сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Способы оценки бизнеса

Способы оценки бизнеса

Существует много случаев, когда вам может понадобиться определить рыночную стоимость бизнеса. Конечно, покупка и продажа бизнеса – наиболее распространенная причина такой оценки. Другими причинами является планирование земельной собственности, реорганизация, или подтверждение стоимости вашего имущества для кредиторов или инвесторов.

Оценку стоимости компании едва ли можно назвать абсолютно точной с точки зрения науки, величина такой стоимости может колебаться в зависимости от типа бизнеса и причины, которая приводит к этой оценке. Существует широкий спектр факторов, включаемых в процесс оценивания – от бухгалтерской стоимости до совокупности реальных и неосязаемых элементов собственности. В целом, стоимость бизнеса будет основана на анализе потока денежных средств. Иными словами, способность компании последовательно генерировать прибыли, позволит, в конце концов, определить ее рыночную стоимость.

Оценка бизнеса должна рассматриваться как отправная точка для покупателей и продавцов. Редко бывает, чтобы покупатели и продавцы пришли к одинаковой величине стоимости, если только нет каких-либо других причин, нежели та, когда продавец ищет покупателя, которому можно продать компанию по более высокой цене. Ваша цель будет состоять в определении приблизительной стоимости, начиная с которой покупатель и продавец могут вести торги, определяя цену, которая, в конечном счете, удовлетворила бы обоих. Внимательно изучайте цифры, но также не забывайте предостережение Брайана Гетца, президента компании Кэпитал Эдвайзорс Инк. (Bryan Goetz, Capital Advisors, Inc.), оценщика бизнеса: «Компании также уникальны и сложны, как и люди, которые ими управляют, и поэтому не могут быть оценены упрощенным правилом большого пальца».

Здесь мы приводим некоторые общепризнанные методы, используемые для процедуры оценивания.

-Оценка активов
- Оценка капитализации дохода
- Оценка прибыли владельца бизнеса
- Коэффициент или рыночная оценка

Оценка активов
Оценка активов используется в случае, когда компания обладает большим объемом активов. Компании розничной торговли и производственные компании подпадают под эту категорию. Этот процесс учитывает следующие величины, сумма которых определяет рыночную стоимость:

· Справедливая рыночная стоимость основных средств и оборудования (СРЦ/ОС) – это цена, которую бы вы заплатили на открытом рынке для приобретения основных средств и оборудования.
· Улучшение арендованной собственности (УАС) – это изменения, вносимые в физическую собственность, которые будут рассматриваться, как часть собственности, если бы вам нужно было продать ее или не возобновлять договор об аренде.
· Прибыль владельца (ПВ) – это дискреционные денежные средства продавца за 1 год; вы можете взять их из отчета скорректированного дохода.
· Запасы (З) – Оптовая стоимость товара, включая сырье, товары в процессе производства, и выпущенные товары или продукты.

Оценка капитализации дохода
Этот метод не оценивает основные средства, такие как оборудование, а лишь учитывает большее число видов нематериальных активов. Этот метод оценки наилучшим образом применим для субъектов бизнеса, не обладающих основными средствами, таких как компании в сфере обслуживания. В своей книге «Полное руководство по приобретению компании» (“The Complete Guide to Buying a Business”, Richard Snowden, Amacom, 1994), Ричард Сноуден перечисляет дюжину позиций, которые должны быть рассмотрены при оценке путем капитализации дохода. Он рекомендует давать каждому фактору оценку/балл от 0 до 5, где «5» будет наивысшей оценкой. Среднее арифметическое этих баллов будет служить «коэффициентом капитализации», который в свою очередь умножается на дискреционные денежные средства покупателя для определения рыночной стоимости бизнеса/компании. Существую следующие факторы:

· Причина, по которой владелец продает свой бизнес;
· Срок существования и работы компании в бизнесе;
· Срок владения компанией настоящим владельцем;
· Степень риска;
· Прибыльность;
· Местоположение;
· История роста производства;
· Конкуренция;
· Барьеры для новых компаний;
· Будущий потенциал для производства;
· Клиентская база;
· Технология.

И вновь, сложите баллы и поделите сумму на 12, чтобы прийти к средней арифметической величине, чтобы использовать ее как коэффициент капитализации. Далее вы должны вычислить величину «дискреционных денежных средств покупателя», которая составит 75% от прибыли владельца компании (дискреционные денежные средства продавца за один год как указано в отчете о доходе). Вы перемножаете эти две величины для определения рыночной стоимости.

Оценка прибыли владельца бизнеса
Эта формула сфокусирована на показателе потока дискреционных денежных средств и используется чаще всего для оценивания субъектов предпринимательства, чьи величины стоимости выходят из их способности генерировать наличный поток и прибыль. Эта процедура оценивания использует простую формулу – вы умножаете прибыль владельца в 2,2727 раза, чтобы получить рыночную стоимость. Данный коэффициент учитывает стандартные показатели, такие как 10% прибыли от инвестиций, прожиточный минимум до 30% прибыли владельца и уплату капитального долга и процентов по государственному долгу равную 25%.

Коэффициент или рыночная оценка
Этот подход подразумевает вычисление стоимости бизнеса посредством местного индекса деловой активности компаний, используемого в качестве коэффициента. Этот коэффициент основан на том, какие аналогичные компании были проданы недавно. Таким образом, выводиться формула конкретной отрасли, обычно основанная на коэффициенте валовой выручки от продаж. Это тот самый случай, когда многие люди испытывают проблемы с этими формулами, так как они часто не фокусируются на итоговой прибыли или потоке наличности. К тому же они не учитывают, насколько различными могут быть две компании, работающие в одной и той же сфере бизнеса. Далее мы приводим несколько примеров коэффициентов, как упоминалось в книге «Полное руководство по приобретению компании» Ричарда Сноудена:

· Туристические агентства – от 0,05 до 1 умножить на годовую валовую прибыль от продаж;
· Рекламные агентства – 0,75 умножить на годовую валовую прибыль от продаж;
· Компании розничной торговли – от 0,75 до 1,5 умножить на годовую чистую прибыль + товары + оборудование.

Для того, чтобы найти нужный коэффициент для вашей отрасли, вы можете попытаться связаться по этому вопросу с местной торговой ассоциацией. Другой способ – использовать услуги брокера или оценщика, которые специализируются на бизнесе, подобном вашему
 




2024 © allbe.ru