Текстильная промышленность
Текстильная промышленность
Российским текстильщикам, возможно, вскоре предстоит справиться с
тяжелым испытанием. В мае 2008 года члены Европейского Союза всерьез
обсуждали вопрос о запрете экспорта тканей из Китая. В случае запрета
избыток продукции ткачи Поднебесной могут направить в Россию. В
последние пять лет, китайцы активнее всех вкладывали средства в развитие
сырьевой базы и производственных мощностей, нарастили качество продукции
и существенно снизили издержки производства.
Все бы ничего, но значительная часть тканей ввозится в Россию по серым
схемам, то есть импортеры экономят на таможенных платежах, налогах.
Соперничать с такими конкурентами российским ткачам приходится такими же
методами, то есть уходить в тень. Отсюда неприятная статистика, согласно
которой вот уже второй десяток лет производство в текстильной
промышленности России каждый год падает в среднем на 3%, а убыточных
предприятий становится все больше. Мощности текстильных комбинатов и
фабрик в среднем загружены на 30%. Но, тем не менее, тканевая индустрия
в России жива.
Российские текстильщики уверенно себя чувствуют только в производстве
тканей для постельного белья и домашней утвари. Так как другая продукция
отечественных ткачей мало востребована на внутреннем рынке. Основной
потребитель - швейные фабрики, выпускающие не дорогую безмарочную
продукцию - не могут конкурировать с динамичными производителями швейных
изделий из Юго-Восточной Азии. Отчего объемы производства российских
швейников падают на 8% - 13% уже второй год. Другой крупный потребитель
тканей - мебельные компании. Но пока они в основном обслуживаются
европейскими производителями, поскольку мебельные ткани требуют сложных
технологий производства, обязательного использования синтетических
волокон, которые в отечественной текстильной отрасли пока мало
используются из-за отсутствия нужного оборудования. Это производство
только начинает развиваться. Некоторые крупные холдинги энергично
осваивают выпуск смешанных тканей, то есть смешивают натуральное сырье -
шерсть, лен - с синтетическими волокнами - лавсаном, лайкрой.
Конкурировать с иностранными производителями тканей отечественным
фабрикам мешает несколько факторов. Прежде всего, это высокая
зависимость производства от импортного сырья, которое по причине высоких
таможенных пошлин и НДС увеличивают себестоимость тканей, по меньшей
мере, на 25%. Только 20% сырья для производства тканей можно найти в
России. В основном лен и шерсть. После распада Советского Союза сильнее
всего отсутствие сырья сказалось на хлопчатобумажной отрасли - она
оказалась на 100% зависимой от импорта. Ежегодно российские ткачи ввозят
хлопка на $500 млн.
Помимо зависимости от импортного сырья развитию отечественной
текстильной индустрии мешает и высокая зависимость от импортного
оборудования. Высокие пошлины тормозят обновление производственных
мощностей. А, между тем, на большинстве фабрик оборудование не менялось
с 50-х годов прошлого века.
Одним словом для российских ткачей наступают новые времена: им пора
менять стратегию. Производить дешевый продукт - значит конкурировать с
китайцами в сокращении издержек, постоянно теряя в качестве продукта.
Такая стратегия вряд ли принесет хорошие дивиденды. Нужно учиться
производить ткани по цене сопоставимой с азиатскими тканями, а по
качеству ближе к европейской продукции. В противном случае через год-два
иностранные производители вытеснят отечественных ткачей не только с
внешнего, но и с внутреннего рынка.
Конкурентные преимущества российских ткачей на европейском рынке в том,
что они ближе к европейским потребителям и могут быстрей и дешевле
доставить им товар, чем китайские поставщики. Другие конкуренты россиян
- турки - проигрывают отечественным производителям в издержках. Дело в
том, что Турция стремится в Евросоюз и зарплата у турецких ткачей уже на
уровне европейской.
Решать производственные задачи отечественным ткачам придется
одновременно с решением маркетинговых задач, а именно нужно создать
эффективную систему сбыта. Ведь конкурировать надо не только качеством и
ценой товара, но и сервисом. Крупные текстильные предприятия уже активно
создают собственные сбытовые подразделения: покупают и строят оптовые
базы, розничные магазины. Это дает им возможность не только приблизится
к потребителю, точней определять объемы продаж, управлять ценой,
оперативно реагировать на спрос, контролировать финансовые потоки и что
немаловажно ограничивать доступ конкурентов на локальный рынок, лишая их
возможности продавать ткани, например, в фирменной розничной сети.
Рынок ткани в России оценивается примерно в $1,2-$1,5 млрд., а его
ежегодный рост - в 15%. Две трети текстильного рынка сегодня занимает
продукция отечественных предприятий. Наиболее крупные текстильные
компании - "Альянс "Русский текстиль", "Большая Ивановская мануфактура",
"Гута Текстиль", "Шуйские ситцы", "Товарищество "Трехгорная
мануфактура", "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" и др.
Текстильная отрасль России производит хлопчатобумажные, льняные,
шерстяные и синтетические ткани. На ткани из хлопка приходится почти 85%
всего производства.
На производство всех остальных видов тканей в стране приходится всего
15%. Из них 5% - производство льняных. На производство шелковых и
синтетических тканей приходится около 6% объемов производства. Остальные
4% рынка занимают производители шерстяных тканей. Оставшуюся треть
текстильного рынка занимают иностранные компании, преимущественно из
Юго-Восточной Азии.
2024 © allbe.ru
|