Консалтинг при продаже бизнеса
Консалтинг при продаже бизнеса
Во всем мире существует такой механизм, как продажа готового бизнеса. В
США через подобные схемы ежегодно продается, по разным оценкам, до 20%
компаний. В России бизнес по продаже бизнесов находится в зачаточном
состоянии. Мы задали нашим консультантам вопросы: Какова эффективность
механизма продажи готового бизнеса? Нужен ли он сегодня в России и что
нужно сделать для его реального появления?
В развитых странах давно устоявшейся практикой является продажа готового
бизнеса с определенными механизмами, инструментами, правилами и нормами.
При этом под готовым бизнесом обычно понимают вид деятельности со
сформированным нормативным окружением (включая необходимые лицензии,
сертификаты, разрешения), организационно-финансовой инфраструктурой и
сложившейся клиентской базой. Можно выделить два основных вида продажи
подобного бизнеса: условно подготовленный (собственник по различным
причинам продает свой бизнес заинтересованному покупателю со
стратегическими намерениями) и специально подготовленный (собственником
бизнеса выступает продавец с конъюнктурными намерениями, т. е. купивший
бизнес для повышения его стоимости и последующей продажи по существенно
более высокой цене).
Как правило, вторым видом продажи готового бизнеса, а именно его
предпродажной подготовкой, занимаются специально привлеченные менеджеры,
которые способны за обозримый период времени (2-3 года) при помощи
накопленных технологий и апробированных мероприятий повысить стоимость
приобретенного бизнеса. В зависимости от квалификации менеджеров,
исходного состояния бизнеса и ситуации в соответствующем сегменте рынка
доходность операции по продаже подготовленного бизнеса может достигать
180-200% годовых, что считается высокодоходным как по западным, так и по
российским меркам.
Следует констатировать, что в современных российских условиях
cовокупность отношений по предпродажной подготовке и продаже готового
бизнеса остается несистематизированной и нерегламентированной сферой, а
высокодоходная деятельность в этой сфере представляет пока эпизодическое
явление, результаты которого зачастую приобретают строго
конфиденциальный характер. Более того, у большинства россиян само
понятие «продажа готового бизнеса» сублимировано до представлений о
профессии главного героя в известном голливудском кинофильме «Красотка».
Вместе с тем уместно указать на различные стадии трансформации взглядов
и интереса к вопросам развития элементов продажи готового бизнеса в
период реформирования российской экономики.
В первой половине 90-х гг. в отечественных деловых кругах превалировал
первый вид продажи готового бизнеса, требующий, как правило,
лицензирования и распространенный в банковской и страховой сферах. Этот
вид не требовал особых механизмов продажи и ориентировался на поиск
будущих собственников, заинтересованных в приобретении готовых
лицензированных предприятий исключительно для минимизации сроков
прохождения обязательных, но громоздких и обременительных процедур
регистрации.
Примерно с 1997 г. в России получили развитие консультационные услуги по
предпродажной подготовке предприятий как прообраз цивилизованных
механизмов продажи готового бизнеса. Импульс этому до сих пор еще не
оформленному развитию придали подготовка и принятие принципиально новой
редакции федерального закона о несостоятельности (банкротстве),
введенного в силу с
В рамках предпродажной подготовки привлеченные собственником менеджеры -
независимые профессионалы, временные группы консультантов или
консультационные компании - разрабатывали и во многих случаях
сопровождали комплекс мероприятий по улучшению результатов
финансово-хозяйственной деятельности предприятия и повышению его
инвестиционной привлекательности. При этом в качестве заказчика работ
выступал потенциальный продавец бизнеса. По нашему опыту, объем таких
работ может быть весьма существенным, а их состав определяется исходя из
намерений временного собственника и обычно включает:
- аудит финансовой отчетности (при ориентации на иностранного покупателя
- обязательно и трансформацию отчетности по международным стандартам);
- аудит реестра акционеров;
- оценку имеющихся материальных и нематериальных активов;
- реструктуризацию предприятия и/или его кредиторской задолженности;
- реализацию оперативных мероприятий финансового оздоровления (одним из
ключевых вопросов в этом комплексе работ мы считаем постановку контроля
за финансовыми потоками);
- организацию торгов и сопровождение сделки.
Стоимость всего комплекса работ по подготовке бизнеса к продаже может
быть достаточно высокой и достигает в отдельных случаях $320 000-350
000, хотя и полностью окупается по завершении сделки купли-продажи
бизнеса.
Следует предположить, что следующей стадией развития российских
механизмов продажи готового бизнеса будет не только правовое оформление
и регламентация указанных работ, но и создание так называемых
бизнес-инкубаторов, под которыми понимаются организованная постановка и
инфраструктурное обеспечение перспективных видов бизнеса с последующей
их передачей заинтересованным собственникам на возмездных (в том числе и
льготных) условиях.
В этой связи необходимо подчеркнуть экономическую целесообразность
поддержки федеральными и региональными органами власти подобных
инкубаторов (например, закрепление их в региональных программах развития
малого предпринимательства) - от эффек-тивных сделок с подготовленным
бизнесом выигрывают не только продавцы и покупатели, но и налоговая база
бюджетов всех уровней. В русле движения к общепринятым механизмам
продажи готового бизнеса лежит и необходимость повышения правового
статуса консультационных компаний, которые до настоящего времени в своих
действиях ограничены условиями и возможностями аккредитации при
Федеральной службе по финансовому оздоровлению (ФСФО).
Авторы: Андрей Синягин
2023 © allbe.ru
|