Подшипники скольжения
Подшипники скольжения
Использование самосмазывающихся материалов скольжения постоянно
приобретает все большую значимость во всех областях производства
металлургической промышленности. На фоне постоянно нарастающего давления
конкурентов, производители и операторы оборудования в настоящий момент
особенно нуждаются в решениях, которые предлагают в равной степени
технические, так и экономические преимущества. Подшипники скольжения и
направляющие, функционирующие без дополнительной смазки, представляют
собой огромный потенциал для оптимизации и экономии, в том числе и при
реконструкции уже применявшихся ранее неудачных решениях, в которых
использовалась дополнительная смазка.
Глубокие изменения, произошедшие в металлургической промышленности в
последние годы, вызвали повышенный интерес к материалам скольжения, не
требующим обслуживания. Для примера: сокращение тяжелого ручного труда в
последнее время представляется одной из основных проблем, особенно в тех
случаях, когда это касается выполнения необходимых работ по смазке.
Постоянно увеличивающиеся затраты на смазку стимулируют проведение
дальнейших мероприятий по исключению этих затрат, где это возможно.
Исходя из этого, в металлургической промышленности продолжается
проведение мероприятий с целью заменить наиболее возможное число
подшипников и направляющих деталей на материалы скольжения, не требующие
обслуживания. Thyssen Krupp Stahl AG, Germany, например, стало
первооткрывателем в этом отношении и имеет собственный трибологический
отдел, который работает в направлении - "снижение стоимости благодаря
отсутствию обслуживания". Эти разработки также соотносится с более
жесткими требованиями к заводам и оборудованию, профессиональной
безопасности и, не в последнюю очередь, качеству продукции, как и с
основаниями для более интенсивного применения самосмазывающихся
материалов.
Толстостенные подшипники скольжения с микроскопически распределенной
твердой смазкой
Разнообразные материалы скольжения спроектированы специально для
использования в различных областях. Продукция Deva-Metal охватывает
группу композитных материалов, основанных на трех различных группах
сплавов, а именно бронза, железо и никель. Они содержат твердый
смазочный материал, который равномерно распределен и внедрен в структуру
металла.
Структура металла определяет физические, механические и химические
свойства сплава, и поэтому служит основой при выборе материала для
специального применения. Основной критерий отбора - это рабочие
температуры в месте применения подшипника.
Бронза и свинцовистая бронза наиболее часто применяются при температурах
до 350 С с материалом, который подвергается специальной термообработке
для продолжительного применения при температуре 150С и выше. Сплавы с
железной и железо-никельной основой используются при необходимости
продолжительного функционирования при температурах выше 350С.
Конструкции, включающие особые условия касающиеся температурного режима
и коррозионностойкости, вызывают необходимость использовать никелевую
основу или коррозионностойкий стальной материал скольжения.
Тип твердой смазки, ее форма и, прежде всего, ее процентное содержание в
металлической матрице, зависит от конкретных условий, например, как
скорость скольжения и контактного напряжения. Следовательно, твердые
смазочные материалы играют решающую роль в характеристике поведения
сплава при трении скольжения. Графит, дисульфид молибдена, дисульфид
вольфрама и находящий все большее применение политетрафторэтилен,
используются как твердые смазочные материалы в технологии изготовления
подшипников скольжения.
Пример: механизм для транспортировки труб. Оборудование, установленное
SMS Demag в 1972 году на Vallourec&Mannesmann в Мюльхейме, служит для
перемещения трубы от линии изготовления в сторону холодильника. Чтобы
избежать больших деформаций неостывших труб, процесс сброса проходит в
два этапа. Прежде всего, трубы опускают на угловой приемник, откуда их
на втором этапе снимают сталкивающими устройствами и катят на
холодильник.
В подъемном механизме под сталкивающими устройствами, начинающем цикл
движения, первоначально были использованы чисто графитовые подшипники
скольжения. В 1983 году отдел обслуживания заменил подшипники
металлическими подшипниками скольжения с включенной твердой смазкой,
которые утроили срок службы самых высоконагруженных подшипников
скольжения в передней части холодильника. Срок эксплуатации новых
подшипников составляет приблизительно 2 года несмотря на температуры
около 200°С, рабочий поворот на 45° и приблизительно 5700 движений в
день. Подшипники задней части холодильника до сих пор не заменены.
Этот опыт - один из множества подобных примеров по всему миру. В
настоящее время окончательные проекты и тестовые образцы внедряются,
например, в Канаде и Италии, где, несмотря на постоянную подаваемую
смазку обычных бронзовых подшипников скольжения, операторы установок и
оборудования испытывают затруднения в стремлении достичь
удовлетворительных сроков службы подшипников. Подшипники скольжения
заменяются ими примерно 3 раза в год. Основываясь на нашем опыте, можно
предположить, что срок службы может быть значительно продлен и, как
результат, затраты на обслуживание будут существенно сокращены.
Тонкостенные подшипники скольжения с микроскопически распределенным
материалом скольжения
Биметаллический материал Deva-BM изготовлен по технологии специальной
прокатки-спекания. Он представляет собой стальную основу и слой
скольжения из самосмазывающегося бронзового сплава с микроскопически
распределенной твердой смазкой . Кроме высокой прочности при нагрузке
тонкостенные материалы скольжения сочетают в себе трибологические
свойства толстостенной бронзы с компактным дизайном.
Здесь особо стоит отметить увеличение применения фторопласта в качестве
твердой смазки. Этот материал обеспечивает общепризнанные высокие
трибологические характеристики и объединяет их с износостойкостью
металлической матрицы.
Одна из целей - избежать нежелательного эффекта неравномерного
скольжения, часто именуемое в повседневной речи как вибрация и
слипание-заедание. Эффект неравномерного движения - это явление, которое
происходит при недостаточной чистоте обработки сопряженных поверхностей,
в результате их движения относительно друг друга при переходном процессе
между трением скольжения и трением покоя.
Пример: механизм поворотного ковша. Конструкция механизма поворотного
ковша на Huettenwerke Krupp-Mannesmann (HKM) в Дуисбурге, Германии, -
это наглядный пример тесного взаимодействия между заводом и плановым
отделом, заводом и разработчиком оборудования и производителем
подшипников скольжения.
В начальной стадии было запланировано использование в конструкции
бронзовых пластин скольжения толщиной 30мм с макроскопически
распределенной твердой смазкой. Требования клиента по отсутствию
заедания в движении и максимально возможный износ 1.5мм позволило
использовать тонкостенные пластины скольжения с самосмазывающимся слоем
скольжения. Принимая во внимание условия рабочей среды, слой скольжения
был дополнительно снабжен очистными канавками, чтобы сократить
абразивный износ от попадающих в зону трения загрязнений. Под пластины
скольжения были подложены стальные пластины, чтобы привести конструкцию
в соответствие с проектом.
Выгодой для клиента стало, прежде всего, избежание stick-slip эффекта.
Кроме того, изменение даже привело к лучшему использованию материала,
потому что был установлен допустимый износ в 1.5 мм, а в первом проекте
подразумевалось, что 28.5мм толщины материала не будет использоваться и
будет утилизироваться вместе с отработанным подшипником.
Механизм поворотного ковша, который был введен в эксплуатацию в 1996
году, был снабжен новыми пластинами скольжения летом 2002 года, с
соответствующим сроком эксплуатации приблизительно 6 лет.
Композитные подшипники скольжения, выполненные из стекловолокнистого
пластика
Deva-Tex, самосмазывающийся армированный стекловолокном композит
произведен при использовании специальной намоточной технологии. Несущий
слой адсорбирует высокие нагрузки, тогда как слой скольжения содержит
специальные волокна и твердую смазку, обеспечивающие превосходные
трибологические свойства.
В сравнении с металлическими материалами применение стеклопластика
очевидно ограничено температурами выше 150°С и сильно загрязненными
абразивными рабочими средами. Однако пластик демонстрирует свои
преимущества, когда применяется для решения проблем с высокими ударными
или высокими кромочными нагрузками.
Использование в кранах и системах торможения. Полимерные или
металлические материалы специального назначения были заменены
подшипниками скольжения на пластиковой основе, например, в разнообразных
крановых системах. Причиной этому послужило главным образом то, что
металлические втулки не выдерживали высоких ударных нагрузок и в
некоторых случаях были полностью разрушены.
Тормоза для слябов - это специальные конструкции, для перемещения слябов
на рольган. Они замедляются посредством рычага, проходящего между
роликами. Пластики уже успешно применяется в этом специальном
оборудовании, где присутствует высокое контактное давление, вызванное
действием рычага, совместно с возникающей ударной нагрузкой на
подшипники.
Трибологическая система сухого трения
Принцип, согласно которому все описанные здесь материалы, способны
функционировать без дополнительной смазки, в основе своей тот же самый.
Движение, происходящее в подшипниках, вызывает образование
микро-абразива, который высвобождает твердую смазку из слоя скольжения,
запрессованную и внедренную в материал скольжения. Как результат
создается прочная пленка твердой смазки на сопряженной поверхности.
Твердые смазочные материалы, из-за их химической структуры, способны
полностью разделять две сопряженные поверхности.
Износ этой пленки скольжения, например, обусловленный высокой частотой
движения, накипью, пылью и т.д., как следствие вызывает повышенный
износ, в результате которого высвобождается очередная порция сухой
твердой смазки, а следовательно, происходит восстановление смазывающей
пленки. Тем самым, мы получаем автоматическую, не требующую ухода
систему смазки.
В сравнении с обычными смазываемыми подшипниками скольжения,
преимущества этого функционального принципа очевидны, особенно, если
присмотреться к особо тяжелым условиям работы металлургического
оборудования.
Перспективы
Краткий обзор опыта использования самосмазывающихся материалов, которые
уже установлены в металлургической промышленности в течение длительного
срока, в таком оборудовании как отрезные машины, прессы, правильные
листовые машины, выпрямители труб, в тиглях, холодильниках, в намоточных
оправках, в ТО печах, в полировальном оборудовании, в системах смены
роликов, ясно иллюстрирует широкий спектр применения.
Вопрос касательно того, когда использование подходящих материалов
технически возможно и экономически обосновано, должен быть решен
индивидуально, поэтому особенно тесное сотрудничество должно быть
заблаговременно установлено между пользователем и производителем.
Это предполагает необходимость детального рассмотрения всех условий
работы при подборе материала или механической конструкции и для поиска
наилучшего решения, как с технической, так и экономической точки зрения.
Взгляд на все приведенные затраты, начиная с затрат на доставку и
заканчивая затратами на смазку, рабочую силу, ремонт и потерю прибыли от
реализации продукции через брак и простои, обобщенно показывает, каков
на самом деле экономический потенциал и оправдано ли использование не
требующих обслуживания подшипников скольжения. Если в дальнейшем будут
продолжать усиливаться упомянутые выше конкурентные тенденции по
снижению себестоимости продукции на рынке, как этого и следует ожидать,
то, в конечном итоге, это приведет к инновационным решениям в сфере
оборудования и металлургического производства.
2024 © allbe.ru
|