сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Сертификация систем качества

Сертификация систем качества

Одним из ключевых методов развития отношений является надежность в партнерстве, которая во многом зависит от сформированных современных подходов к менеджменту. Международные системы менеджмента качества, экологического менеджмента, охраны труда создают одинаковые подходы к пониманию современного менеджмента, долгосрочного и гарантированного обеспечения качества и безопасности, что является основным инструментом повышения конкурентоспособности компании.

Актуальность вышеперечисленных работ (создание и сертификации систем менеджмента, подготовка специалистов в области охраны окружающей среды, охраны труда и т.д.), в том числе повышение требований к уровню обеспечения экологической безопасности на предприятиях различных отраслей продиктована перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию, а также интеграцией российской промышленности в мировой рынок. Это приведет к развитию свободной конкуренции между иностранными и отечественными компаниями в различных отраслях. Одной из отличительных черт лидирующих корпораций, с которыми придется конкурировать российским предприятиям, является оптимизация удельного потребления ресурсов при производстве товаров и услуг. В условиях свободной конкуренции серьезные позиции смогут удержать только те предприятия, которые рассматривают вопросы сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов как стратегически важные. Здесь мы приходим к системам менеджмента (СМ).

Внедрение, функционирование и сертификация СМ (систем экологического менеджмента, систем менеджмента качества и т.д.) служит основой для формирования конкурентоспособного, устойчивого, ответственного бизнеса, способного удовлетворить растущие потребности клиентов, ожидания общественности и соответствовать государственной стратегии.

Проведение работ по созданию, внедрению и сертификации СМ, а также подготовке специалистов организаций РФ в сфере охраны окружающей среды, охраны труда и т.д. позволит:
получить сертификат, подтверждающий соответствие деятельности предприятия в области управления окружающей средой, охраной труда, качеством требованиям международных и российских стандартов;
предоставить деловым партнерам гарантии в том, что существует эффективный контроль всех факторов и рисков деятельности предприятия;
улучшить мотивации и лояльность взаимоотношений с персоналом (здоровье, охрана труда, риски, аварийные ситуации, обучение);
оптимизировать затраты (в том числе за счет применения более чистых технологий, минимизации отходов, сокращения используемых входных материалов, энергии);
повысить соответствие требованиям природоохранного законодательства и законодательства в области охраны труда РФ;
усилить контроль издержек, связанных с природоохранной деятельностью и деятельностью по охране труда, и существенно снизить их;
удовлетворять критериям инвесторов и кредиторов;
снизить коммерческие риски;
повысить конкурентоспособность, а также улучшить репутацию и имидж, как на российском, так и международном рынках и т.д.

Известно, что в мире, по предварительным данным на 2005 год, уже существует более чем 650 000 предприятий, сертифицированных по стандартам ISO 9000 и ISO 14001. В России эта цифра составляет 3000-4000 (тогда как только в Москве порядка 200 000 компаний), причем международными организациями сертифицировано всего лишь 400-700 компаний. При этом предприятия, создавшие системы менеджмента, руководствуясь одинаковыми принципами, регламентированными международными стандартами ISO, формируют единые подходы по управлению компанией в целом, организации и ведению бизнеса, созданию единого подхода к проблеме управления рисками и постоянному улучшению. Такие предприятия воспринимаются всеми, как жизнеспособные и надежные деловые партнеры. Соответствие систем менеджмента стандартам ISO 9000 и 14001 создает конструктивную основу для взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества. Кроме того, такие предприятия становятся более привлекательными для рынка и местных инвесторов, так как работа с ними считается менее рискованной из-за упорядоченности деятельности предприятия, его открытости для заинтересованных сторон, а также периодического внешнего контроля со стороны независимых аудиторов.

Процедура сертификации систем менеджмента на территории РФ регламентируется следующими нормативными документами, имеющими как международный, так и национальный статус:
«Правила по проведению сертификации в Российской Федерации» (в ред. Изменения № 1, утвержденного постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 г. № 57), утвержденные постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26 (в части не противоречащей действующему законодательству);
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем качества;
Руководство ИСО/МЭК 66-2002 «Основные требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента»;
Руководящие указания Международного форума по аккредитации по применению Руководства ИСО/МЭК 66 «Основные требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (СЭМ)», Выпуск 2 (FG66_2);
ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»;
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».


В соответствии с вышеуказанными документами процедуру сертификации систем менеджмента качества на соответствие стандарту ИСО 9001, систем экологического менеджмента на соответствие стандарту ИСО 14001 и систем управления охраной труда на соответствие требованиям стандартов OHSAS 18001 и/или его российского аналога ГОСТ Р 12.0.006-2002 можно представить следующим образом:

Первый этап.

Организация, внедрившая систему менеджмента, подает Заявку по установленной в Системе добровольной сертификации форме в Орган по сертификации, зарегистрированный в Системе добровольной сертификации (копия Заявки направляется в Центральный орган Системы). К заявке прилагаются следующие сведения об объекте подтверждения соответствия:
Общая характеристика организации-заявителя (наименование, правовой статус, сведения о человеческих и технических ресурсах и т.д);
Общая информация о Системе менеджмента и видах деятельности, на которые она распространяется;
Описание систем менеджмента, которые должны быть сертифицированы и наименования нормативных документов (стандартов), на соответствие которым должна проводиться сертификация;
Копии документов, описывающие основные элементы системы менеджмента.


Второй этап.

Эксперты Органа по сертификации Системы оценивают заявку с выдачей экспертного заключения о целесообразности проведения дальнейших работ по сертификации.

В ходе данного этапа Орган по сертификации подготавливает план своей деятельности по оценке системы менеджмента, назначает членов квалифицированной аудиторской группы, которые будут проводить оценку соответствия.

Третий этап.

Заключение договора на проведение работ по оценке соответствия между Органом по сертификации и Заявителем.

Четвертый и пятый этапы в целом называются Аудитом системы менеджмента.

Четвертый этап.

Первоначальная оценка системы менеджмента в организации по документации. Перечень документации Систем менеджмента, подлежащей экспертизе, определяет ведущий эксперт (аудитор) аудиторской группы.

В ходе первоначальной оценки (ПО) диагностируются критические и некритические несоответствия системы менеджмента требованиям стандартов. При проведении ПО оценке подлежат:
Структура и объем документации системы менеджмента;
Адекватность документированных норм и мер, направленных на реализацию официальных Политики и целей организации;
Распределение полномочий в системе менеджмента, ответственность Руководства организации в системе менеджмента;
Соблюдение Руководством принципов менеджмента;
Основные и вспомогательные процессы в Системе менеджмента и т.д.



Пятый этап.

Сертификационный аудит Системы менеджмента (проводится в соответствии с Программой и Планом работ по сертификации). Данный этап состоит из нескольких подэтапов:
проведение предварительного совещания аудиторской группы с руководством организации-заявителя;
предварительная выборочная проверка документации Системы менеджмента (в случае, если предварительный анализ Системы менеджмента по документам в соответствии с четвертым этапом не проводился);
сертификационный аудит Системы менеджмента;
рассмотрение результатов аудита ведущим экспертом (аудитором) совместно с ответственным по Системе менеджмента представителем руководства организации-заявителя;
оформление заключения о соответствии или несоответствии Системы менеджмента требованиям установленных нормативных документов, которое подписывается ведущим экспертом (аудитором) и всеми членами аудиторской группы и не подлежит согласованию с руководством организации-заявителя;
проведение заключительного совещания с руководством организации-заявителя по итогам сертификационного аудита, на котором ведущий эксперт (аудитор) дает оценку Системе менеджмента со стороны аудиторской группы.

Сертификационный аудит организации осуществляется посредством выполнения следующих процедур:
опроса сотрудников организации-заявителя;
наблюдения (натурного обследования);
изучения проводимых в организации работ;
экспертизы документов;
проведения контрольных проверок и измерений;
проведения других мероприятий, предусмотренных Программой и Планом работ.

По результатам проведения аудита системы менеджмента органом по сертификации оформляется отчет о результатах оценки.

Шестой этап.

Принятие решения по результатам сертификации. Регистрация Системы менеджмента в реестре Системы, оформление Сертификата соответствия и выдача Разрешения на применение знака соответствия (по согласованию).

Седьмой этап.

Срок действия сертификата соответствия на систему менеджмента не должен превышать трех лет. В течение срока действия сертификата орган по сертификации проводит как минимум три инспекционных контроля сертифицированной системы менеджмента с целью подтверждения того, что организации системы менеджмента которых сертифицированы, продолжают соответствовать требованиям стандартов.

На территории России оптимальным вариантом для предприятия, которое хочет сертифицировать внедренную систему менеджмента является выбор органа по сертификации, являющегося членом системы добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, и ведущего активную международную деятельность по признанию своих сертификатов соответствия и знака соответствия за рубежом. В качестве примера подобной системы можно рассказать о Системе добровольной сертификации «Единая Сертификационная Система», созданной при НП «Национальная сертификационная Палата».

Все вышеперечисленные инструменты и механизмы являются взаимосвязанными. Невозможно гарантировать успех конечной операции без постоянного контроля качества выполняемых работ на каждом этапе. Для этих целей и было создано некоммерческое партнерство «Национальная Сертификационная Палата». Оно объединяет организации, осуществляющие деятельность в области экологического, технологического и комплексного аудита; в области разработки и внедрения систем управления окружающей средой (СУОС), систем менеджмента качества (СМК), систем управления охраной труда (СУОТ) и менеджмента здоровья и безопасности на производстве в организациях; в области проведения работ по добровольной сертификации, в т.ч. экологической сертификации; аудита СУОС, СМК, СУОТ для координации деятельности по упомянутым выше направлениям и предоставления гарантии потребителям и всем заинтересованным сторонам качества, профессионализма, независимости и конфиденциальности выполняемых работ. 
 





2006-2019 © allbe.ru