сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Продажа бизнеса

Продажа бизнеса

В условиях современной экономики большинства развитых стран мира покупка и продажа действующих бизнесов уже давно стала устоявшейся практикой. Под действующим бизнесом при этом понимается юридически и организационно оформленный способ ведения предпринимательской деятельности, допускающий отчуждение (то есть не связанный по своей природе с личностью владельца), обладающий стоимостью и ликвидностью и включающий в себя необходимый набор компонентов, к которым относятся:

материальные активы (собственные или арендованные оборудование и недвижимость, материалы, денежные средства и прочее);

нематериальные активы (фирменное наименование, торговая марка, лицензии, патенты, авторские и иные смежные права, ноу-хау, технологии ведения бизнеса);

квалифицированный персонал, должным образом управляемый, мотивируемый и способный к совместной деятельности (команда);

продукты (услуги), востребованные рынком, занятый на рынке сегмент, сформировавшийся круг лояльных клиентов;

сформировавшийся и оформленный устойчивый комплекс отношений с иными хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, контрагентами по кооперации, дилерами и представителями).

В настоящее время наш рынок купли-продажи действующих бизнесов находится еще только в стадии формирования и не имеет пока устойчивых традиций и обычаев делового оборота. При этом растет активность как спроса, так и предложения на нем, что подтверждается увеличением числа сделок купли-продажи действующих предприятий, относящихся к малому, среднему, а также крупному бизнесу.

В связи с этим динамично развивается сфера предоставления консультационных услуг по широкому кругу вопросов, связанных с покупкой и продажей действующих бизнесов. Об этом свидетельствует все возрастающее число обращений к фирмам, занимающимся этими вопросами, а также количество компаний и сайтов в Интернете, заявляющих о своей специализации на подобного рода деятельности.

Далее мы рассмотрим объективные факторы, влияющие на рост рынка купли-продажи действующих бизнесов.

Мотивы продавцов и покупателей действующих бизнесов

Имеется множество причин, по которым владельцы предлагают к продаже действующие бизнесы. К основным из них можно отнести мотивы личного характера, не позволяющие собственнику продолжать дело, — выход на пенсию, болезнь, смерть. Кроме того, к подобного рода причинам относятся усталость владельца бизнеса, его нежелание продолжать работать или просто переезд на другое место жительства.

Следующая группа причин связана с состоянием и перспективами бизнеса. При этом имеются в виду такие мотивы продажи, как, во-первых, неуспешность бизнеса, когда владелец не справляется с ним и не имеет ресурсов для того, чтобы исправить ситуацию, либо ему угрожает банкротство вследствие изменения внешних условий. Во-вторых, отсутствие у собственников инвестиционных ресурсов для осуществления вложений, чтобы обеспечить конкурентоспособность на фоне развития других бизнесов. В-третьих, желание владельца бизнеса избавиться от непрофильных активов, когда, с целью сосредоточения максимального количества ресурсов (денежных, людских, временных, интеллектуальных), на главном направлении деятельности выставляются на продажу те или иные бизнесы, которые существовали параллельно с ним либо случайно достались (за долги, в наследство, в процессе приватизации и так далее).

Отдельно следует выделить случаи продажи действующих предприятий по причине конфликта между собственниками. Кроме того, владельцы иногда продают бизнес, приобретенный ранее, с целью заработать на росте его стоимости.

Различные цели при приобретении бизнесов преследуют покупатели. Часто покупка продиктована мотивом расширения своего бизнеса. При этом предприниматель стремится посредством покупки действующего предприятия укрепить свое положение на рынке, что достигается либо путем приобретения предприятия конкурента, либо за счет удлинения своей технологической цепочки, что обеспечивает снижение издержек, а также повышает управляемость, гарантированность (например, получения комплектующих) и контроль (над ценами, сроками, качеством и так далее).

Следующий мотив покупки действующего предприятия вызван желанием вложить свободные средства либо диверсифицировать вложения. При этом покупка готового бизнеса часто оказывается предпочтительней создания его с нуля, поскольку в этом случае есть возможность миновать стадию начальных затрат без отдачи, и в наличии имеются уже раскрученная торговая марка, необходимые лицензии и сертификаты, работоспособная команда, клиентская база и тому подобное.

Кроме того, в ряде случаев покупатели, стремясь заработать на росте стоимости бизнеса, приобретают его, усиливают, развивают, а затем продают. То есть некоторые покупают бизнес и развивают его исключительно с целью дальнейшей продажи. Наряду с этим существует такой род деятельности, как покупка какого-либо бизнеса с целью последующей продажи его по частям.

Также покупатели приобретают действующие предприятия по причинам личного характера. Они могут быть связаны со стремлением следовать моде или создать определенный имидж, имея, например, собственный ресторан. Играет роль и желание извлечь какую-то личную выгоду (например, когда приобретаются средства массовой информации, с тем чтобы иметь определенные преимущества на выборах). Кроме того, к мотивам личного плана относятся желание предоставить поле деятельности родственникам или купить себе бизнес для души.
 




2006-2019 © allbe.ru