Автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность
- «автомобильная промышленность является ведущей отраслью
машиностроения, ориентированной на потребительский рынок, оказывающей
значительное влияние на развитие технического прогресса»;
- «автомобильная отрасль играет роль локомотива экономического развития
государства»;
- «автомобилестроение повсеместно является отраслью, определяющей
уровень экономического развития страны»;
- «наличие автомобильной промышленности является важным элементом
обеспечения национальной безопасности государства»;
- «уровень развития автопромышленного комплекса во многом определяет
лицо промышленности страны;
- «развитие автопрома напрямую связано и с выполнением стратегических
задач развития экономики – удвоением ВВП, обеспечением занятости
населения» - привычны и бесспорны.
Более того, они носят характер аксиомы, о чем свидетельствуют ключевые
экономические параметры. Масштаб отрасли по выпуску продукции составляет
26 % объема машиностроения, 4,3 % общепромышленного выпуска . В
автомобилестроении объединено около 250 крупных и средних предприятий и
организаций, занято более 800 тыс.чел.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с
предприятиями электротехнической, металлургической, химической,
электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает
занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.
Российский рынок автомобилей стал одним из самых динамично развивающихся
в последние годы. Объем продаж легковых машин увеличился с 1,2 млн. шт.
в 2000 году до более чем 1,6 млн. шт. в 2004 году. В стоимостном
выражении он вырос с 7 до 18 млрд. $. (Для сравнения: объем внутреннего
рынка газа в 2004 году составил около 12 млрд. $., рынка электроэнергии
– менее 10 млрд. $) .
C 2002 г. Правительство РФ в соответствии с Концепцией развития
автомобильной промышленности проводит (успешно или неуспешно,
последовательно или непоследовательно – судить экономистам) политику,
направленную на «создание интегрированную в мировое автомобилестроение
конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечение
удовлетворение растущего платежеспособного спроса на автомобильную
технику, повышение экспортного потенциала отечественного машиностроения,
оказание позитивного влияния на рост налоговых поступлений в
консолидированный бюджет и отчисление во внебюджетные фонды». В свете
чего заявление экс-председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» В.В.
Каданникова: «Нам нужна агрессивная, если хотите, маркетинговая,
историческая кампания, для того, чтобы придать восприятию отечественного
автопрома в глазах потребителя истинно патриотическую окраску.
Уважительное отношение к … собственной истории, причем и на
общегосударственном уровне, должно рассматриваться нами как один из
вариантов рыночного лоббирования национального производителя» ,
переориентирует традиционные преимущественно описательные исследования в
сфере истории отечественного автомобилестроения в разряд прикладных
востребованных современной ситуацией. В связи с этим представляется
небезынтересным проследить историю освещения проблем отечественного
автомобилестроения в отечественной исторической науке.
Если в качестве точки отсчета истории мировой автоиндустрии взять 1886
г. – год получения патента Карлом Бенцем на трехколесный экипаж (трицикл)
и Готлибом Даймлером — на четырехколесный, то автомобилестроение в целом
существует 120 лет. Датой рождения отечественного автомобилестроения
традиционно принято считать 1896 г. – год изобретения П.А. Фрезе и Е.А.
Яковлевым 2-местного легкого экипажа, т.е. отечественная автоиндустрия
моложе мировой на 10 лет. Соответственно и история автомобилестроения
является относительно молодым направлением исторических исследований.
Ввиду этого, в нашем кратком историко-библиографическом обзоре мы
позволим себе отойти от традиционной группировки исторической литературы
по хронологическому принципу, а возьмем за основу принцип тематический.
Количество нами выявленных работ непосредственно по истории
отечественной автомобильной промышленности крайне ограничено. Анализируя
их содержание, можно выделить две группы, а точнее – два
последовательных в хронологическом отношении этапа, имеющих свою подходы
и специфику в раскрытии обозначенной проблемы. Это 60-е – 80-е гг. ХХ в.
(после издания 36-ти томов общесоюзной тематической серии «История
индустриализации СССР 1926-1941 гг.») и 90-е гг. ХХ в. – начало ХХI вв.
Для первого этапа характерны попытка формирования целостной истории
отечественного автостроения с выделением определенных этапов развития
отрасли; выявление роли автомобилестроения в развитии отечественной
индустрии в целом и смежных отраслей промышленности в частности; широкое
привлечение статистического материала. При этом нужно отметить, что в
ряде работ значение досоветского периода в отечественном
автомобилестроении преуменьшалось , вопросы сотрудничества отечественных
автопроизводителей с зарубежными партнерами, как правило, освещались
фрагментарно. В целом расширение источниковой базы на современной этапе
и отказ от политической заданности дает нам возможность для критичного
подхода к ряду выводов, свойственных исследованиям того периода.
Второй этап исторических исследований в области отечественного автопрома,
безусловно, отразил в себе все изменения, затронувшие историческую науку
на пути реформирования российского общества. Детальный анализ данных
явлений, причем в близком для нас тематическом контексте, дан в очень
глубокой по содержанию и фактологии статье Р.Г. Пихои «Историография
истории Волжского автомобильного завода» . Принципиально соглашаясь со
всеми характеристиками, данными автором «третьему этапу изучения истории
фабрик и заводов», отметим, что для работ непосредственно по истории
автопрома в этот период характерно изменение общетематического вектора
исследований. От исследований истории отрасли в целом авторы, на базе
нового источникового материала, с проработкой досоветского периода, с
анализом роли зарубежных партнеров и учетом исследований экономического
характера обращаются к освещению истории отдельных ее периодов . Также
необходимо отметить появление интересные исследования в сфере проблем
автомобилестроения отдельных регионов . Однако даже беглый взгляд на
список работ по истории отечественного автомобилестроения в конце
прошлого – начала нынешнего веков позволяет нам отметить значительную
непроработанность данной тематики. Из перечня работ, безусловно,
выделяются два монографических исследования, выполненных на базе как
федеральных, так и региональных архивов, – доктора исторических наук,
профессора Нижегородского государственного университета А.А. Зубкова
«Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.)» и кандидата
исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета
И.П. Плеханова, кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского
государственного университета В.М. Ямашева «Автомобильная промышленность
Среднего Поволжья 1991-1998: кадровый потенциал». Небезынтересной также
видится проблематика, поднятая в диссертационном исследовании А.Г.
Агаджаняна «Исторический опыт партийно-государственного управления
автомобильной промышленностью СССР в 1960-1970-е гг.». Однако
естественные тематические, региональные и хронологические ограничения
работ, и, главным образом, отсутствие взаимодополняющих исследований по
истории отечественного автомобилестроения затрудняют получение целостной
картины развития автопрома.
Гораздо более проработанным сегодня выглядит блок, посвященный истории
отечественного автомобиля и транспорта. Данные исследования в области
истории техники, не затрагивая напрямую проблемы индустриального
развития автопрома, дают разностороннее представление о конструкции
отечественных автомобилей и ее поэтапной модификации, анализируют
специфику автомобильного транспорта России относительно зарубежных
аналогов, приводят обширные данные о фирмах, заводах-производителях
автомобилей и подробные биографические сведения об
инженерах-конструкторах машин. Традиционно этот блок работ
сопровождается большим иллюстративным материалом: фотографии и рисунки
внешнего вида моделей, схемы устройства автомобиля и его отдельных
элементов, портреты конструкторов.
Работы по истории автомобиля делятся на следующие группы: исследования,
прослеживающие развития феномена автомобиля с момента возникновения до
настоящих дней , работы, характеризующие автомобиль определенного
исторического периода и труды, посвященные автомобилям определенной
марки . Отдельную группу работ представляют энциклопедии книжного
издательства «За рулем» .
Большой интерес, как для историков - профессионалов, так и для широкого
круга читателей представляют работы кандидата технических наук,
основателя отечественного стайлинга автомобилей Ю.А. Долматовского,
ведущего конструктора гоночных автомобилей Л.М. Шугурова и историка
техники В.И. Дубовского. Авторы - признанные специалисты в сфере
автомобилестроения, причем специалисты-практики, интересуясь, а точнее,
живя, историей автомобильной техники своими работами создали историю
отечественного автомобиля. Ценно, что в качестве источниковой базы
исследований выступали редкие издания отечественной и зарубежной
периодической печати, научной, научно-популярной литературы как
дореволюционного, так и советского периодов, мемуары, интервью, в ряде
случаев (к примеру, в работе В.И. Дубовского) – материалы центральных
архивов. Бесспорно, что исследования по данной теме могут
рассматриваться в качестве основы для исторических изысканий в сфере
отечественной автомобильной промышленности.
К следующей группе работ, связанной с проблематикой российского
автопрома, мы отнесли книги и статьи, посвященные истории отдельных
предприятий автомобильной промышленности. Как представляется, данную
группу можно разделить на две подгруппы. К первой логично отнести
исторические, историко-экономические, историко-публицистические
исследования, посвященные истории конкретных предприятий отечественного
автопрома . Наиболее проработанными представляются темы, связанные с
историей ОАО «АВТОВАЗ». Подробная историография истории ВАЗа
представлена в упоминаемой уже нами работе Р.Г. Пихои . Данное явление
имеет свое объяснение. Исследования по истории ОАО «АВТОВАЗ» были
инициированы руководством предприятия. Для привлечения внимания к
проблемам автопрома и непосредственно автозавода руководство предприятия
провело две всероссийские конференции «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки,
проблемы, современность», материалы которых были опубликованы .
Вторую подгруппу представляют исследования экономического, социального
юридического и иного характера, выполненные на основе сведений по
отдельным предприятиям автомобильной промышленности .
Завершают исследования по истории отечественного автомобилестроения
работы различной тематики и различного жанра, опосредованно связанные с
проблемами автомобильной промышленности. Это издания, посвященные
личностям, внесшим вклад в развитие отечественного автомобилестроения,
работы по отечественному автомобильному спорту, литература, порожденная
ситуацией экономического и политического реформирования .
2024 © allbe.ru
|