Таможенное оформление грузов
Таможенное оформление грузов
Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных
операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и
таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В основном,
все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню
требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы,
обозначенные таможенными процедурами.
В зависимости от решаемых задач, ТК РФ выделяет следующие таможенные
операции и процедуры:
1. Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной
декларации:
• прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка
товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до
места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу
необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную
территорию товаров);
• внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного
транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление
завершения внутреннего таможенного транзита);
• помещение товаров на временное хранение.
2. Таможенное декларирование товаров.
3. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения
таможенного декларирования товаров:
• при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний
таможенный транзит - пункт 2 ст. 79 ТК РФ);
• при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств
перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей -
пункт 4 ст. 151 ТК РФ).
4. Оформление завершения действия таможенного режима (например,
завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ, таможенного
склада - ст. 223 ТК РФ).
Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют
непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют
его осуществлению.
Данные операции могут проводиться до перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу, например:
• предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);
• получение разрешения таможенного органа на применение специальных
упрощенных процедур таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ);
• получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера
или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и
печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ);
• получение разрешений на применение отдельных таможенных режимов (режимы
переработки на таможенной территории - пункт 6 ст. 179 ТК РФ и
переработки для внутреннего потребления - пункт 4 ст. 192 ТК РФ).
Порядок и особенности производства таможенного оформления
устанавливаются:
• Таможенным кодексом РФ;
• иными правовыми актами РФ (указами Президента РФ, постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ);
• правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области
таможенного дела (Минэкономразвития России).
Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут
зависеть от:
• видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары,
подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся
материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного
применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других
товаров);
• вида транспорта, используемого для перемещения товаров через
таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт,
воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт
и линии электропередачи);
• категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических
лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК РФ,
отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК РФ).
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности
таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных
почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).
Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не
могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций
(пункт 4 ст. 59 ТК РФ).
Этапы таможенного оформления
При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:
• до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное
таможенное декларирование - пункт 1 ст. 130 ТК РФ);
• после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию
РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных
документов - ст. 72 ТК РФ).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может
начинаться:
• с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ);
• с устного заявления (не покидая транспортного средства - пункт 2 ст.
285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ);
• совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица
осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров
в конклюдентной форме - вход в "зеленый коридор" - пункт 4 ст. 286 ТК РФ).
При вывозе товаров таможенное оформление начинается с:
• представления таможенной декларации;
• устного заявления;
• совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица
осуществить таможенное оформление (вход физического лица в "зеленый
коридор", сдача транспортным организациям товаров либо организациям
почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за
пределы таможенной территории Российской Федерации).
Завершается таможенное оформление после того, как будут выполнены все
формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства:
• для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров, в
соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой
перемещения товаров физическими лицами);
• для помещения товаров под таможенных режим (выпуск товаров, в
соответствии с заявленным таможенным режимом);
• для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный
режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит,
временный ввоз и ряд других режимов);
• для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае
условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей,
которые могут быть дополнительно начислены - пункт 6 ст. 323 ТК РФ).
• для применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск
товаров до подачи таможенной декларации ст. 150 ТК РФ).
Место и время производства таможенного оформления
Таможенное оформление товаров и транспортных средств производится
непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных
подразделений. Местами нахождения таможенных органов являются:
• пункты пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные
органы имеют неофициальное название "пограничных");
• иные места, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов
пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют
название "внутренних" и создаются исходя из объема пассажиро - и
товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей
отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров,
импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности).
ТК РФ предоставляет возможность совершать операции по таможенному
оформлению товаров и транспортных средств в иных местах, исходя из
обстоятельств их ввоза на таможенную территорию РФ. Так, в соответствии
со статьей 406 ТК РФ по мотивированному запросу заинтересованного лица и
с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им
уполномоченного, таможенные операции могут совершаться вне места
нахождения таможенного органа. При этом таможенные органы не должны
препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения
товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность
таможенного контроля. Время работы таможенных органов определяется
начальником таможенного органа в соответствии с законодательством
Российской Федерации и устанавливается приказом соответствующего
таможенного органа. При этом ТК РФ устанавливает следующие
дополнительные требования:
Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах
пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно
соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих
пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска
через Государственную границу Российской Федерации, которые по
местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств,
по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов
этих сопредельных государств.
Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления
устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и
участников внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 407 ТК РФ по
мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности
таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне
времени работы таможенного органа. Таможенные операции по таможенному
оформлению товаров и транспортных средств совершаются во всех случаях
для получения разрешения таможенного органа на совершение отдельных
таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных
органов, декларанту либо иному заинтересованному лицу необходимо
обратиться с мотивированным запросом в этот таможенный орган.
Документы
Основным действиями при таможенном оформлении товаров и транспортных
средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для
таможенного оформления и представление товаров и транспортных средств
таможенному органу для целей проведения таможенного контроля.
Так, в соответствии со статьей 63 ТК РФ при производстве таможенного
оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным
органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
При этом таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного
оформления представления только тех документов и сведений, которые
необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и
представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.
Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые
необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным
таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным
министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Такие перечни устанавливаются нормативными правовыми актами, что
порождает обязанность их регистрации в Минюсте России и официального
опубликования. Такие нормативные правовые акты вступают в силу не ранее
чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.
В новом ТК РФ проглядывается попытка установления закрытого перечня
документов и сведений, которые лица обязаны предоставлять в таможенные
органы.
При этом федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного
дела, вправе сокращать установленные ТК РФ перечни документов и сведений,
необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц,
перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей
использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида
транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную
границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для
таможенного оформления, устанавливаются как ТК РФ, так и в соответствии
с ним Минэкономразвития России.
Расширение перечня документов и сведений изданием нормативных правовых
актов не предусмотрено ТК РФ. Вместе с тем, в ряде случаев в связи с
широким содержанием понятий документов, установленных ТК РФ, и
существующими различиями в практике осуществления внешнеэкономической
деятельности в зависимости от стран - контрагентов, практически
невозможно определить четкий, конкретный перечень необходимых
документов.
Документы, предоставляемые при таможенном оформлении товаров и
транспортных средств, подразделяются на:
- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные
документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки
товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при
международных перевозках;
- коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и
упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии
с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями
делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и
которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота
используются для подтверждения совершения сделок, связанных с
перемещением товаров через таможенную границу;
- таможенные документы - документы, составляемые исключительно для
таможенных целей. Среди таких документов особое место занимает
таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором
указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в
соответствии с ТК РФ.
Формы таможенных документов определяются Минэкономразвития России.
Также ТК РФ закреплено, что документы, необходимые для таможенного
оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий,
заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными
органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При
представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их
представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости
проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего
оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.
Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть
представлены и в форме электронных документов в случаях и в соответствии
с порядком, установленным ТК РФ.
За таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с ТК
РФ.
2024 © allbe.ru
|