо они, как известно,
только подтверждают правила.
Даже самый опытный оценщик не застрахован от неудач. Как свидетельствует
правило «10-50», большинство бизнесов реально продается по цене, на
10-50% ниже стоимости, определенной специалистом.
2023 © allbe.ru
|