сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Подшипники качения

Подшипники качения

Подшипники применяемые в опорах машин и механизмов, делятся на два типа: скольжения и качения.

В опорах с подшипниками качения между взаимно подвижными кольцами подшипника находятся шарики или ролики, и вращение вала или корпуса происходит в основном в условиях качения. Подшипники качения, как и подшипники скольжения, в определенных условиях могут в различной степени удовлетворять требованиям, связанным с назначением механизма, условиям его монтажа и эксплуатации.

Подшипники качения при одинаковой грузоподъемности имеют по сравнению с подшипниками скольжения преимущество вследствие меньшего трения в момент пуска и при умеренных частотах вращения, меньших осевых габаритов (примерно в 2-3 раза), относительно простоты обслуживания и подачи смазки, низкой стоимости (особенно при массововм производстве подшипников качения малых и средних габаритов), малые амплитуды колебания сопротивления вращению в процессе работы механизма.

Кроме того, при использованиии подшипников качения в значительно большей степени удовлетворяется требование взаимозаменяемости и унификации элементов узла: при выходе его из строя замена подшипника не представляет сложности, поскольку габариты и допуски на размеры посадочных мест строго стандартизированы, в то время как при износе подшипников скольжения приходится восстанавливать рабочую поверхность шейки вала, менять или вновь заливать антифрикационным сплавом вкладыш подшипника, подгонять его под требуемые размеры, выдерживая в заданных пределах рабочий зазор между поверхностями вала и подшипника.

Недостатки подшипников качения заключаются в относительно больших радиальных габаритах и большем сопротивлении вращения по сравнению с подшипниками скольжения, работающими в условиях жидкостной смазки, когда поверхности шейки вала и вкладыша полностью разделены тонкими слоем смазывающей жидкости.

На скоростные характеристики подшипников качения влияет трение скольжения, существующее между сепаратором, отделяющим тела качения один от другого, и рабочими элементами подшипника. Поэтому при создании высокоскоростных машин иногда приходится прибегать к установке подшипников скольжения, работающих в условиях жидкостной смазки, несмотря на занчительные трудности в их эксплуатации. Кроме того, в ряде случае подшипники качения обладают меньшей жесткостью, так как могут вызвать вибрацию вала вследствие ритмичного прокатывания тел качения через нагруженную зону опоры.

К недостатку опор на подшипниках качения можно отнести и более сложный монтаж их по сравнению с опорами на подшипниках скольжения разъемного типа.

Конструкция подшипника качения: 1-наружное кольцо, 2-внутреннее кольцо, 3-шарик, 4-сепаратор.
подшипники качения (второй вариант)

Многие пользователи используют в своих системных блоках вентиляторы на подшипниках качения (шариковых) для организации воздушных потоков и охлаждения. Наработка на отказ у таких вентиляторов ~50000 часов, что больше, чем у вентиляторов на подшипниках скольжения (~30000 часов). Стоимость их довольно высока и, когда такой вентилятор начинает шуметь, капля масла, нанесенная обычным способом, ничуть не помогает, т.к. свежее масло не проникает внутрь подшипника. Не смотря на всеобщее поверье, что масло из таких подшипников не вытекает, это не так,- оно вытекает (центробежную силу никто не отменял), хоть и намного медленнее по сравнению с подшипниками скольжения. Любая жидкость, в том числе и масло, имеет свойство испаряться, особенно при повышении температуры. Кислород в нагретом воздухе окисляет любые смазочные материалы, и они теряют свои смазывающие свойства, это факт. А раз смазки в подшипнике становится меньше и ее смазывающие свойства под сомнением, то подшипник начинает перегреваться и шуметь.

В случае появления излишнего шума пользователи либо оставляют все, как есть и продолжают наслаждаться шумом, либо заменяют далеко недешевый вентилятор на новый.

Так вот, обновить смазку в подшипнике качения можно, хоть он и не является разборным (разобрать то можно, но собрать его потом, да еще и правильно, просто нереально).

Необходимые материалы

Что понадобится:

прозрачная пластиковая трубка с внутренним диаметром 8 мм (есть в зоомагазинах, аквариумных отделах) и толщиной стенки 1,5 мм;
острый канцелярский нож;
резиновый ластик;
2 емкости (для растворителя и масла), совсем небольшие;
растворитель и масло (как правило, в домашнем хозяйстве уже имеется или на ваш выбор);
старый (можно и новый) велосипедный насос (цена 1руб 50 копеек Made in СССР);
тряпочки/салфетки.

Приступаем к процессу

Для начала разберите вентилятор, сняв стопорную шайбу с вала крыльчатки, далее все просто – отделяете крыльчатку от статора (неподвижная часть вентилятора) и аккуратно выдавливаете оба шариковых подшипника (авторучкой или деревянным карандашом).

Дальнейшие действия:

1) трубку отрезаем длиной не более 25 см, чтобы насос не схлопывал ее при прокачке;
2) от трубки отрезаем колечко шириной/высотой около 5-6 мм и натягиваем его сверху на трубку примерно, на те же 5-6 мм, тогда это кольцо уменьшает внутренний диаметр трубки на 1,5-2 мм (это нужно для того, чтобы подшипник не засосало насосом глубоко в трубку);

3) из резинового ластика вырезаем маленькую пробку диаметром чуть большим, чем внутренний диаметр подшипника (т.е. его "отверстия"), это нужно для того, чтобы плотно закрыть внутреннее отверстие подшипника, тогда масло/растворитель будет проходить через неплотные соединения подшипника (между уплотнительными кольцами и через шарики);

4) вставляем подшипник (его внешний диметр равен 8 мм, меньше или больше я не встречал) в трубку со стороны сжимающего колечка (которое на трубке), затыкаем внутреннее отверстие подшипника пробкой (которую вырезали из ластика) и натягиваем другой конец трубки на штуцер велосипедного насоса;

5) наливаем в маленькую емкость (очень подходит баночка из-под витаминов) растворитель, опускаем туда конец трубки с подшипником и начинаем прокачивать растворитель насосом (сначала не сильно, пока старый смазочный материал из подшипника не вымоет), через прозрачную трубку все хорошо видно, лучше не допускать попадания растворителя в насос (не известно, на сколько там чисто);

6) отсоединяем насос, вынимаем подшипник и сушим его (просто оставьте его в покое - само все испарится), трубку тоже сушим. Кстати, что-то я не додумался сразу - можно не разбирая конструкции, воздух насосом погонять,- высохнет все гораздо быстрее.

7) наливаем в маленькую емкость масло (кому не слабо,- могут присадку добавить типа eR, я же не стал этого делать), дальше по аналогии с пунктами №5 и №6;

8) прямо в емкости с маслом покрутите пробку в подшипнике, тогда вся обойма с шариками провернется и масло покроет абсолютно все поверхности внутри подшипника;

9) разбираем конструкцию, обтираем ее, естественно вынимаем из трубки подшипник и насухо вытираем его. Я не знаю, что за растворитель я использовал, но он не разъел стенки трубки, масло - тоже, поэтому я ее сохранил - авось еще пригодится (хотя стоит она сущие копейки).

Промывания растворителем - только на балконе или на улице, думаю, не надо объяснять почему.

Смазанный подшипник ставите в посадочное место на статоре вентилятора, крыльчатку - на свое родное место, стопорную шайбу не забудьте поставить.

Итоги
Лично я наблюдаю после смазки подшипников качения - снижение шума, увеличение оборотов (если тахометр не врет).

Собственно все. Надеюсь, кому-то помог не делать лишних трат на замену вентилятора (особенно, если это еще более дорогой - с подсветкой или из флуоресцентного пластика, или из алюминия). Фото выкладываю, но качество не очень (снято телефоном).

ЗЫ: вся операция заняла совсем немного времени. Начиная с пункта №7 можно обойтись без насоса, главное – чтобы масло в рот не попало.

 

 




2006-2019 © allbe.ru