Офисы в Санкт-Петербурге
Офисы в Санкт-Петербурге
Офисная недвижимость - самый динамичный сегмент столичного рынка
коммерческой недвижимости. Однако эксперты прогнозируют скорое насыщение
этого сегмента и как следствие - снижение спроса, усиление конкуренции,
сокращение доходности и привлекательности офисной недвижимости среди
инвесторов.
Офисный бизнес - один из наиболее доходных бизнесов в мире
Офис нужен практически для любого вида человеческой деятельности - той,
что называется работой. Поэтому офисный бизнес - один из наиболее
стабильных и доходных бизнесов в мире.
Сегодня самый полный набор услуг высокого качества предоставляют офисные
центры, или бизнес-центры, как обычно их называют. Этот сектор рынка
офисной недвижимости быстрее других реагирует на изменение предпочтений
клиентов. Еще недавно это были удобное местоположение, круглосуточная
охрана, уборка помещений, парковка, связь, конференц-зал, комната для
переговоров, кафе. Теперь требуются круглосуточный доступ (с системой
видеонаблюдения и контроля доступа), свободная планировка офисов и
кондиционирование, неограниченное число оптоволоконных линий связи,
банк, билетные кассы, ресторан, тренажерный зал и т.д.
Факты и прогнозы
Бизнес-центры - самый быстрорастущий сектор офисного рынка Петербурга.
Сегодня общее количество офисных центров в городе — около 240. Они
делятся на классы (по совокупности площадей). Качество помещений и
сервис в них постоянно растут, что особенно заметно в зданиях класса В и
С (в классе А их уровень изначально высок). Некоторые центры класса С
переходят в класс В (например, «Маяк» на Московском пр., 91, и др.). Это
практически полностью частный сектор рынка: сегодня лишь около 50 тыс.
м2 (6% всего сектора) площадей бизнес-центров принадлежит городу
(«Офисный дом на Льва Толстого, 7», «XIX век» и др.).
Новые просторы
Все больше офисных центров, в том числе высокого уровня, открывается за
пределами центра Петербурга. Настоящими деловыми зонами постепенно
становятся набережные Невы и ее рукавов (Выборгская, Пироговская,
Ушаковская, Петроградская, Свердловская, Синопская и др.), преимущества
которых очевидны: хорошая доступность, возможность парковки машин, вид
из окон.
Все больше офисных центров появляется вдоль Обводного канала и в районе
Морского порта. Результат - сокращение доли офисных центров в
историческом центре города до 60%, хотя еще три года назад она
составляла около 70%. Диаметральные противоположности по количеству
действующих бизнес-центров представляют собой Центральный (23%) и
Красносельский (1%) районы. Все действующие бизнес-центры класса А пока
концентрируются в Центральном и Адмиралтейском районах.
Активность рынка
В 2005 году в Петербурге появилось около 20 бизнес-центров общей
площадью 100 тыс. м2, а всего за 6 месяцев 2006 года емкость этого
сектора рынка возросла еще почти на 115 тыс. м2. 2004 год ознаменовался
самым большим приростом площадей бизнес-центров класса А. Тогда к пяти
действующим («Атриум» - Невский пр., 25; «Шведский дом» - Шведский пер.,
2; «Белые ночи» - Малая Морская ул., 23; «Северная столица» - наб. реки
Мойки, 36; Караванная ул., 10) добавились: «Невский пр., 38»; Geneum
(Невский пр., 10) и «Платинум» (Большая Морская ул., 30, — позднее был
продан) - всего около 9 тыс. м2 (рост - 25%). Доля этого сектора на
рынке достигла почти 5% общей площади бизнес-центров (хотя, согласно
Penny Lane Realty, это всего лишь уровень Москвы 1994 года).
Динамика роста класса В - самая впечатляющая: 2001 год - 15 тыс. м2,
2002 год - 40 тыс. м2, 2003 год - 70 тыс. м2, 2004 год - 77,5 тыс. м2
(77% годового прироста), 6 месяцев 2005 года -95,3 тыс. м2 (83% всего
прироста). И сегодня это уже порядка 70 бизнес-центров общей площадью
почти 320 тыс. м2. Из числа последних новостроек можно выделить River
House (ул. Академика Павлова, 5), «Сенатор-4» (ул. Чапаева, 15),
«Шпалерная, 54» и ряд других.На фоне опережающего роста площадей
бизнес-центров класса А и В постоянно сокращается на рынке доля класса
С.
Сегодня общая площадь 160 бизнес-центров класса С - 555 тыс. м2. Примеры
новостроек в этом классе - бизнес-центры «Троицкое поле» (пр. Обуховской
Обороны, 120), «Н-49» (пр. Непокоренных, 49) и ряд других.
За январь — июнь 2005 года прирост общего объема предложения в
бизнес-центрах Петербурга составил 14,3%. Но активность бизнеса в городе
растет (в том числе иногороднего и зарубежного), поэтому специалисты как
минимум в 2005-2006 годах не ожидают серьезных проблем с заполнением и
большого количества строящихся бизнес-центров. В последние годы
количество вакантных площадей в действующих бизнес-центрах совсем
невелико. Сегодня практически все они заполнены (класс А - на 99-100%,
класс В - на 95-100%, класс С - на 96%). И вновь вводимые бизнес-центры
пока также заполняются вполне успешно.
По данным ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» (ЦОК),
постоянное повышение уровня сервиса в бизнес-центрах класса В последнее
время даже стимулирует переток в них некоторой части арендаторов из
класса А (освободившиеся площади в которых, в свою очередь, также быстро
заполняются).
О других
Офисные помещения в остальных секторах рынка также находят своих
арендаторов - тех, кто в силу определенных причин предпочитает
автономные офисы, и тех, для кого первостепенное значение пока имеет не
столько уровень комфортности офисов, сколько «цена вопроса». Небольших
помещений (до 50 м2) на рынке традиционно недостаточно, и чаще всего
именно их соискатели становятся клиентами НИИ, гостиниц и общежитий.
Помещения до 50 м2 по-прежнему самые востребованные в бизнес-центрах
класса С - 41,7%, хотя в первом полугодии 2005 года здесь заметно
увеличилась и доля арендаторов площадей 301-500 м2- 20,8% (2004 год
-13%), притом что площади более 500 м2 пользуются значительно меньшим
спросом — 4,1%.
Явная тенденция к укрупнению арендуемых площадей - в бизнес-центрах
класса В: если в 2004 году всего 11 % арендаторов предпочитали помещения
площадью 51-100 м2, то в первом полугодии 2005 года их доля увеличилась
уже до 23,1%. Аналогично доля помещений площадью 101-200 м2 возросла с
21 до 25%, а площадью 301-500 м2 - с 7 до 13,5% (при этом доля
востребованных помещений площадью менее 50 м2 сократилась с 25 до 9,6%).
Крупные блоки, как правило, арендуются в новых бизнес-центрах — в
«старых» обычно их уже нет.
Дефицит офисов особо актуален для приходящих в Петербург крупных
компаний-налогоплательщиков, их устройством власти занимаются сами
(например, ОАО «Совкомфлот» получил в аренду особняк из числа памятников
на наб. реки Мойки, 3).
Покупатели и цены
Заинтересованных в покупке офисов, в том числе целых зданий, становится
все больше. Себестоимость офисных помещений сегодня равна примерно
4-кратной годовой ренте, и, таким образом, долгосрочная аренда для
конечного пользователя менее выгодна, чем собственность. Покупкой офисов
интересуются около 15% всех клиентов. 65% из них предпочитают офисы
площадью до 160 м2 (17% - до 60 м2, 23% - от 60 до 90 м2 и 25% - от 90
до 160 м2). Сегодня в городе реализуется сразу несколько проектов, где
офисы продаются, а не сдаются. Аналитики газеты «Строительный
еженедельник» оценивают нынешний объем предложения на продажу офисов в
бизнес-центрах в 25 тыс. м2.
В 2004 году рост цен на офисные помещения в Петербурге был невысоким.
Согласно ГУИОН (раздел «Анализ рынка коммерческой недвижимости»)
арендные ставки в феврале 2005 года к уровню февраля 2004 года составили
в среднем 112%, а цены продажи - 113%. Это ниже, чем годом раньше (116 и
126% соответственно).В 2005 году «Бюллетень недвижимости» фиксирует
стабилизацию цен: уровень арендных ставок в сентябре - $204-216/м2 в год
(рост с начала года - 0-6%), цен продажи - $1250— 1280/м2 (рост - 1-3%).
Стоимость встроенных офисов зависит от их местоположения, уровня
отделки, сервиса и технической оснащенности. По уровню цен и арендных
ставок на них Петербург делится на четыре зоны. В целом запрашиваемые
арендные ставки находятся в диапазоне $40-700/м2 в год, но чаще
укладываются в $150-300/м2.
Предложения помещений, относящихся к более дорогим (качественный ремонт,
центр города, хорошая доступность и окружение), появляются на рынке
довольно редко. Соответственно, ставки на лучшие помещения в центре
могут достигать $900/м2 в год и выше.
Аренда или покупка
Объем рынка аренды офисов в Петербурге оценивается примерно в три-пять
раз больше, чем объем рынка купли-продажи. В 2005 году рынок весьма
активен. Заполняемость большинства объектов близка к 95-99%. Новые
офисные центры, как правило, примерно на 60% заполняются еще до
открытия, а вскоре после него - на 80-100% (правда, в бизнес-центре
класса A Geneum по какой-то причине и через год после его ввода еще были
свободны 700 м2 из 1600). Растет число крупных арендаторов. Так, ГК
«Сварог» арендовала 2 тыс, м2 в бизнес-центре «Петровский», «Вэб-инвест
Банк» - 2,5 тыс. м2 в «Невском, 38», компания Motorola -6,5 тыс. м2 в
«Т4», Skanska - 1,675 тыс. м2 в «Кронверке» и т.д. Американская компания
Quest Softwear готовится занять 4,35 тыс. м2 в бизнес-центре «Эврика». И
это не говоря уже о таких общеизвестных примерах, когда одна компания
арендует полностью весь бизнес-центр: «МегаФон» - на Караванной ул., 10
(6 тыс. м2), Территориальный фонд ОМС - на Московском пр., 120 (2,8 тыс.
м2).
Бум
В 2005 году инвестиционная активность на офисном рынке Петербурга
остается высокой, некоторые аналитики говорят даже о буме. Строятся
новые бизнес-центры, реконструируются производственные и учрежденческие
здания («Первомайская Заря», «Нево Табак» и т.д.), сохраняет
актуальность перевод в этих целях квартир в нежилой фонд. Эксперты
насчитывают около 20 компаний, профессионально работающих в сфере
офисной недвижимости.
Это холдинг «Империя» (офисная сеть «Сенатор»), СК «Возрождение
Санкт-Петербурга», ООО «Корпорация С», ОАО «Невский Синдикат», холдинг
«ПСБ-Инвест Групп» и другие. Заметно активизируются иностранцы.
После турецкой группы DESNA с ее вторым офисным проектом на ул. Марата
это австрийская Tilman Kraus Property Group («Австрийский бизнес-центр»
класса А на Оренбургской ул., 4), международный фонд White Days
(приобретает три бизнес-центра), шведский холдинг East Capital
(реконструкция под бизнес-центр здания на 10-й Красноармейской ул.) и,
наконец, шведская компания Ruric AB (недавно реконструировала под
бизнес-центр класса А здание на Невском пр., 11, и занимается еще
четырьмя).
А и В
Долгое время рост числа бизнес-центров класса А в Петербурге сдерживался
экономичностью местного бизнеса по сравнению с московским (стоимость
строительства и там и там составляет около $2500/м2, однако ставки для
бизнес-центров аналогичного класса в Москве выше на $150—200/м2 и
более).
Однако приходящие в Петербург московские и зарубежные бизнес-структуры
уже не удовлетворяются офисами класса В. И в 2005 году в городе
ожидается ввод сразу нескольких бизнес-центров класса А: «Веда-Хаус» на
Петроградской наб., 18 (ООО «Веда-Система», 10 тыс. м2), вторая очередь
«Северной столицы» в Волынском пер. («ПАН», 8 тыс. м2), очередные
«Сенаторы» на ул. Чайковского, 1, и Садовой ул., 10 (холдинг «Империя»),
возможно, «Лангензипен» на Каменноос-тровском пр., 9 (компания
«Теорема»). Вместе они могут увеличить емкость данного сектора рынка на
25-30 тыс. м2. Следом - «Сити-Центр» (вторая очередь), межбанковский
комплекс им. Анатолия Собчака (26-я линия В. О., 15), тот же
«Австрийский бизнес-центр». Потом - бизнес-центры на месте ГИПХа, на
территории бывшего Петрозавода, целая серия бизнес-центров от Ruric AB и
ряд других.
2023 © allbe.ru
|