Рынок автокредитов растет благодаря специальным
предложениям
Бурное развитие рынка автокредитования сопровождается опасностями,
характерными для всех динамично растущих сегментов банковского бизнеса.
Во-первых, увеличиваются риски невозврата кредитов, во-вторых, возникает
соблазн нарушить антимонопольное законодательство.
Доходы российских граждан растут, они начинают покупать больше
автомобилей, так что импортеры иномарок не справляются с растущим
спросом. Совершенно естественно, коммерческим банкам удается извлекать
прибыль из продажи машин в кредит. В нынешнем году сегмент
автомобильного кредитования играл роль «точки роста» банковского
бизнеса. Общий объем рынка автокредитов превышает $3 млрд, при этом, по
оценкам специалистов РосЕвроБанка, его рост за первое полугодие 2006
года составил около 20%. Еще оптимистичнее оценка Международного
Московского банка (ММБ): по итогам года объем выданных автокредитов в
целом по системе может удвоиться. Лидером остается Росбанк, который за
первое полугодие выдал 50 000 ссуд на сумму более $550 млн.
В целом ситуация в сфере автокредитов повторяет – с некоторым опозданием
– ту, которая была на рынке потребительского и карточного кредитования:
услуги эти потенциально чрезвычайно востребованы, в России они развиты
плохо, и поэтому на этапе становления рынок переживает эпоху бурного
роста. Однако у автокредитования есть и несколько особенностей,
отличающих его, скажем, от потребкредитов. Ставки не падают
По сравнению с рынком потребительского кредитования на рынке
автокредитов потенциальных должников гораздо меньше, а потенциальных
кредиторов – гораздо больше. Автомобили покупают не так часто, как
телевизоры или холодильники, а для кредитования приобретения автомобилей
банкам необязательно создавать свои точки в местах продаж, поэтому
автомобильным кредитованием занимаются практически все розничные банки.
Конкуренция на рынке очень жесткая. Однако она не приводит к снижению
процентных ставок. По оценкам зампредправления Абсолют Банка Олега
Скворцова, среднерыночная ставка находится в тех же пределах, что и в
начале года: 9 – 11% годовых в долларах США и 12 – 14% годовых в рублях.
«Думаю, что до конца года ситуация не изменится», – считает эксперт.
Конкуренция проявляется по другим параметрам предоставляемых ссуд: по
сроку и размеру первоначального взноса. «Можно отметить увеличение
сроков предоставления кредитов на покупку автотранспорта до 5 лет, в
некоторых кредитных учреждениях срок кредитования достиг 7 лет, –
сообщил «Ко» старший вице-президент АБ «Оргрэсбанк» Михаил Поляков. –
Основные участники рынка автокредитования отказались от первоначального
взноса».
«Рынок автокредитования является одним из наиболее конкурентных среди
банковской розницы, – отмечает руководитель направления кредитования
физических лиц РосЕвроБанка Алексей Бабкин. – Процентные ставки по
ссудам практически сравнялись у большинства банков, при этом привлекать
клиентов за счет их понижения кредитным организациям невыгодно, так как
они уже практически достигли минимума. В рамках жесткой конкуренции
банки начинают улучшать качественные показатели кредитов. Сроки кредитов
растут, количество предоставляемых документов сокращается, увеличивается
разнообразие программ. Теперь будущие автовладельцы могут взять кредит с
нулевым первоначальным взносом или беспроцентной рассрочкой платежа, а
также кредит на новую и подержанную машину».
Риск – 1%
Если говорить о новых кредитных продуктах, то тут стоит сказать о
главном событии на рынке – появлении кредитования покупки подержанных
авто. «На рынке получают все большее развитие программы кредитования
подержанных автомобилей», – заявил председатель правления
Райффайзенбанка Йоханн Йонах. При этом, по мнению Йонаха, основная
причина их популярности заключается в том, что купленные 2 – 3 года
назад новые автомобили клиенты возвращают по программе trade-in.
«Соответственно, повышается интерес к подержанным автомобилям, и банки
активнее предлагают соответствующие программы кредитования», – отмечает
глава Райффайзенбанка.
Недавно крупные столичные банки начали продвигать данную услугу в
провинции. Как отмечает начальник отдела разработки продуктов целевого
кредитования БИНБАНКа Павел Каленюк, сегодня региональный рынок разделен
на две части: сфера присутствия московских банков (Санкт-Петербург,
Ростов-на-Дону, Екатеринбург) и города, в которых представлены
преимущественно местные кредитные организации. В первом случае рынок
более гибкий, ставки ниже, предложений больше. Во втором – конкуренция
еще не такая сильная. Именно туда и стремятся те московские банки,
которые только выходят в регионы со своими программами.
Разумеется, возникают опасения, что экспансия на рынке автомобильного
кредитования может привести к увеличению количества невозвратов. Именно
эта коллизия возникла на рынке потребительского кредитования – агентство
Fitsh даже включило Россию в число стран с наиболее уязвимой банковской
системой. Между тем в сфере автокредитования также наблюдается тенденция
по упрощению и ускорению процедуры выдачи кредита. Правда, сами банкиры,
как и следовало ожидать, не склонны видеть здесь проблемы. По оценкам
РосЕвроБанка, риск невозврата по автокредитам составляет около 1%. В
Райффайзенбанке объем невозвратов в своем кредитном портфеле оценивают
как «менее 1%». Олег Скворцов из Абсолют Банка вообще утверждает, что
невозвраты по классическим автокредитам составляют в среднем менее 0,05%
от общего числа портфеля банков. «Невозврат по автокредитованию
значительно ниже, чем по потребительскому кредитованию», – уверяет Павел
Каленюк из БИНБАНКа.
О потребительском кредитовании представители банковского сообщества
также «пели сладкие песни». Сейчас они обернулись серьезным ухудшением
показателей невозврата, которые уже невозможно скрывать.
Партнерство и конкуренция
Самая характерная черта автокредитования – возникновение особых
партнерских отношений между банками с одной стороны и автодилерами и
страховыми компаниями – с другой. Так, например, недавно Внешторгбанк-24
стал предоставлять кредиты на специальных условиях в автосалонах
компаний «Муса-Моторс» и «Борис Хоф». МДМ-банк начал сотрудничество с ГК
«Рольф» – крупным дилером ряда иностранных марок. Надо сказать, что в
сегменте потребительского кредитования эксклюзивные договоры банков с
розничными сетями иногда возбуждают интерес Федеральной антимонопольной
службы, которая видит в этом нарушение принципов свободой конкуренции.
Но до автокредитов у ФАС еще не дошли руки.
Как разъясняет Йоханн Йонах, как правило, банки работают со многими
дилерами, но с некоторыми из них участвуют в специальных программах.
«Обычно это инициатива автосалона, который решает выйти на рынок со
спецакцией», – считает Йонах.
Именно эти специальные акции фактически и определяют лицо рынка,
поскольку, как отмечает генеральный управляющий по розничным продуктам и
услугам ММБ Алексей Аксенов, условия таких программ, как правило,
гораздо выгоднее, чем стандартные условия кредитования: ниже процентная
ставка, меньше требований к заемщику, ниже первый взнос, дешевле стоит
страховка, возможно экспресс-кредитование. «Специальных предложений на
рынке автокредитования сейчас действительно много, и, как правило, они
выгодны для всех участников сделки. Для салона – это возможность
увеличить продажи автомобилей, для банка – это возможность привлечь
новых клиентов, а для заемщиков – приобрести автомобиль в кредит на
очень заманчивых условиях», – резюмирует Аксенов. При этом, по словам
Павла Каленюка, выгодные условия кредитования в рамках спецакций
достигаются за счет взаимных уступок автосалона, банка и страховой
компании.
Иногда спецпрограммы направлены на конкретные марки автомобилей.
Например, те, которые не пользуются популярностью у населения. Для банка
участие в специальной программе подразумевает увеличение кредитного
портфеля в максимально короткие сроки на время действия акции.
Предоставление кредитов на покупку обычно сопровождается страхованием
автомобиля, и именно поэтому партнерство банков со страховыми компаниями
становится наиболее проблематичной ситуацией с точки зрения
антимонопольного законодательства – ведь банки и автосалоны фактически
поставляют новых клиентов для выбранных ими страховых компаний. По
мнению Алексея Бабкина из РосЕвроБанка, «банки ограничивают число
страховых компаний, так как им удобнее работать с надежными страховыми
партнерами, с которыми существуют определенные договоренности, ведь
механизм взаимодействия при наступлении страховых случаев оговаривается
заранее и при этом учитываются все нюансы во благо клиента».
С ним не согласен Олег Скворцов из Абсолют Банка. «Большинство банков
при кредитовании предлагает услуги 10 – 15 ведущих страховых компаний,
поэтому не стоит говорить, что происходит нарушение конкуренции.
Допустить все страховые компании – значит существенно увеличить риски
как потребителя, так и самого банка, который устанавливает лимиты,
исходя из своей кредитной политики», – считает он.
В целом специальные кредитные программы, конечно, являются эффективным
инструментом маркетинговой политики, но одновременно они вызывают много
вопросов. Во-первых, они затрудняют потребителям возможность оценивать
уровень рыночных цен. Во-вторых, спецпрограммы часто связаны с
упрощенной процедурой выдачи кредитов, а значит, они увеличивают риск
невозвратов. В-третьих, они часто являются инструментом ограничения
рыночной конкуренции. Опыт рынка потребительского кредитования говорит,
что договоры банков со страховыми компаниями и с ритейлерами могут
оспариваться в судебном порядке – как госорганами, так и конкурентами.
Но автокредитование – рынок молодой и растущий, и его участники пока
думают лишь о хорошем.
2024 © allbe.ru
|