Ландшафтное освещение
Ландшафтное освещение
Освещение сада всегда начинается с дорожек…, а в простейших случаях, им
и заканчивается. Именно освещенные дорожки образуют «световой скелет»
ночного сада, выполняющий главную функцию системы садового освещения –
обеспечение человеку возможности ориентироваться в пространстве и
обозначение пути, поэтому часто освещение аллей, дорожек и тропинок
называют функциональным в противовес декоративной подсветке ландшафтных
объектов. Такое функциональное освещение чаще всего бывает всесезонным,
радуя хозяев и коротким российским летом, и долгими зимними ночами.
Чтобы правильно спроектировать освещение дорожек, нужно понять
требования, предъявляемые к этой части осветительной системы участка. Во
первых, это соображения безопасности и удобства. Дорожное покрытие
должно иметь достаточную яркость, что передвигаться по ней было легко и
приятно. В городе существуют нормативы для освещения пешеходных улиц
(средняя горизонтальная освещенность покрытия не менее 6 люкс) и
территорий микрорайонов (4 люкса для пешеходных аллей и дорог, 1 люкс
для прогулочных дорожек). Должен соблюдаться правильный баланс между
освещением дорожек и других объектов ландшафта. Психологически, человек
ощущает себя комфортнее, если он движется из более темного участка к
свету и если освещены границы участка; следовательно нужно избегать «пересвета».
Очень неприятны бьющие в глаза лампы (меры борьбы с ослеплением ввиду
важности вопроса выделены в отдельный блок).
Во-вторых, это соображения эстетические. В основе правильно
спроектированной системы освещения должно лежать композиционное решение,
и освещение дорожек должно быть частью создаваемой композиции. Дорожки –
это движение, поэтому здесь очень важен ритм, который создают
светильники. Ну и конечно, огромное внимание нужно уделить выбору
дизайна самого светильника.
Наконец, это соображения долговечности, надежности, удобства
эксплуатации и обслуживания. Необходимо учитывать и сезонный фактор:
поскольку система освещения используется и зимой,приборы должны
обеспечивать приемлемый уровень защиты или находится достаточно высоко
от земли.ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ИЛИ СВЕТОТЕХНИКА?
Садово-парковое освещение – материя пограничная, и специалистами в нем
себя совершенно справедливо считают как ландшафтные архитекторы, так и
светотехники. Первых прежде всего традиционно интересует, насколько
органично «чужеродные» саду элементы технических подсистем (освещение,
полив, дренаж, канализация, и т. д.) впишутся в разрабатываемые ими
композиционные решения и стилистическую ткань. Поэтому в первую очередь
архитектор сада обращает внимание на дизайн светильников, которые всегда
являются очень сильным акцентом и при неумелом подборе способны
разрушить создаваемую им тонкую гармонию.
Например, в саду, насыщенном декоративными цветниками, садовой мебелью,
формами из камня применение светильников замысловатого дизайна приводит
к явной «перегрузке» и предпочтительны простейшие, лаконичные формы
светильников или даже скрытая подсветка. Наоборот, в городском парке,
где скучная дорога тянется вдоль однообразной растительности, ритм
ретрофонарей не только вызывает исторические реминисценции, но и
«разгоняет тоску». Еще один важный момент связан с архитектурой построек
усадьбы: хорошо, когда дом «вписан» в окружающий ландшафт, и освещение –
один из «линков», которые позволяют это сделать.
Но вы забываете о главном – ночной картинке, световой сцене, визуальной
среде в темное время суток, наконец о таких простых практических
соображениях, как безопасность и охрана территории, – скажет
светотехник, и, конечно, тоже будет прав.
Пообщавшись, специалисты, вне всякого сомнения, найдут решение,
удовлетворяющее всех (в первую очередь, владельцев усадьбы), а после
нескольких реализованных проектов каждый из них сможет добавить в свою
творческую биографию отдельной строкой короткую фразу: дизайн
ландшафтного освещения…
КАКОЙ УРОВЕНЬ ОСВЕЩЕННОСТИ ВЫБРАТЬ
Нормативные уровни освещенности покрытия для пешеходных аллей и
прогулочных дорожек составляют от 1 до 6 лк. В зависимости от того,
насколько освещена прилегающая территория, один и тот же уровень
освещенности может восприниматься совершенно по-разному. Как правило,
дорожка не должна быть чрезмерно яркой, отвлекающей внимание от других
элементов световой композиции – максимальные яркости должны быть
«зарезервированы» для световых акцентов – подсвеченных деревьев,
скульптур и т. д. Обычно равномерность освещения дорожки важнее
абсолютных значений яркости. Вполне допустимым уровнем «пятнистости»
является неравномерность освещенности дорожки 1:3-1:5. Очень важен
баланс яркостей дорожного покрытия (мощения) и других элементов
ландшафта. При этом нельзя забывать, что разные материалы отражают свет
по-разному.
Предположим, нам необходимо осветить участок сада, включающий дорожку,
газон, белую гипсовую скульптуру, установленную на газоне и «живую
изгородь» из кустарника на заднем плане и при этом мы хотим добиться
соотношения яркостей дорожки, газона, скульптуры и кустов 10:2:30:1.
Беря коэффициенты отражения из таблицы (соответственно 60%:6%:70%:15%),
получаем, что для достижения нужного нам баланса яркостей относительная
освещенность дорожки, газона, скульптуры и кустов должна быть примерно
2,5:5:6:1.
ОСТОРОЖНО - ОСЛЕПЛЯЮЩИЙ ЭФФЕКТ!
Как минимум, половина ландшафтных световых проектов в ландшафте не
выдерживает ни какой критики по простейшему критерию – наличию
ослепляющего эффекта.
Минимизируйте ослепление! Прямые лучи света, бьющие в глаза – самый
неприятный «побочный эффект» ландшафтной подсветки. Применяйте
светильники отраженного света или светильники для освещения дорожек с
косинусной КСС. В случае использования ретро-фонарей и боллардов
замените рассеиватели на матовые, поставьте защитные отражатели.
Используйте лампы малой мощности с большой светящей поверхностью. Часто
даже компактная люминесцентная лампа мощностью 9 Вт может оказаться
чересчур яркой. Выравнивайте яркости подсветкой близлежащих объектов.
При освещении сверху (например, с деревьев) не допускайте отклонения
оптической оси прожектора от вертикали более 30-35°. Тщательно
проанализируйте «пешеходный трафик» дорожной сети, преобладающие
направления движения пешеходов и используйте полученные результаты при
планировании системы освещения.
Используйте защитные бленды и решетки; в случае необходимости,
разработайте нестандартные защитные колпаки, «обрезающие» паразитную
засветку.
А какой у этого фонаря радиус освещенности? – спрашивает «подкованный»
покупатель, ставя в тупик как продавца-новобранца, так и специалиста –
светотехника. Метров пять, - выпаливает первую пришедшую на ум цифру
сообразительный «консультант». Не пойдет, ответствует видавший виды
строитель систем освещения.- Мало, эдак их штук 20 покупать придется. Ну
так вы лампы мощнее вкрутите и прожектор на дом повесьте, светло будет,
как днем, а лучше два…
Вопрос покупателя, хотя и неправильно сформулированный, ухватывает суть:
прежде всего, необходимо знать, как светит тот или иной светильник,
какой вклад он будет вносить в картинку, которую нам предстоит
построить. Для нашего случая аллей и дорожек, будет ли светильник
послушно освещать часть дорожки, как мы того хотим, или будет упрямо
излучать потоки фотонов в глаза хозяина. Для того, чтобы понять
«характер» различных групп приборов, применяемых для освещения дорожек,
взглянем на их кривые силы света (КСС), определяющие пространственное
распределение светового потока.
Традиционные ретро-фонари
«Классические» светильники, как правило, имеют кривую силу света,
близкую к синусной. Говоря обычным языком, они светят «вбок» и вдаль,
равномерно по всем сторонам света, и не светят вверх и вниз, так как там
находятся соответственно крышка и опора светильника.
При всем уважении к истории, приходится констатировать печальный факт:
дорожку эти светильники не освещают. То есть не то, чтобы совсем не
освещают… конечно, часть света на нее попадает, но гораздо лучше они
освещают близлежащие кусты, белые стволы берез и даже белую стену гаража
в двадцати метрах отсюда. Попытка замены лампы на более мощную ни к чему
новому не приводит: глаз просто адаптируется к новым уровням яркостей, а
качественно ничего не меняется. Дополняет картину эффект ослепления от
блеских источников. Отходим подальше, пытаясь «охватить» всю световую
сцену. Картинка распадается на множество ярких точек… и становится
абсолютно плоской. Дорожки, газоны, растительность – все очень
невыразительно, одноцветно…да, просто не видно ничего кроме этих точек!
А вот аналогичный светильник на белой стене гаража. На стене –
неправильной формы «паук», образованный тенями. Стена рассыпалась на
части и сталанеузнаваемой. «Пауки» на траве разбили газон на ровные
треугольники.
Заменяем рассеиватели на матовые. Картинка немного смягчилась, «пауки»
исчезли, но принципиальных изменений не произошло. Взамен слепящих точек
– яркие пятна. Все по-прежнему плоско, трудно понять реальное расстояние
до светильников, сцена представляет из себя яркие точки в темноте.
Впрочем, существуют исключения. Если рядом с фонарем оказывается куст
или дерево, он проявляет себя с самой лучшей стороны – если повезет,
получается настоящий ансамбль, впрочем не раз воспетый в литературе.
Столбики-болларды
«Поведение» этой группы светильников во многом повторяет предыдущую
группу, что вполне законно, учитывая ту же КСС. Интересен случай
применения отражателей, не только защищающих от ослепления, но и
перераспределяющих световой поток вниз. Такие отражатели существенно
улучшают характеристики приборов для освещения.
Сферы
Сферическая форма светильника часто предпочтительна, так очень близка к
«природным» формам – листьям, каплям воды и т. д.
Самая лаконичная «невидимая» форма – прозрачный шар – к сожалению не
является удовлетворительной, так как делает видимой лампу и неизбежно
дает ослепляющий эффект. Широко применяются матовые сферы из
поликарбоната или полиметилметакрилата. Интересное решение – верхняя
часть сферы, переотражающая свет вниз.
Хотя сферы и они и не выглядят слепящими точками, яркость их свечения
очень высока, что является серьезным недостатком при «строительстве»
световой сцены. Исключение – когда применение светящихся объектов само
является художественным приемом. Успех светильников Moonlight
свидетельствует о том, что это вполне возможно. При этом применяются
сферы большого размера с компактными люминесцентными лампами очень малой
мощности.
Светильники отраженного света (Indirect Lighting)
«Индиректы» вошли в моду в последние несколько лет и сейчас, пожалуй,
все серьезные фирмы внесли их в свои каталоги. Конструкция светильников
обеспечивает отсутствие ослепления и равномерное освещение больших
территорий, а применяются в них современные металлогалогенных ламп с
улучшенной цветопередачей и длительным сроком службы, что упрощает
обслуживание. Для парков и рекреационных зон такие светильники – просто
отличный выбор. Применение «индиректов» на высоких опорах очень
эффективно, а применяемое в некоторых моделях размещение источника света
в нижней части опоры («транспортирует» свет наверх полый световод)
превращает замену лампы в сущий пустяк.
Для «задних аллей» частных садов большая часть светильников отраженного
света «тяжеловата», но они идеальны для партерной части, для освещения
подъездных путей, спортивных и детских площадок.
Светильники для подсветки дорожек с косинусной КСС (Pathlights)
Удивительно, но мало кому известно, что существуют предназначенные
именно для подсветки дорожек светильники (очень широко распространенные
в Америке), которые, кстати, так и называются – pathlights. Эти
светильники довольно редко используются у нас, хотя их характеристики
идеальны для освещения тропинок. Лампа в таком светильнике светит строго
вниз (косинусная КСС) и поэтому эффект ослепления отсутствует. Для
маленьких тропинок совсем крошечные светильники, использующие галогенную
лампу MR-11, могут быть скрыты в придорожных кустах. В светильниках
размером побольше обычно используются компактные люминесцентные лампы.
Используем рельеф, постройки, деревья
Светильник на опоре в саду редко является украшением участка, обычно это
«чужеродный элемент», поэтому оправданным является стремление к «свету
без светильников», причем это отнюдь не утопия. В качестве опор, а
иногда и в качестве светильников может использоваться любой элемент
ландшафта. Очень распространенный пример – освещение дорожки,
прилегающей к постройке, сверху – с крыши или со стены. Сосны, столь
распространенные в Подмосковье – прекрасные природные опоры для
низковольтных «галогенок» (которые, к слову, можно спокойно прикручивать
шурупами – хвойные деревья, имеющие «карманы» со смолой, прекрасно с
этим справляются). Жители прибрежных районов, а также иные счастливые
обладатели «гористых» участков могут обойтись без опор и стоек,
встраивая светильники в подпорные стенки.
Можно встраивать маркировочные «аплайты» (степень защиты не менее IP67)
прямо в дорожку, при этом источники света должны быть невысокой яркости,
а сами светильники – небольшими. Идеально для этой цели подходят
светодиоды. Кстати, светодиоды позволяет легко подсвечивать любые
встраиваемые в мощение светопрозрачные элементы, например куски стекла,
прозрачную плитку и т. д., важно только не забыть о подсветке, пока
дорожка еще не готова.
Наконец, существует совершенно «экзотический» вид подсветки –
оптоволоконное «перевернутое звездное небо», когда аллея превращается в
«Млечный путь» с плотностью 10-50 «звезд» на квадратный метр. Кстати, и
этот вариант с применением новых технологий (иллюминаторы для
оптоволокна на основе светодиодов) становится доступным не только для
небожителей
2024 © allbe.ru
|