сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Падения и взлеты автокредитования

Уверенный рост
Так, в Промсвязьбанке рост составил 37%, всего по Сибири банк выдал 485 млн рублей. По Сибирскому округу объем продаж банка «Русский Стандарт» по автокредитам в первом полугодии 2007 года возрос по сравнению с прошлым годом более чем на 60%. Объем выданных кредитов в Альфа-банке по сравнению с прошлым годом вырос в 3,9 раза. В первом полугодии 2007 года филиал BSGV в Новосибирске предоставил автокредитов на сумму свыше 43 млн рублей. Другие участники рынка продемонстрировали если не уверенный рост, то стабильность. «Сегодня основная тенденция на рынке автокредитования — продолжающийся стремительный рост. По данным RBC, российский рынок автокредитования в 2006 году в денежном выражении составил около 260 млрд рублей. А в первом полугодии 2007 года объем выданных автокредитов уже вырос до 183,8 млрд рублей. На мой взгляд, такая тенденция обусловлена прежде всего общим увеличением рынка автомобилей в России, а также ростом благосостояния россиян», — говорит генеральный директор филиала BSGV в Новосибирске Игорь Смуров.

Плавное снижение
За первое полугодие 2007 года банки порадовали своих клиентов уменьшением процентных ставок. Практически все участники рынка снизили их на пару процентов по сравнению с началом года. Некоторые ввели новые программы, к примеру, в ТрансКредитБанке действует специальное предложение — ставка по кредиту на малотоннажные автомобили («ГАЗели», фургоны и прочие) равна ставке на обычные легковые машины.
Некоторые банки также сделали более лояльными свои условия к потенциальным заемщикам, например, максимальная сумма кредита в Альфа-банке увеличена до шести лет вместо обычных для рынка пяти. Однако другие участники рынка считают такой шаг излишеством. «Максимальный срок кредитования у нас в этом году не изменялся и составляет пять лет. Как показывает практика, этого срока достаточно для заемщика, чтобы расплатиться по автокредиту, — утверждает директор управления кредитования частных клиентов Сибирского банка Сбербанка России Елена Бородина. — Чаще всего заемщики расплачиваются по кредиту гораздо раньше срока окончания кредитного договора, т. к. условия нашего кредитного договора позволяют это сделать без каких-либо штрафных санкций и мораториев на досрочное гашение».
В некоторых банках также есть предложения, по которым заемщику не требуется справка о доходах по 2-НДФЛ, однако ставка по ним зачастую больше обычного кредита на 1,5–2% (к примеру, вместо 14,5% она равна 16%). По мнению начальника отдела по работе с физическими лицами новосибирского филиала ТрансКредитБанка Сергея Меньшикова, заемщики очень часто не могут подтвердить свой доход. «Все банки выходят из ситуации по-разному: кто-то ориентируется на некие косвенные критерии (наличие у заемщика какого-либо имущества), кто-то — на данные, предоставляемые самим заемщиком, ряд банков использует скорринговые модели (стоимость таких кредитов существенно выше). В нашем филиале процентная ставка не зависит от способа подтверждения дохода, при этом мы индивидуально подходим к рассмотрению возможностей каждого клиента», — утверждает господин Меньшиков.

Новые и старые
Эксперты и участники рынка отмечают и изменение «портретов» заемщика и его машины. Если раньше кредит пользовался спросом у представителей среднего класса или людей с доходом даже ниже среднего, а занимались средства на недорогие автомобили, то сейчас очень многое изменилось. Растут сегменты кредитования как на недорогие, так и на роскошные автомобили. «Спрос на кредиты на покупку подержанного авто сейчас также увеличился: такие программы пользуются популярностью прежде всего у людей с невысоким уровнем дохода. Но помимо этого, кредитом часто пользуются состоятельные люди: здесь может идти речь о машинах очень дорогого сегмента. В последнее время покупатели стремятся приобретать дорогие марки автомобилей, соответственно, и спрос на такие кредитные программы растет», — отмечает заместитель управляющего Новосибирского филиала АКБ «Промсвязьбанк» Алена Попова.
«Сибирь, как и европейская часть России, старается пересаживаться на новые автомобили или автомобили более свежих годов выпуска», — отмечает управляющий филиала «Кемеровский» Собинбанка Валерий Ермилов.
Соотношение новых и бывших в употреблении автомобилей, которые сибиряки также предпочитают приобретать на заемные деньги, в каждом банке колеблется. В новосибирском филиале ТрансКредитБанка примерно 11% кредитов выдано на б/у автомобили, остальные 89% — на новые. 3/4 выдаваемых в кредит сумм в Сибирском банке Сбербанка России приходится на приобретение новых автомобилей. А в Новосибирском филиале Альфа-банка корреспонденту «КС» заявили, что если в декабре 2006 года процентное соотношение новые автомобили-б/у было 15/85 то сейчас — 50/50.
Между тем в увеличении числа новых автомобилей иностранного производства, которые покупаются в кредит, свою роль сыграло и бурное развитие совместных программ банков, автодилеров и производителей. Многие зарубежные автопроизводители совместно с российскими банками предоставляют покупателям своих автомобилей кредиты на более выгодных условиях. «Процентные ставки по таким кредитам могут варьироваться от 2,5% до 7% годовых в валюте при наличии первоначального взноса в 30–40% от стоимости автомобиля, — комментирует ситуацию Алена Попова. — Все больше появляется совместных программ, в рамках которых при большом первоначальном взносе заемщику предлагается вариант беспроцентной рассрочки, где он платит только комиссию за выдачу кредита».
Участники рынка также заявляют о том, что процедуры по выдаче кредитов все чаще упрощаются. По мнению Сергея Меньшикова, это происходит за счет применения новых скорринг-технологий. «Безусловно, это привлекает потенциального покупателя автомобиля, однако из-за повышенного риска невозврата ставки по данным кредитам обычно выше, — отмечает господин Меньшиков. — Поэтому наибольшее распространение данная технология — быстрое оформление и выдача сравнительно дорогих кредитов — получила при продаже недорогих подержанных импортных и новых отечественных автомобилей».
Среди новых тенденций в автокредитовании банкиры отмечают замену классического автокредита, подразумевающего страхование автомобиля и принятие его в залог, на более дорогой, но более простой в оформлении потребительский кредит.

Прогнозы
Практически все опрошенные «КС» участники рынка говорят о продолжении роста рынка автокредитования. «На это влияют общий рост рынка автомобилей в России и, как следствие, появление новых официальных дилеров. Сказываются также повышение финансовой грамотности населения и рост его платежеспособности, — говорит Игорь Смуров. — Кроме того, считаю, что в ближайшем будущем потребительский спрос все более будет смещаться в сторону приобретения новых автомобилей. Причем у официальных дилеров, которые могут обеспечить надлежащий последующий сервис».
А по мнению Алены Поповой, ставки по автокредитам прежде всего у крупнейших игроков рынка достигли своего минимума, поэтому в будущем банки будут развивать специальные программы. «Это программы с пониженными процентными ставками на длительные сроки, льготные условия страхования или возможность купить машину без страховки, спецакции, предусматривающие отмену комиссии, сокращение времени рассмотрения заявок, — рассказывает госпожа Попова. — Многие клиенты, уже расплатившиеся по одному кредиту, обращаются в банк повторно. Для таких клиентов банки будут вводить дополнительные скидки и льготы при получении нового автокредита».
При этом банкиры ожидают ужесточения конкуренции. «Мы ждем повышения уровня конкуренции, особенно на рынке новых автомобилей как наиболее «белом» и перспективном. Внедрение принципов автокредитования, характеризующихся пониженными ставками и смягченными условиями кредитования, вытеснение с рынка части банков вследствие прихода крупных московских банков и «иностранцев» (Ситибанк, банк «Сосьете Женераль Восток« и другие)», — опасается Сергей Меньшиков.
«Кроме того, на российский рынок в ближайшее время выйдут дочерние банки крупнейших мировых автомобильных концернов, — добавляет Алена Попова. — Уже зарегистрирован банк Toyota, в ближайшее время ожидается регистрация банков BMW, Ford и ряда других компаний».
Прихода кэптивных банков в следующем году ожидает и Валерий Ермилов: «С одной стороны, места на рынке хватит всем. С другой — банки автоконцернов смогут дать ставки и условия, заметно отличающиеся от условий «розничных« банков».
По мнению аналитиков, банки на рынке автокредитования действительно испытают сильную конкуренцию со стороны финансовых подразделений автопроизводителей. Такого мнения придерживается аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков: «С развитием автокредитования по этому пути для банков видится выход либо в снижении своей доли участия на рынке автокредита, либо в партнерстве с финансовыми организациями производителей, либо в поиске той ниши автокредитования, которая будет неинтересна банкам автопроизводителя. В то же время реализация такого сценария — дело будущего, в ближайшей перспективе банки будут чувствовать себя на этом рынке вполне уверенно».
 




2024 © allbe.ru