сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность

- «автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок, оказывающей значительное влияние на развитие технического прогресса»;
- «автомобильная отрасль играет роль локомотива экономического развития государства»;
- «автомобилестроение повсеместно является отраслью, определяющей уровень экономического развития страны»;
- «наличие автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства»;
- «уровень развития автопромышленного комплекса во многом определяет лицо промышленности страны;
- «развитие автопрома напрямую связано и с выполнением стратегических задач развития экономики – удвоением ВВП, обеспечением занятости населения» - привычны и бесспорны.

Более того, они носят характер аксиомы, о чем свидетельствуют ключевые экономические параметры. Масштаб отрасли по выпуску продукции составляет 26 % объема машиностроения, 4,3 % общепромышленного выпуска . В автомобилестроении объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс.чел.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения. Российский рынок автомобилей стал одним из самых динамично развивающихся в последние годы. Объем продаж легковых машин увеличился с 1,2 млн. шт. в 2000 году до более чем 1,6 млн. шт. в 2004 году. В стоимостном выражении он вырос с 7 до 18 млрд. $. (Для сравнения: объем внутреннего рынка газа в 2004 году составил около 12 млрд. $., рынка электроэнергии – менее 10 млрд. $) .
C 2002 г. Правительство РФ в соответствии с Концепцией развития автомобильной промышленности проводит (успешно или неуспешно, последовательно или непоследовательно – судить экономистам) политику, направленную на «создание интегрированную в мировое автомобилестроение конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечение удовлетворение растущего платежеспособного спроса на автомобильную технику, повышение экспортного потенциала отечественного машиностроения, оказание позитивного влияния на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчисление во внебюджетные фонды». В свете чего заявление экс-председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» В.В. Каданникова: «Нам нужна агрессивная, если хотите, маркетинговая, историческая кампания, для того, чтобы придать восприятию отечественного автопрома в глазах потребителя истинно патриотическую окраску. Уважительное отношение к … собственной истории, причем и на общегосударственном уровне, должно рассматриваться нами как один из вариантов рыночного лоббирования национального производителя» , переориентирует традиционные преимущественно описательные исследования в сфере истории отечественного автомобилестроения в разряд прикладных востребованных современной ситуацией. В связи с этим представляется небезынтересным проследить историю освещения проблем отечественного автомобилестроения в отечественной исторической науке.

Если в качестве точки отсчета истории мировой автоиндустрии взять 1886 г. – год получения патента Карлом Бенцем на трехколесный экипаж (трицикл) и Готлибом Даймлером — на четырехколесный, то автомобилестроение в целом существует 120 лет. Датой рождения отечественного автомобилестроения традиционно принято считать 1896 г. – год изобретения П.А. Фрезе и Е.А. Яковлевым 2-местного легкого экипажа, т.е. отечественная автоиндустрия моложе мировой на 10 лет. Соответственно и история автомобилестроения является относительно молодым направлением исторических исследований. Ввиду этого, в нашем кратком историко-библиографическом обзоре мы позволим себе отойти от традиционной группировки исторической литературы по хронологическому принципу, а возьмем за основу принцип тематический.
Количество нами выявленных работ непосредственно по истории отечественной автомобильной промышленности крайне ограничено. Анализируя их содержание, можно выделить две группы, а точнее – два последовательных в хронологическом отношении этапа, имеющих свою подходы и специфику в раскрытии обозначенной проблемы. Это 60-е – 80-е гг. ХХ в. (после издания 36-ти томов общесоюзной тематической серии «История индустриализации СССР 1926-1941 гг.») и 90-е гг. ХХ в. – начало ХХI вв.

Для первого этапа характерны попытка формирования целостной истории отечественного автостроения с выделением определенных этапов развития отрасли; выявление роли автомобилестроения в развитии отечественной индустрии в целом и смежных отраслей промышленности в частности; широкое привлечение статистического материала. При этом нужно отметить, что в ряде работ значение досоветского периода в отечественном автомобилестроении преуменьшалось , вопросы сотрудничества отечественных автопроизводителей с зарубежными партнерами, как правило, освещались фрагментарно. В целом расширение источниковой базы на современной этапе и отказ от политической заданности дает нам возможность для критичного подхода к ряду выводов, свойственных исследованиям того периода.

Второй этап исторических исследований в области отечественного автопрома, безусловно, отразил в себе все изменения, затронувшие историческую науку на пути реформирования российского общества. Детальный анализ данных явлений, причем в близком для нас тематическом контексте, дан в очень глубокой по содержанию и фактологии статье Р.Г. Пихои «Историография истории Волжского автомобильного завода» . Принципиально соглашаясь со всеми характеристиками, данными автором «третьему этапу изучения истории фабрик и заводов», отметим, что для работ непосредственно по истории автопрома в этот период характерно изменение общетематического вектора исследований. От исследований истории отрасли в целом авторы, на базе нового источникового материала, с проработкой досоветского периода, с анализом роли зарубежных партнеров и учетом исследований экономического характера обращаются к освещению истории отдельных ее периодов . Также необходимо отметить появление интересные исследования в сфере проблем автомобилестроения отдельных регионов . Однако даже беглый взгляд на список работ по истории отечественного автомобилестроения в конце прошлого – начала нынешнего веков позволяет нам отметить значительную непроработанность данной тематики. Из перечня работ, безусловно, выделяются два монографических исследования, выполненных на базе как федеральных, так и региональных архивов, – доктора исторических наук, профессора Нижегородского государственного университета А.А. Зубкова «Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.)» и кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета И.П. Плеханова, кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета В.М. Ямашева «Автомобильная промышленность Среднего Поволжья 1991-1998: кадровый потенциал». Небезынтересной также видится проблематика, поднятая в диссертационном исследовании А.Г. Агаджаняна «Исторический опыт партийно-государственного управления автомобильной промышленностью СССР в 1960-1970-е гг.». Однако естественные тематические, региональные и хронологические ограничения работ, и, главным образом, отсутствие взаимодополняющих исследований по истории отечественного автомобилестроения затрудняют получение целостной картины развития автопрома.

Гораздо более проработанным сегодня выглядит блок, посвященный истории отечественного автомобиля и транспорта. Данные исследования в области истории техники, не затрагивая напрямую проблемы индустриального развития автопрома, дают разностороннее представление о конструкции отечественных автомобилей и ее поэтапной модификации, анализируют специфику автомобильного транспорта России относительно зарубежных аналогов, приводят обширные данные о фирмах, заводах-производителях автомобилей и подробные биографические сведения об инженерах-конструкторах машин. Традиционно этот блок работ сопровождается большим иллюстративным материалом: фотографии и рисунки внешнего вида моделей, схемы устройства автомобиля и его отдельных элементов, портреты конструкторов.
Работы по истории автомобиля делятся на следующие группы: исследования, прослеживающие развития феномена автомобиля с момента возникновения до настоящих дней , работы, характеризующие автомобиль определенного исторического периода и труды, посвященные автомобилям определенной марки . Отдельную группу работ представляют энциклопедии книжного издательства «За рулем» .
Большой интерес, как для историков - профессионалов, так и для широкого круга читателей представляют работы кандидата технических наук, основателя отечественного стайлинга автомобилей Ю.А. Долматовского, ведущего конструктора гоночных автомобилей Л.М. Шугурова и историка техники В.И. Дубовского. Авторы - признанные специалисты в сфере автомобилестроения, причем специалисты-практики, интересуясь, а точнее, живя, историей автомобильной техники своими работами создали историю отечественного автомобиля. Ценно, что в качестве источниковой базы исследований выступали редкие издания отечественной и зарубежной периодической печати, научной, научно-популярной литературы как дореволюционного, так и советского периодов, мемуары, интервью, в ряде случаев (к примеру, в работе В.И. Дубовского) – материалы центральных архивов. Бесспорно, что исследования по данной теме могут рассматриваться в качестве основы для исторических изысканий в сфере отечественной автомобильной промышленности.

К следующей группе работ, связанной с проблематикой российского автопрома, мы отнесли книги и статьи, посвященные истории отдельных предприятий автомобильной промышленности. Как представляется, данную группу можно разделить на две подгруппы. К первой логично отнести исторические, историко-экономические, историко-публицистические исследования, посвященные истории конкретных предприятий отечественного автопрома . Наиболее проработанными представляются темы, связанные с историей ОАО «АВТОВАЗ». Подробная историография истории ВАЗа представлена в упоминаемой уже нами работе Р.Г. Пихои . Данное явление имеет свое объяснение. Исследования по истории ОАО «АВТОВАЗ» были инициированы руководством предприятия. Для привлечения внимания к проблемам автопрома и непосредственно автозавода руководство предприятия провело две всероссийские конференции «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность», материалы которых были опубликованы .
Вторую подгруппу представляют исследования экономического, социального юридического и иного характера, выполненные на основе сведений по отдельным предприятиям автомобильной промышленности .
Завершают исследования по истории отечественного автомобилестроения работы различной тематики и различного жанра, опосредованно связанные с проблемами автомобильной промышленности. Это издания, посвященные личностям, внесшим вклад в развитие отечественного автомобилестроения, работы по отечественному автомобильному спорту, литература, порожденная ситуацией экономического и политического реформирования .


 
 




2006-2019 © allbe.ru