сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Архитектурное освещение

Архитектурное освещение

Архитектурное освещение существенно изменилось за последние несколько лет. Светодизайн более не воспринимается как правильный выбор светильников и ламп с помощью математических вычислений. Вместо освеще ния мы, подобно фотографам, могли бы говорить об экспонировании неосвещенного пространства в целом.

Культура освещения

Культура искусственного освещения электрическим светом относительно нова, по сравнению, например, с архитектурой. История архитектуры исчисляется более чем 6000 лет, электрическому освещению чуть более ста лет. В этом смысле освещение — просто новое явление.

Техническое и эстетическое развитие освещения со времен Эдисона фокусировалось на сбережении энергии и увеличении мощности. Эстетические требования долгое время оставались на втором плане. В течение короткой истории освещения человек успел изобрести телевидение и побывать на Луне, но базовая идея архитектурного освещения — столб с лампой на нем — изменилась весьма ненамного, если вообще изменилась. Причина этого — различные энергетические кризисы, с одной стороны, и развитие осветительных сетей, с другой стороны, поставили во главу угла минимизацию расходов. Производители световых приборов и источников света сконцентрировались на создании более эффективных продуктов.

Как логичный результат этого, освещение до сих пор часто воспринимается как простая и нетребовательная часть архитектуры. Дизайн был низведен до математической задачи нахождения расстояния между опорами, расчета освещенности по формуле. В более архитектурно значимых проектах предполагались некоторые добавления к идиоме «столб с лампой»: светильник рассматривался как украшение улицы. Развитие дизайна жестко сдерживалось серьезными экономическими ограничениями: минимизации подлежали как начальная стоимость оборудования и проектирования, так и расходы на обслуживание. Нельзя сказать, что такой метод — «неправильный подход» к архитектурному освещению. Скорее, это технико экономическая часть общей культуры архитектурного освещения. Цели современного светодизайна — значительно более эстетические. Свет — часть пространства. Функция освещения — делать в ночные часы то, что архитектура делает в течение дня: структурировать и организовывать пространство в архитектурное целое. Эта цель не может быть достигнута простыми вычислениями или «идиоматическими» спецификациями. Современную культуру освещения в этом смысле можно назвать эстетико технической культурой освещения.

Изменение произошло в последние годы, когда техническое развитие достигло точки, в которой эффективность и качество оказались легко достижимы. Комбинация столба с лампой прошла через тысячи вариаций, причем некоторые из них оказались довольно забавными.

Новая культура — новая гильдия

Современная культура освещения и технические ресурсы позволяют нам использовать свет как инструмент искусства. Дизайнеры могут исследовать визуальные эффекты, создаваемые светом, с помощью различных компьютерных программ. Световой бизнес стал несравненно более требовательным, чем он был два десятка лет назад.

Было бы нереалистично ожидать от дизайнеров технико экономической культуры освещения — как правило, архитекторы и инженеры светотехники имеют навыки, необходимые для проектирования эстетико технических световых систем. Переход от специфицирования нескольких позиций на плане к визуальному трехмерному целому, состоящему из тысячи элементов, требует нового подхода и профессиональной самоотдачи. Технические и эстетические требования должны познаваться «изнутри» — инструмент должен предоставлять возможности, а не создавать проблему. Современный светодизайн — это больше, чем часть общего дизайна.

Другая неотъемлемая часть этой новой культуры, кроме технических усовершенствований, — рождение новой гильдии, имеющей корни в Америке 60 х, где культура освещения была достаточно высока. Европейские светодизайнеры не были организованы до 1995 г. , когда была основана ELDA (Европейская ассоциация светодизайнеров).

Что у них общего — это мастерское владение технологией освещения как инструментом искусства, используемым для структурирования архитектуры. Сегодня уже можно даже получить степень в области световой архитектуры в Германии и в США. В Финляндии первенцем стало отделение светового и звукового дизайна в Театральной академии и Политехнической школе искусств и медиа в Тампере.

Основы эстетики света

Стартовая точка освещения — темное пространство. В связи с этим освещение — не объективная, а субъективная сущность, по двум причинам. Во первых, дизайнер (в сотрудничестве с другими, конечно), проектирующий освещение, должен принять субъективное решение об освещении как целом и о его эстетически технических целях. Другими словами, освещение не сводится к выделению светом нескольких определенных объектов с целью придания им максимального значения, а концентрируется на создании пространства, хорошо сбалансированного, являющегося психологически, физиологически и архитектурно функциональным целым.

Свет диктует выбор — не все должно быть освещено, но вы должны найти объекты, темы, через которые целое обретает структуру. Во вторых, в центре внимания должен находиться не объект освещения, а человек, субъективно наблюдающий окружающее пространство. Задача освещения — помочь человеку сформировать правильное восприятие пространства, его архитектуры, наконец, присущей ему атмосферы.

Организация пространства как целого требует мастерского владения инструментом. Электромагнитное излучение — не самый простой из инструментов.

Представить себе свет можно только до определенной степени, после которой требуются логические способности шахматного гроссмейстера, чтобы понять множественные эффекты тенеобразования и отражения. Фактическисвет не является логическим инструментом, который может быть структурирован или сконструирован систематически. Для квалифицированной работы со светом нужно отбросить логику и научиться оценивать визуальное целое с эмоциональной точки зрения. Отсюда мы приходим к выводу, что цель современной световой архитектуры — создавать правильную атмосферу.

Совершенно очевидно, что технико экономическое освещение — очень логичная система. Эстетико техническое освещение — наоборот, теория, близкая к хаосу, согласно которой действие каждой детали усиливается настолько, что конечный результат непредсказуем, даже если инструменты и процесс проектирования хорошо контролируемы.

Принимая этот факт, мы очень сдержанно относимся к существующим стандартам и нормам, которые невозможно обосновать эстетически. Поэтому именно понимание эстетики освещения — основа для управления пространством и светом. Критерий качественного освещения Поскольку культура все еще молода, основы эстетики света обсуждались очень мало и обычно как незначительная деталь эстетики архитектуры. Здесь больше догадок, чем фактов. Имея это в виду, мы можем обратиться к явлениям естественного освещения: лунному свету, закату солнца, звездному небу, молнии, радуге, северному сиянию, огню.

Конечно, все мы однажды останавливались, замирая в восхищении перед совершенством и гармонией этих световых феноменов. Элементы, лежащие в основе этих природных световых эффектов, лежат и в основе эстетики света. Это интенсивность, цвет, насыщенность, время, движение, гармония, контраст, яркость, форма, направление, резкость. Когда мы комбинируем их в архитектурные концепции пространства, места, формы, текстуры, материала, конструкции, тени, мы начинаем обсуждать и факторы, лежащие в основе световой архитектуры и эстетики. Эти факторы имеют потенциал, дающий искусственному освещению работать с темным пространством в согласии со стилем, иерархией форм и объемов и архитектурой.

Требования к качественному освещению

Далее, мы можем добавить некоторые требования к хорошему дизайну освещения, базируясь на вещах, отличных от нашего эстетического восприятия. Многочисленные требования психологии и физиологии должны приниматься во внимание при организации пространства с помощью света как целого, которое позволяет человеку свободно передвигаться из одного места в другое и в то же время имеет эмоциональную атмосферу. Отдельный объект или идея — еще не достаточное условие для качественного освещения как целого, и вы не сможете спроектировать приемлемое решение для городского освещения, просто предавшись серфингу в море световых эффектов.

Управляемое использование света как инструмента не означает, что вы можете построить безграничное визуальное световое удовольствие. Существует большое число ограничивающих требований, в особенности в общественных проектах. Основная идея — использовать нужды пользователя как основу для дизайна: необходимость в общем освещении, акцентирующем освещении, специальном освещении. Общее освещение — наиболее важное из перечисленного, поскольку оно используется для того, чтобы видеть предметы. Акцентирующее освещение тоже важно — чтобы показать что либо, чтобы строить пространство и сцены, точки, узлы, доминанты и т. д. Необходимость в специальном освещении должна быть рассмотрена в исключительных случаях. Специальное освещение — это, например, световая реклама. Каждый вид освещения влияет на другие, таким образом, важно рассматривать их вместе. Различные виды освещения могут поддерживать или разрушать друг друга. Использованные грамотно, они могут быть объединены — акцентирующее освещение может использоваться как общее освещение улицы, и наоборот. В целом и специальное освещение может использоваться как общее освещение. Для современной культуры освещения важно понимание того, что все, что воспринимает человеческий глаз, должно быть включено в световое решение пространства, без акцента на каких либо специфических объектах. Каждый из перечисленных видов освещения при этом является частью создаваемой световой картины.

Хорошее освещение отвечает требованиям надежности и безопасности, а также экологии — позволяет увидеть звездное небо и не оставляет в стороне вопросы энергопотребления. Идея качественного освещения не в том, чтобы сэкономить деньги, но в том, чтобы быть эффективной инвестицией в различные аспекты жизни.

Организация пространства

Как оценить освещение? Что хорошо и что плохо? Технико экономическое освещение может быть оценено технически — путем измерений или экономически — путем сравнения различных стоимостей. Оценка эстетико технического освещения, однако, много сложнее. Если, например, речь идет о цвете, предпочтения людей не могут быть обобщены или сформулированы в виде универсального критерия качества. Некоторым нравится пламенеющее море света Лас Вегаса, другим более по душе тусклый свет полной луны.

Однако приведенные выше соображения дают нам шанс оценить освещение с эстетической точки зрения. Хорошее освещение — это сумма эстетических возможностей с учетом технических требований. Оценивая освещение, вместо эффектов и индивидуальных впечатлений нужно обращать внимание на целостность образа, который должен быть простым и понятным. Задача освещения — организовать светом темное пространство или создать иллюзию такой организации, гармонично сбалансировав контрасты на всех уровнях.

Что касается стиля, с одной стороны, освещение должно стремиться к архитектуре. С другой стороны, хорошо продуманное освещение допускает некоторые отклонения в стиле.

Если созданное нами целое удовлетворяет этим условиям, создает образ, атмосферу, является эмоционально насыщенным, освещение демонстрирует эстетико техническое качество. Если эмоции, вызываемые освещением, могут быть сравнены с теми, какие вызывает созерцание произведений искусства, можно отметить, что дизайнер выполнил работу хорошо.

В этом смысле хорошее освещение — это, например, и простая, купленная дедом старая лампа, светящая над дверью дачного домика морозной ночью под голубым звездным небом  
 





2024 © allbe.ru