Производство кирпича
Производство кирпича
Кирпич является наиболее популярным и долговечным материалом для
строительства различного рода зданий и сооружений. Сфера применения
кирпича широка — он используется при закладке фундамента, возведении
несущих стен и межкомнатных перегородок, в печах и каминах, для
облицовки зданий и их внутренней отделки.
Объем производства строительного кирпича в России в 2003 году составил
11,0 млрд. штук, в 2004 году — 11,4 млрд. штук. При средней цене кирпича
в 100 долларов США за тысячу штук условного кирпича объем российского
рынка в стоимостном выражении составил в 2003 году 1,1 млрд. долларов
США, в 2004 году — 1,14 млрд. долларов США. В 2003 году объем
производства кирпича уменьшился на 2,5% по отношению к 2002 году, однако
уже в 2004 году производство возросло на 3,6% (см. рисунок 1). По
оценкам экспертов рынка тенденция увеличения производства кирпичей в
ближайшие годы сохранится 1.
Производство кирпича в России осуществляют около 1000 предприятий,
одними из наиболее крупных среди которых являются 2: ЗАО «Воронежский
комбинат стройматериалов», «Голицынский кирпичный завод» (Московская
область), ООО «Группа „Ленстройреконструкция“ (ЛСР) (Санкт-Петербург),
ОАО „Казанский завод силикатных стеновых материалов“ (Республика
Татарстан), ЗАО „Победа-Кнауф“ (Санкт-Петербург), „Ревдинский кирпичный
завод“, принадлежащий Уральской горно-металлургической компании
(Свердловская область).
Как отмечают эксперты, российский кирпичный рынок фрагментирован и слабо
консолидирован, связано это с тем, что строительный кирпич в России
производится как на специализированных предприятиях стройматериалов, так
и на предприятиях металлургического, машиностроительного, химического
комплексов, предприятиях добывающих отраслей промышленности,
предприятиях по производству удобрений. Большинство специализированных
кирпичных заводов — это предприятия небольшой производственной мощности,
использующие местное сырье и имеющие рынок сбыта своей продукции в
радиусе менее сотни километров от предприятия. Спрос на кирпич в
большинстве областей, краев, республик России удовлетворяется за счет
продукции, производимой в собственном или в соседнем регионе, почти
отсутствуют поставки из-за рубежа. Исключение составляют лишь столичные
регионы: Москва и Московская область (куда осуществляются поставки из
ряда регионов), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (где
собственное производство сконцентрировано в руках двух ведущих игроков).
Емкость московского рынка кирпича оценивается в 1,5–1,7 млрд. штук
(около 350 млн. долларов США), емкость петербургского рынка составляет
450–500 млн. штук (около 100 млн. долларов США). Поставки кирпича в
Москву и Московскую область осуществляются из многих российских
регионов, а также из Белоруссии и некоторых других стран зарубежья.
Наиболее крупным поставщиком кирпича на московский рынок является
холдинг „Еврокирпич“, его доля в объеме поставок составляет 48,5% 3 (см.
рисунок 2). В состав холдинга входят „Мальцовский портландкирпич“
(Брянская область); „Липецккирпич“, „Михайловкирпич“ (Рязанская
область); Савинский кирпичный завод (Архангельская область). Вторую
позицию по объему поставок кирпича в Московский регион занимает „Воскресенсккирпич“
(17%). Далее следуют „Осколкирпич“ (9,5%) и „Щуровский кирпич“ (9%).
В Ленинградской области более 50% продукции кирпича производят НПО
„Керамика“ и Ленстройкерамика», входящие в состав "Группы «ЛСР»
(совокупная мощность предприятий — 175 млн. штук в год) и еще 30%
составляет продукция ЗАО «Победа-Кнауф» (100 млн. штук в год) (см.
рисунок 3). Около 20% рынка приходится на кирпич небольших местных
производителей, а также кирпич, импортируемый из Финляндии и Эстонии.
Таким образом, отличительной чертой российского кирпичного рынка
выступает выраженный региональный характер, присутствие значительного
количества локальных производителей наряду с весьма незначительной долей
продукции зарубежного производства. Вместе с тем, необходимо отметить,
что уже сегодня крупнейшие европейские производители кирпича планируют
открытие и реализуют проекты по открытию собственных производств в
России. В частности, проект по размещению собственного производства во
Владимирской области осуществляет австрийский концерн Wienerberger AG —
один из крупнейших производителей кирпича в мире и второй по размерам
производитель кровельных материалов в Европе 4. Размещение
производственных мощностей в России для концерна Wienerberger является
составляющей расширения экспансии в восточно-европейском направлении. В
частности, Wienerberger планирует также создание собственных производств
на территории Украины, о чем заявил Генеральный директор украинского ООО
«Винербергер» Маркус Швайгер в интервью еженедельнику «Деловая столица».
Планы Wienerberger по экспансии в Восточную Европу связаны прежде всего
с наблюдаемыми здесь высокими среднегодовыми темпами роста объемов
строительства, достигающими 10%, тогда как строительный рынок Западной
Европы растет лишь на 1–2% в год, а в США — сокращается на 3–4% в год.
Отечественные производители также не стоят на месте. Наблюдаемая в
настоящее время на российском рынке строительного кирпича тенденция
роста объемов производства во многом обусловлена введением новых
производств, выпуском новых видов кирпича и увеличением мощностей
существующих производств на некоторых предприятиях. Так, новые кирпичные
заводы строятся в Московской, Владимирской и Тверской областях. Их
совокупная мощность после завершения строительства превысит 300 млн.
кирпичей в год (это 15 — 20% от объема потребления кирпича в Московском
регионе).
Ряд действующих производителей кирпича проводит модернизацию своих
мощностей. По данным Росстроя, в течение 2005 года в России было введено
17 новых линий по производству кирпича мощностью около 261,8 млн. штук,
из которых 86 млн. приходится на Центральный и Северо-Западный
федеральные округа. Новый кирпичный завод намерена построить
промышленная группа «ЛСР» на базе своих действующих промышленных
мощностей в г. Никольское Ленинградской области 5. Завод обещает стать
крупнейшим в Европе, в его строительство »Группа «ЛСР» инвестирует 30
млн. долларов США. После запуска новых производственных мощностей (около
180 млн. штук кирпича в год) «Группа «ЛСР» планирует получить до 75%
рынка кирпича Северо-Запада России, вытеснив из региона продукцию
небольших местных кирпичных заводов, производителей из Финляндии и
Эстонии. А также потеснив своего главного конкурента ЗАО «Победа-Кнауф».
Характеризуя основные тенденции спроса на строительный кирпич на
российском рынке, необходимо отметить, что, несмотря на расширение
использования более дешевых материалов в строительстве, в частности —
железобетонных изделий, спрос на кирпич сохраняется на высоком уровне.
Согласно данным, приводимым специалистами Института исследований
товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), основными
потребителями строительного кирпича являются строительные организации,
осуществляющие жилищно-гражданское, промышленно-гражданское и иные виды
строительства, а также частные индивидуальные застройщики. Спрос на
строительный кирпич по группам потребителей в зависимости от назначения
строящихся зданий распределяется следующим образом (см. рисунок 4).
Основная доля строительного кирпича потребляется при строительстве жилых
домов (67%). На строительство зданий непромышленного назначения (банков,
офисов, торговых центров и др.) востребовано около 20% объема
внутреннего кирпичного рынка. Доли, занимаемые в структуре спроса
объектами социальной сферы (школами, больницами, детскими садами и др.)
и зданиями промышленного назначения, незначительны, на строительство
востребовано 8 и 5% объема внутреннего рынка строительного кирпича
соответственно.
Важной чертой потребительского рынка кирпича является сезонность спроса.
Более выражено сезонность спроса проявляется в секторе индивидуального
строительства, где строительные работы приходятся главным образом на
летние месяцы и начало осени. В секторах государственного и
муниципального строительства работы осуществляются практически круглый
год, здесь сезонность спроса носит менее выраженный характер.
В числе основных тенденций современного потребительского рынка кирпича в
России эксперты отмечают изменение структуры спроса — спрос на
традиционный красный строительный кирпич падает, в то время как интерес
к облицовочному кирпичу всевозможных форм и цветовых оттенков постепенно
растет. Новые предприятия кирпичной отрасли, не отказываясь от
производства традиционного красного кирпича, ориентированы на увеличение
объемов выпуска высококачественного облицовочного кирпича и расширение
ассортимента этого вида продукции.
Также в России постепенно формируется спрос на альтернативные
традиционному строительному кирпичу более экономичные материалы,
изготовленные по современным технологиям. В частности, российские
производители налаживают выпуск поризованных керамических блоков,
составляющих по размерам 4–15 обыкновенных кирпичей. Благодаря большому
количеству пустот и пор такой блок имеет хорошие теплоизолирующие
свойства, обладает достаточной прочностью.
Основные выводы:
o Объем российского рынка строительного кирпича составил в 2004 году
11,4 млрд. штук или около 1,14 млрд. долларов США. По отношению к
показателям 2003 года объем производства кирпича увеличился на 3,6%.
o Российский кирпичный рынок слабо консолидирован, отличительной чертой
рынка выступает выраженный региональный характер — присутствие
значительного количества локальных производителей наряду с
незначительной долей продукции зарубежного производства. Вместе с тем, в
настоящее время один из крупнейших мировых производителей кирпича
австрийский концерн Wienerberger AG осуществляет строительство завода во
Владимирской области; крупные отечественные производители проводят
модернизацию и наращивание объемов производства кирпича.
o Спрос на кирпич, несмотря на расширение использования более дешевых
строительных материалов, остается высоким. Отличительной особенностью
современного потребительского рынка кирпича выступает снижение спроса на
традиционный красный строительный кирпич при увеличении интереса к
облицовочному кирпичу различных форм и цветовых оттенков.
2024 © allbe.ru
|