сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Производство кирпича

Производство кирпича

Кирпич является наиболее популярным и долговечным материалом для строительства различного рода зданий и сооружений. Сфера применения кирпича широка — он используется при закладке фундамента, возведении несущих стен и межкомнатных перегородок, в печах и каминах, для облицовки зданий и их внутренней отделки.
Объем производства строительного кирпича в России в 2003 году составил 11,0 млрд. штук, в 2004 году — 11,4 млрд. штук. При средней цене кирпича в 100 долларов США за тысячу штук условного кирпича объем российского рынка в стоимостном выражении составил в 2003 году 1,1 млрд. долларов США, в 2004 году — 1,14 млрд. долларов США. В 2003 году объем производства кирпича уменьшился на 2,5% по отношению к 2002 году, однако уже в 2004 году производство возросло на 3,6% (см. рисунок 1). По оценкам экспертов рынка тенденция увеличения производства кирпичей в ближайшие годы сохранится 1.

Производство кирпича в России осуществляют около 1000 предприятий, одними из наиболее крупных среди которых являются 2: ЗАО «Воронежский комбинат стройматериалов», «Голицынский кирпичный завод» (Московская область), ООО «Группа „Ленстройреконструкция“ (ЛСР) (Санкт-Петербург), ОАО „Казанский завод силикатных стеновых материалов“ (Республика Татарстан), ЗАО „Победа-Кнауф“ (Санкт-Петербург), „Ревдинский кирпичный завод“, принадлежащий Уральской горно-металлургической компании (Свердловская область).
Как отмечают эксперты, российский кирпичный рынок фрагментирован и слабо консолидирован, связано это с тем, что строительный кирпич в России производится как на специализированных предприятиях стройматериалов, так и на предприятиях металлургического, машиностроительного, химического комплексов, предприятиях добывающих отраслей промышленности, предприятиях по производству удобрений. Большинство специализированных кирпичных заводов — это предприятия небольшой производственной мощности, использующие местное сырье и имеющие рынок сбыта своей продукции в радиусе менее сотни километров от предприятия. Спрос на кирпич в большинстве областей, краев, республик России удовлетворяется за счет продукции, производимой в собственном или в соседнем регионе, почти отсутствуют поставки из-за рубежа. Исключение составляют лишь столичные регионы: Москва и Московская область (куда осуществляются поставки из ряда регионов), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (где собственное производство сконцентрировано в руках двух ведущих игроков).
Емкость московского рынка кирпича оценивается в 1,5–1,7 млрд. штук (около 350 млн. долларов США), емкость петербургского рынка составляет 450–500 млн. штук (около 100 млн. долларов США). Поставки кирпича в Москву и Московскую область осуществляются из многих российских регионов, а также из Белоруссии и некоторых других стран зарубежья. Наиболее крупным поставщиком кирпича на московский рынок является холдинг „Еврокирпич“, его доля в объеме поставок составляет 48,5% 3 (см. рисунок 2). В состав холдинга входят „Мальцовский портландкирпич“ (Брянская область); „Липецккирпич“, „Михайловкирпич“ (Рязанская область); Савинский кирпичный завод (Архангельская область). Вторую позицию по объему поставок кирпича в Московский регион занимает „Воскресенсккирпич“ (17%). Далее следуют „Осколкирпич“ (9,5%) и „Щуровский кирпич“ (9%).
В Ленинградской области более 50% продукции кирпича производят НПО „Керамика“ и Ленстройкерамика», входящие в состав "Группы «ЛСР» (совокупная мощность предприятий — 175 млн. штук в год) и еще 30% составляет продукция ЗАО «Победа-Кнауф» (100 млн. штук в год) (см. рисунок 3). Около 20% рынка приходится на кирпич небольших местных производителей, а также кирпич, импортируемый из Финляндии и Эстонии.

Таким образом, отличительной чертой российского кирпичного рынка выступает выраженный региональный характер, присутствие значительного количества локальных производителей наряду с весьма незначительной долей продукции зарубежного производства. Вместе с тем, необходимо отметить, что уже сегодня крупнейшие европейские производители кирпича планируют открытие и реализуют проекты по открытию собственных производств в России. В частности, проект по размещению собственного производства во Владимирской области осуществляет австрийский концерн Wienerberger AG — один из крупнейших производителей кирпича в мире и второй по размерам производитель кровельных материалов в Европе 4. Размещение производственных мощностей в России для концерна Wienerberger является составляющей расширения экспансии в восточно-европейском направлении. В частности, Wienerberger планирует также создание собственных производств на территории Украины, о чем заявил Генеральный директор украинского ООО «Винербергер» Маркус Швайгер в интервью еженедельнику «Деловая столица». Планы Wienerberger по экспансии в Восточную Европу связаны прежде всего с наблюдаемыми здесь высокими среднегодовыми темпами роста объемов строительства, достигающими 10%, тогда как строительный рынок Западной Европы растет лишь на 1–2% в год, а в США — сокращается на 3–4% в год.
Отечественные производители также не стоят на месте. Наблюдаемая в настоящее время на российском рынке строительного кирпича тенденция роста объемов производства во многом обусловлена введением новых производств, выпуском новых видов кирпича и увеличением мощностей существующих производств на некоторых предприятиях. Так, новые кирпичные заводы строятся в Московской, Владимирской и Тверской областях. Их совокупная мощность после завершения строительства превысит 300 млн. кирпичей в год (это 15 — 20% от объема потребления кирпича в Московском регионе).
Ряд действующих производителей кирпича проводит модернизацию своих мощностей. По данным Росстроя, в течение 2005 года в России было введено 17 новых линий по производству кирпича мощностью около 261,8 млн. штук, из которых 86 млн. приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Новый кирпичный завод намерена построить промышленная группа «ЛСР» на базе своих действующих промышленных мощностей в г. Никольское Ленинградской области 5. Завод обещает стать крупнейшим в Европе, в его строительство »Группа «ЛСР» инвестирует 30 млн. долларов США. После запуска новых производственных мощностей (около 180 млн. штук кирпича в год) «Группа «ЛСР» планирует получить до 75% рынка кирпича Северо-Запада России, вытеснив из региона продукцию небольших местных кирпичных заводов, производителей из Финляндии и Эстонии. А также потеснив своего главного конкурента ЗАО «Победа-Кнауф».
Характеризуя основные тенденции спроса на строительный кирпич на российском рынке, необходимо отметить, что, несмотря на расширение использования более дешевых материалов в строительстве, в частности — железобетонных изделий, спрос на кирпич сохраняется на высоком уровне.
Согласно данным, приводимым специалистами Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), основными потребителями строительного кирпича являются строительные организации, осуществляющие жилищно-гражданское, промышленно-гражданское и иные виды строительства, а также частные индивидуальные застройщики. Спрос на строительный кирпич по группам потребителей в зависимости от назначения строящихся зданий распределяется следующим образом (см. рисунок 4). Основная доля строительного кирпича потребляется при строительстве жилых домов (67%). На строительство зданий непромышленного назначения (банков, офисов, торговых центров и др.) востребовано около 20% объема внутреннего кирпичного рынка. Доли, занимаемые в структуре спроса объектами социальной сферы (школами, больницами, детскими садами и др.) и зданиями промышленного назначения, незначительны, на строительство востребовано 8 и 5% объема внутреннего рынка строительного кирпича соответственно.

Важной чертой потребительского рынка кирпича является сезонность спроса. Более выражено сезонность спроса проявляется в секторе индивидуального строительства, где строительные работы приходятся главным образом на летние месяцы и начало осени. В секторах государственного и муниципального строительства работы осуществляются практически круглый год, здесь сезонность спроса носит менее выраженный характер.
В числе основных тенденций современного потребительского рынка кирпича в России эксперты отмечают изменение структуры спроса — спрос на традиционный красный строительный кирпич падает, в то время как интерес к облицовочному кирпичу всевозможных форм и цветовых оттенков постепенно растет. Новые предприятия кирпичной отрасли, не отказываясь от производства традиционного красного кирпича, ориентированы на увеличение объемов выпуска высококачественного облицовочного кирпича и расширение ассортимента этого вида продукции.
Также в России постепенно формируется спрос на альтернативные традиционному строительному кирпичу более экономичные материалы, изготовленные по современным технологиям. В частности, российские производители налаживают выпуск поризованных керамических блоков, составляющих по размерам 4–15 обыкновенных кирпичей. Благодаря большому количеству пустот и пор такой блок имеет хорошие теплоизолирующие свойства, обладает достаточной прочностью.
Основные выводы:
o Объем российского рынка строительного кирпича составил в 2004 году 11,4 млрд. штук или около 1,14 млрд. долларов США. По отношению к показателям 2003 года объем производства кирпича увеличился на 3,6%.
o Российский кирпичный рынок слабо консолидирован, отличительной чертой рынка выступает выраженный региональный характер — присутствие значительного количества локальных производителей наряду с незначительной долей продукции зарубежного производства. Вместе с тем, в настоящее время один из крупнейших мировых производителей кирпича австрийский концерн Wienerberger AG осуществляет строительство завода во Владимирской области; крупные отечественные производители проводят модернизацию и наращивание объемов производства кирпича.
o Спрос на кирпич, несмотря на расширение использования более дешевых строительных материалов, остается высоким. Отличительной особенностью современного потребительского рынка кирпича выступает снижение спроса на традиционный красный строительный кирпич при увеличении интереса к облицовочному кирпичу различных форм и цветовых оттенков.

 

 




2006-2019 © allbe.ru