Архитектурное освещение
Архитектурное освещение
Архитектурное освещение существенно изменилось за последние несколько
лет. Светодизайн более не воспринимается как правильный выбор
светильников и ламп с помощью математических вычислений. Вместо освеще
ния мы, подобно фотографам, могли бы говорить об экспонировании
неосвещенного пространства в целом.
Культура освещения
Культура искусственного освещения электрическим светом относительно
нова, по сравнению, например, с архитектурой. История архитектуры
исчисляется более чем 6000 лет, электрическому освещению чуть более ста
лет. В этом смысле освещение — просто новое явление.
Техническое и эстетическое развитие освещения со времен Эдисона
фокусировалось на сбережении энергии и увеличении мощности. Эстетические
требования долгое время оставались на втором плане. В течение короткой
истории освещения человек успел изобрести телевидение и побывать на
Луне, но базовая идея архитектурного освещения — столб с лампой на нем —
изменилась весьма ненамного, если вообще изменилась. Причина этого —
различные энергетические кризисы, с одной стороны, и развитие
осветительных сетей, с другой стороны, поставили во главу угла
минимизацию расходов. Производители световых приборов и источников света
сконцентрировались на создании более эффективных продуктов.
Как логичный результат этого, освещение до сих пор часто воспринимается
как простая и нетребовательная часть архитектуры. Дизайн был низведен до
математической задачи нахождения расстояния между опорами, расчета
освещенности по формуле. В более архитектурно значимых проектах
предполагались некоторые добавления к идиоме «столб с лампой»:
светильник рассматривался как украшение улицы. Развитие дизайна жестко
сдерживалось серьезными экономическими ограничениями: минимизации
подлежали как начальная стоимость оборудования и проектирования, так и
расходы на обслуживание. Нельзя сказать, что такой метод — «неправильный
подход» к архитектурному освещению. Скорее, это технико экономическая
часть общей культуры архитектурного освещения. Цели современного
светодизайна — значительно более эстетические. Свет — часть
пространства. Функция освещения — делать в ночные часы то, что
архитектура делает в течение дня: структурировать и организовывать
пространство в архитектурное целое. Эта цель не может быть достигнута
простыми вычислениями или «идиоматическими» спецификациями. Современную
культуру освещения в этом смысле можно назвать эстетико технической
культурой освещения.
Изменение произошло в последние годы, когда техническое развитие
достигло точки, в которой эффективность и качество оказались легко
достижимы. Комбинация столба с лампой прошла через тысячи вариаций,
причем некоторые из них оказались довольно забавными.
Новая культура — новая гильдия
Современная культура освещения и технические ресурсы позволяют нам
использовать свет как инструмент искусства. Дизайнеры могут исследовать
визуальные эффекты, создаваемые светом, с помощью различных компьютерных
программ. Световой бизнес стал несравненно более требовательным, чем он
был два десятка лет назад.
Было бы нереалистично ожидать от дизайнеров технико экономической
культуры освещения — как правило, архитекторы и инженеры светотехники
имеют навыки, необходимые для проектирования эстетико технических
световых систем. Переход от специфицирования нескольких позиций на плане
к визуальному трехмерному целому, состоящему из тысячи элементов,
требует нового подхода и профессиональной самоотдачи. Технические и
эстетические требования должны познаваться «изнутри» — инструмент должен
предоставлять возможности, а не создавать проблему. Современный
светодизайн — это больше, чем часть общего дизайна.
Другая неотъемлемая часть этой новой культуры, кроме технических
усовершенствований, — рождение новой гильдии, имеющей корни в Америке 60
х, где культура освещения была достаточно высока. Европейские
светодизайнеры не были организованы до 1995 г. , когда была основана
ELDA (Европейская ассоциация светодизайнеров).
Что у них общего — это мастерское владение технологией освещения как
инструментом искусства, используемым для структурирования архитектуры.
Сегодня уже можно даже получить степень в области световой архитектуры в
Германии и в США. В Финляндии первенцем стало отделение светового и
звукового дизайна в Театральной академии и Политехнической школе
искусств и медиа в Тампере.
Основы эстетики света
Стартовая точка освещения — темное пространство. В связи с этим
освещение — не объективная, а субъективная сущность, по двум причинам.
Во первых, дизайнер (в сотрудничестве с другими, конечно), проектирующий
освещение, должен принять субъективное решение об освещении как целом и
о его эстетически технических целях. Другими словами, освещение не
сводится к выделению светом нескольких определенных объектов с целью
придания им максимального значения, а концентрируется на создании
пространства, хорошо сбалансированного, являющегося психологически,
физиологически и архитектурно функциональным целым.
Свет диктует выбор — не все должно быть освещено, но вы должны найти
объекты, темы, через которые целое обретает структуру. Во вторых, в
центре внимания должен находиться не объект освещения, а человек,
субъективно наблюдающий окружающее пространство. Задача освещения —
помочь человеку сформировать правильное восприятие пространства, его
архитектуры, наконец, присущей ему атмосферы.
Организация пространства как целого требует мастерского владения
инструментом. Электромагнитное излучение — не самый простой из
инструментов.
Представить себе свет можно только до определенной степени, после
которой требуются логические способности шахматного гроссмейстера, чтобы
понять множественные эффекты тенеобразования и отражения. Фактическисвет
не является логическим инструментом, который может быть структурирован
или сконструирован систематически. Для квалифицированной работы со
светом нужно отбросить логику и научиться оценивать визуальное целое с
эмоциональной точки зрения. Отсюда мы приходим к выводу, что цель
современной световой архитектуры — создавать правильную атмосферу.
Совершенно очевидно, что технико экономическое освещение — очень
логичная система. Эстетико техническое освещение — наоборот, теория,
близкая к хаосу, согласно которой действие каждой детали усиливается
настолько, что конечный результат непредсказуем, даже если инструменты и
процесс проектирования хорошо контролируемы.
Принимая этот факт, мы очень сдержанно относимся к существующим
стандартам и нормам, которые невозможно обосновать эстетически. Поэтому
именно понимание эстетики освещения — основа для управления
пространством и светом. Критерий качественного освещения Поскольку
культура все еще молода, основы эстетики света обсуждались очень мало и
обычно как незначительная деталь эстетики архитектуры. Здесь больше
догадок, чем фактов. Имея это в виду, мы можем обратиться к явлениям
естественного освещения: лунному свету, закату солнца, звездному небу,
молнии, радуге, северному сиянию, огню.
Конечно, все мы однажды останавливались, замирая в восхищении перед
совершенством и гармонией этих световых феноменов. Элементы, лежащие в
основе этих природных световых эффектов, лежат и в основе эстетики
света. Это интенсивность, цвет, насыщенность, время, движение, гармония,
контраст, яркость, форма, направление, резкость. Когда мы комбинируем их
в архитектурные концепции пространства, места, формы, текстуры,
материала, конструкции, тени, мы начинаем обсуждать и факторы, лежащие в
основе световой архитектуры и эстетики. Эти факторы имеют потенциал,
дающий искусственному освещению работать с темным пространством в
согласии со стилем, иерархией форм и объемов и архитектурой.
Требования к качественному освещению
Далее, мы можем добавить некоторые требования к хорошему дизайну
освещения, базируясь на вещах, отличных от нашего эстетического
восприятия. Многочисленные требования психологии и физиологии должны
приниматься во внимание при организации пространства с помощью света как
целого, которое позволяет человеку свободно передвигаться из одного
места в другое и в то же время имеет эмоциональную атмосферу. Отдельный
объект или идея — еще не достаточное условие для качественного освещения
как целого, и вы не сможете спроектировать приемлемое решение для
городского освещения, просто предавшись серфингу в море световых
эффектов.
Управляемое использование света как инструмента не означает, что вы
можете построить безграничное визуальное световое удовольствие.
Существует большое число ограничивающих требований, в особенности в
общественных проектах. Основная идея — использовать нужды пользователя
как основу для дизайна: необходимость в общем освещении, акцентирующем
освещении, специальном освещении. Общее освещение — наиболее важное из
перечисленного, поскольку оно используется для того, чтобы видеть
предметы. Акцентирующее освещение тоже важно — чтобы показать что либо,
чтобы строить пространство и сцены, точки, узлы, доминанты и т. д.
Необходимость в специальном освещении должна быть рассмотрена в
исключительных случаях. Специальное освещение — это, например, световая
реклама. Каждый вид освещения влияет на другие, таким образом, важно
рассматривать их вместе. Различные виды освещения могут поддерживать или
разрушать друг друга. Использованные грамотно, они могут быть объединены
— акцентирующее освещение может использоваться как общее освещение
улицы, и наоборот. В целом и специальное освещение может использоваться
как общее освещение. Для современной культуры освещения важно понимание
того, что все, что воспринимает человеческий глаз, должно быть включено
в световое решение пространства, без акцента на каких либо специфических
объектах. Каждый из перечисленных видов освещения при этом является
частью создаваемой световой картины.
Хорошее освещение отвечает требованиям надежности и безопасности, а
также экологии — позволяет увидеть звездное небо и не оставляет в
стороне вопросы энергопотребления. Идея качественного освещения не в
том, чтобы сэкономить деньги, но в том, чтобы быть эффективной
инвестицией в различные аспекты жизни.
Организация пространства
Как оценить освещение? Что хорошо и что плохо? Технико экономическое
освещение может быть оценено технически — путем измерений или
экономически — путем сравнения различных стоимостей. Оценка эстетико
технического освещения, однако, много сложнее. Если, например, речь идет
о цвете, предпочтения людей не могут быть обобщены или сформулированы в
виде универсального критерия качества. Некоторым нравится пламенеющее
море света Лас Вегаса, другим более по душе тусклый свет полной луны.
Однако приведенные выше соображения дают нам шанс оценить освещение с
эстетической точки зрения. Хорошее освещение — это сумма эстетических
возможностей с учетом технических требований. Оценивая освещение, вместо
эффектов и индивидуальных впечатлений нужно обращать внимание на
целостность образа, который должен быть простым и понятным. Задача
освещения — организовать светом темное пространство или создать иллюзию
такой организации, гармонично сбалансировав контрасты на всех уровнях.
Что касается стиля, с одной стороны, освещение должно стремиться к
архитектуре. С другой стороны, хорошо продуманное освещение допускает
некоторые отклонения в стиле.
Если созданное нами целое удовлетворяет этим условиям, создает образ,
атмосферу, является эмоционально насыщенным, освещение демонстрирует
эстетико техническое качество. Если эмоции, вызываемые освещением, могут
быть сравнены с теми, какие вызывает созерцание произведений искусства,
можно отметить, что дизайнер выполнил работу хорошо.
В этом смысле хорошее освещение — это, например, и простая, купленная
дедом старая лампа, светящая над дверью дачного домика морозной ночью
под голубым звездным небом
2025 © allbe.ru
|