сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность

Российским текстильщикам, возможно, вскоре предстоит справиться с тяжелым испытанием. В мае 2008 года члены Европейского Союза всерьез обсуждали вопрос о запрете экспорта тканей из Китая. В случае запрета избыток продукции ткачи Поднебесной могут направить в Россию. В последние пять лет, китайцы активнее всех вкладывали средства в развитие сырьевой базы и производственных мощностей, нарастили качество продукции и существенно снизили издержки производства.

Все бы ничего, но значительная часть тканей ввозится в Россию по серым схемам, то есть импортеры экономят на таможенных платежах, налогах. Соперничать с такими конкурентами российским ткачам приходится такими же методами, то есть уходить в тень. Отсюда неприятная статистика, согласно которой вот уже второй десяток лет производство в текстильной промышленности России каждый год падает в среднем на 3%, а убыточных предприятий становится все больше. Мощности текстильных комбинатов и фабрик в среднем загружены на 30%. Но, тем не менее, тканевая индустрия в России жива.

Российские текстильщики уверенно себя чувствуют только в производстве тканей для постельного белья и домашней утвари. Так как другая продукция отечественных ткачей мало востребована на внутреннем рынке. Основной потребитель - швейные фабрики, выпускающие не дорогую безмарочную продукцию - не могут конкурировать с динамичными производителями швейных изделий из Юго-Восточной Азии. Отчего объемы производства российских швейников падают на 8% - 13% уже второй год. Другой крупный потребитель тканей - мебельные компании. Но пока они в основном обслуживаются европейскими производителями, поскольку мебельные ткани требуют сложных технологий производства, обязательного использования синтетических волокон, которые в отечественной текстильной отрасли пока мало используются из-за отсутствия нужного оборудования. Это производство только начинает развиваться. Некоторые крупные холдинги энергично осваивают выпуск смешанных тканей, то есть смешивают натуральное сырье - шерсть, лен - с синтетическими волокнами - лавсаном, лайкрой.

Конкурировать с иностранными производителями тканей отечественным фабрикам мешает несколько факторов. Прежде всего, это высокая зависимость производства от импортного сырья, которое по причине высоких таможенных пошлин и НДС увеличивают себестоимость тканей, по меньшей мере, на 25%. Только 20% сырья для производства тканей можно найти в России. В основном лен и шерсть. После распада Советского Союза сильнее всего отсутствие сырья сказалось на хлопчатобумажной отрасли - она оказалась на 100% зависимой от импорта. Ежегодно российские ткачи ввозят хлопка на $500 млн.

Помимо зависимости от импортного сырья развитию отечественной текстильной индустрии мешает и высокая зависимость от импортного оборудования. Высокие пошлины тормозят обновление производственных мощностей. А, между тем, на большинстве фабрик оборудование не менялось с 50-х годов прошлого века.

Одним словом для российских ткачей наступают новые времена: им пора менять стратегию. Производить дешевый продукт - значит конкурировать с китайцами в сокращении издержек, постоянно теряя в качестве продукта. Такая стратегия вряд ли принесет хорошие дивиденды. Нужно учиться производить ткани по цене сопоставимой с азиатскими тканями, а по качеству ближе к европейской продукции. В противном случае через год-два иностранные производители вытеснят отечественных ткачей не только с внешнего, но и с внутреннего рынка.

Конкурентные преимущества российских ткачей на европейском рынке в том, что они ближе к европейским потребителям и могут быстрей и дешевле доставить им товар, чем китайские поставщики. Другие конкуренты россиян - турки - проигрывают отечественным производителям в издержках. Дело в том, что Турция стремится в Евросоюз и зарплата у турецких ткачей уже на уровне европейской.

Решать производственные задачи отечественным ткачам придется одновременно с решением маркетинговых задач, а именно нужно создать эффективную систему сбыта. Ведь конкурировать надо не только качеством и ценой товара, но и сервисом. Крупные текстильные предприятия уже активно создают собственные сбытовые подразделения: покупают и строят оптовые базы, розничные магазины. Это дает им возможность не только приблизится к потребителю, точней определять объемы продаж, управлять ценой, оперативно реагировать на спрос, контролировать финансовые потоки и что немаловажно ограничивать доступ конкурентов на локальный рынок, лишая их возможности продавать ткани, например, в фирменной розничной сети.

Рынок ткани в России оценивается примерно в $1,2-$1,5 млрд., а его ежегодный рост - в 15%. Две трети текстильного рынка сегодня занимает продукция отечественных предприятий. Наиболее крупные текстильные компании - "Альянс "Русский текстиль", "Большая Ивановская мануфактура", "Гута Текстиль", "Шуйские ситцы", "Товарищество "Трехгорная мануфактура", "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" и др.

Текстильная отрасль России производит хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и синтетические ткани. На ткани из хлопка приходится почти 85% всего производства.

На производство всех остальных видов тканей в стране приходится всего 15%. Из них 5% - производство льняных. На производство шелковых и синтетических тканей приходится около 6% объемов производства. Остальные 4% рынка занимают производители шерстяных тканей. Оставшуюся треть текстильного рынка занимают иностранные компании, преимущественно из Юго-Восточной Азии.

 
 




2006-2019 © allbe.ru