Падения и взлеты автокредитования
Уверенный рост
Так, в Промсвязьбанке рост составил 37%, всего по Сибири банк выдал 485
млн рублей. По Сибирскому округу объем продаж банка «Русский Стандарт»
по автокредитам в первом полугодии 2007 года возрос по сравнению с
прошлым годом более чем на 60%. Объем выданных кредитов в Альфа-банке по
сравнению с прошлым годом вырос в 3,9 раза. В первом полугодии 2007 года
филиал BSGV в Новосибирске предоставил автокредитов на сумму свыше 43
млн рублей. Другие участники рынка продемонстрировали если не уверенный
рост, то стабильность. «Сегодня основная тенденция на рынке
автокредитования — продолжающийся стремительный рост. По данным RBC,
российский рынок автокредитования в 2006 году в денежном выражении
составил около 260 млрд рублей. А в первом полугодии 2007 года объем
выданных автокредитов уже вырос до 183,8 млрд рублей. На мой взгляд,
такая тенденция обусловлена прежде всего общим увеличением рынка
автомобилей в России, а также ростом благосостояния россиян», — говорит
генеральный директор филиала BSGV в Новосибирске Игорь Смуров.
Плавное снижение
За первое полугодие 2007 года банки порадовали своих клиентов
уменьшением процентных ставок. Практически все участники рынка снизили
их на пару процентов по сравнению с началом года. Некоторые ввели новые
программы, к примеру, в ТрансКредитБанке действует специальное
предложение — ставка по кредиту на малотоннажные автомобили («ГАЗели»,
фургоны и прочие) равна ставке на обычные легковые машины.
Некоторые банки также сделали более лояльными свои условия к
потенциальным заемщикам, например, максимальная сумма кредита в
Альфа-банке увеличена до шести лет вместо обычных для рынка пяти. Однако
другие участники рынка считают такой шаг излишеством. «Максимальный срок
кредитования у нас в этом году не изменялся и составляет пять лет. Как
показывает практика, этого срока достаточно для заемщика, чтобы
расплатиться по автокредиту, — утверждает директор управления
кредитования частных клиентов Сибирского банка Сбербанка России Елена
Бородина. — Чаще всего заемщики расплачиваются по кредиту гораздо раньше
срока окончания кредитного договора, т. к. условия нашего кредитного
договора позволяют это сделать без каких-либо штрафных санкций и
мораториев на досрочное гашение».
В некоторых банках также есть предложения, по которым заемщику не
требуется справка о доходах по 2-НДФЛ, однако ставка по ним зачастую
больше обычного кредита на 1,5–2% (к примеру, вместо 14,5% она равна
16%). По мнению начальника отдела по работе с физическими лицами
новосибирского филиала ТрансКредитБанка Сергея Меньшикова, заемщики
очень часто не могут подтвердить свой доход. «Все банки выходят из
ситуации по-разному: кто-то ориентируется на некие косвенные критерии
(наличие у заемщика какого-либо имущества), кто-то — на данные,
предоставляемые самим заемщиком, ряд банков использует скорринговые
модели (стоимость таких кредитов существенно выше). В нашем филиале
процентная ставка не зависит от способа подтверждения дохода, при этом
мы индивидуально подходим к рассмотрению возможностей каждого клиента»,
— утверждает господин Меньшиков.
Новые и старые
Эксперты и участники рынка отмечают и изменение «портретов» заемщика и
его машины. Если раньше кредит пользовался спросом у представителей
среднего класса или людей с доходом даже ниже среднего, а занимались
средства на недорогие автомобили, то сейчас очень многое изменилось.
Растут сегменты кредитования как на недорогие, так и на роскошные
автомобили. «Спрос на кредиты на покупку подержанного авто сейчас также
увеличился: такие программы пользуются популярностью прежде всего у
людей с невысоким уровнем дохода. Но помимо этого, кредитом часто
пользуются состоятельные люди: здесь может идти речь о машинах очень
дорогого сегмента. В последнее время покупатели стремятся приобретать
дорогие марки автомобилей, соответственно, и спрос на такие кредитные
программы растет», — отмечает заместитель управляющего Новосибирского
филиала АКБ «Промсвязьбанк» Алена Попова.
«Сибирь, как и европейская часть России, старается пересаживаться на
новые автомобили или автомобили более свежих годов выпуска», — отмечает
управляющий филиала «Кемеровский» Собинбанка Валерий Ермилов.
Соотношение новых и бывших в употреблении автомобилей, которые сибиряки
также предпочитают приобретать на заемные деньги, в каждом банке
колеблется. В новосибирском филиале ТрансКредитБанка примерно 11%
кредитов выдано на б/у автомобили, остальные 89% — на новые. 3/4
выдаваемых в кредит сумм в Сибирском банке Сбербанка России приходится
на приобретение новых автомобилей. А в Новосибирском филиале Альфа-банка
корреспонденту «КС» заявили, что если в декабре 2006 года процентное
соотношение новые автомобили-б/у было 15/85 то сейчас — 50/50.
Между тем в увеличении числа новых автомобилей иностранного
производства, которые покупаются в кредит, свою роль сыграло и бурное
развитие совместных программ банков, автодилеров и производителей.
Многие зарубежные автопроизводители совместно с российскими банками
предоставляют покупателям своих автомобилей кредиты на более выгодных
условиях. «Процентные ставки по таким кредитам могут варьироваться от
2,5% до 7% годовых в валюте при наличии первоначального взноса в 30–40%
от стоимости автомобиля, — комментирует ситуацию Алена Попова. — Все
больше появляется совместных программ, в рамках которых при большом
первоначальном взносе заемщику предлагается вариант беспроцентной
рассрочки, где он платит только комиссию за выдачу кредита».
Участники рынка также заявляют о том, что процедуры по выдаче кредитов
все чаще упрощаются. По мнению Сергея Меньшикова, это происходит за счет
применения новых скорринг-технологий. «Безусловно, это привлекает
потенциального покупателя автомобиля, однако из-за повышенного риска
невозврата ставки по данным кредитам обычно выше, — отмечает господин
Меньшиков. — Поэтому наибольшее распространение данная технология —
быстрое оформление и выдача сравнительно дорогих кредитов — получила при
продаже недорогих подержанных импортных и новых отечественных
автомобилей».
Среди новых тенденций в автокредитовании банкиры отмечают замену
классического автокредита, подразумевающего страхование автомобиля и
принятие его в залог, на более дорогой, но более простой в оформлении
потребительский кредит.
Прогнозы
Практически все опрошенные «КС» участники рынка говорят о продолжении
роста рынка автокредитования. «На это влияют общий рост рынка
автомобилей в России и, как следствие, появление новых официальных
дилеров. Сказываются также повышение финансовой грамотности населения и
рост его платежеспособности, — говорит Игорь Смуров. — Кроме того,
считаю, что в ближайшем будущем потребительский спрос все более будет
смещаться в сторону приобретения новых автомобилей. Причем у официальных
дилеров, которые могут обеспечить надлежащий последующий сервис».
А по мнению Алены Поповой, ставки по автокредитам прежде всего у
крупнейших игроков рынка достигли своего минимума, поэтому в будущем
банки будут развивать специальные программы. «Это программы с
пониженными процентными ставками на длительные сроки, льготные условия
страхования или возможность купить машину без страховки, спецакции,
предусматривающие отмену комиссии, сокращение времени рассмотрения
заявок, — рассказывает госпожа Попова. — Многие клиенты, уже
расплатившиеся по одному кредиту, обращаются в банк повторно. Для таких
клиентов банки будут вводить дополнительные скидки и льготы при
получении нового автокредита».
При этом банкиры ожидают ужесточения конкуренции. «Мы ждем повышения
уровня конкуренции, особенно на рынке новых автомобилей как наиболее
«белом» и перспективном. Внедрение принципов автокредитования,
характеризующихся пониженными ставками и смягченными условиями
кредитования, вытеснение с рынка части банков вследствие прихода крупных
московских банков и «иностранцев» (Ситибанк, банк «Сосьете Женераль
Восток« и другие)», — опасается Сергей Меньшиков.
«Кроме того, на российский рынок в ближайшее время выйдут дочерние банки
крупнейших мировых автомобильных концернов, — добавляет Алена Попова. —
Уже зарегистрирован банк Toyota, в ближайшее время ожидается регистрация
банков BMW, Ford и ряда других компаний».
Прихода кэптивных банков в следующем году ожидает и Валерий Ермилов: «С
одной стороны, места на рынке хватит всем. С другой — банки
автоконцернов смогут дать ставки и условия, заметно отличающиеся от
условий «розничных« банков».
По мнению аналитиков, банки на рынке автокредитования действительно
испытают сильную конкуренцию со стороны финансовых подразделений
автопроизводителей. Такого мнения придерживается аналитик ИК «ФИНАМ»
Сергей Фильченков: «С развитием автокредитования по этому пути для
банков видится выход либо в снижении своей доли участия на рынке
автокредита, либо в партнерстве с финансовыми организациями
производителей, либо в поиске той ниши автокредитования, которая будет
неинтересна банкам автопроизводителя. В то же время реализация такого
сценария — дело будущего, в ближайшей перспективе банки будут
чувствовать себя на этом рынке вполне уверенно».
2024 © allbe.ru
|