Кредит на колеса
Безнадежные пробки на столичных дорогах не отпугивают желающих
приобрести автомобиль. Пусть даже в кредит. Или в лизинг. Или в
факторинг. Благо, программ получения авто на деньги банков — хоть
отбавляй!
Мой знакомый примерно год назад купил машину. В кредит. Но ему что-то с
ней не везет. То зеркало разобьют в его отсутствие, то фары выломают.
Раза три за год он попадал в ДТП — к счастью, в мелкие, но радость
обладания автомобилем они портили. По страховке ему возмещается весь
ремонт, но от машины он уже давно хочет избавиться. Но не может — из-за
кредита. И пока долг не будет возвращен — а кредит у него на три года, —
«нехорошее» авто ему не продать.
Что ни говори, а граждане, берущие автомобили в кредит, в полном смысле
слова заложники своих машин. И покуда их авто находятся в залоге у
банка, они с ними ничего не могут делать. Именно поэтому все чаще
граждане предпочитают брать обычные, нецелевые кредиты. В этом случае
россиянин получает от банка просто деньги, которые тратит на покупку
авто, но при этом машина не закладывается в банке. Да и обязательной
страховки по каско (от угона и ущерба) не требуется, как при обычном
автокредите. А суммы это не маленькие. К тому же стоимость нецелевых
кредитов хотя и медленно, но снижается: если по автокредитам ставки
колеблются от 6% до 11% годовых в валюте, то стоимость нецелевых
потребкредитов на сегодня составляет от 15% годовых и выше.
Однако нужно признать: обычные кредиты чаще всего берутся на покупку
недорогих либо бэушных машин. Там, где речь идет о новеньких солидных
авто, гражданам приходится прибегать к автокредитам. Ведь суммы
требуются большие, а выдать «кэшем» более $10 тыс. решится не всякий
банк!
Богатое меню
Итак, автокредит остается наиболее популярной формой приобретения машины
при нехватке собственных средств. Именно поэтому российский рынок
автокредитования ежегодно растет на 20% и в скором времени грозится
обогнать по объемам все иные виды кредитов. Купить машину в личное
пользование теперь не составляет труда даже гражданину со средним
уровнем доходов. Имея за душой, скажем, $4 тыс. в качестве
первоначального взноса и оклад в $1 тыс., можно позволить себе новое
авто класса Renault Logan 1,6 за $12,7 тыс. Или аналогичную подержанную
модель тысяч эдак за десять. Если, допустим, оформить двухлетний кредит
в ТрансКредитБанке под 9,5% годовых, то при покупке нового Renault
ежемесячные платежи составят $399, а подержанного и того меньше — всего
$287.
Банки теперь готовы предложить самые разнообразные кредитные продукты —
от спецакций под конкретные модели (совместные маркетинговые программы с
автосалонами) до займов на супердорогие авто. Один за другим банки стали
предлагать своим клиентам так называемые программы trade-in — зачет
старой машины при выдаче автокредита. То есть от клиента не требуется
внесение первоначального взноса при покупке авто в кредит, нужно лишь
предоставить в салон имеющийся автомобиль. Такие схемы очень удобны для
граждан, любящих менять транспортное средство раз в 2—3 года.
Пользуются спросом программы кредитования на покупку бэушных авто. А
МДМ-Банк, ТрансКредитБанк и РосЕвроБанк запустили программы на покупку
подержанных машин у физических лиц без участия автосалона! Интерес у
граждан вызывает и новинка под названием buy-back, которую предлагают
Международный Московский банк (ММБ), банк «Союз», Юниаструм Банк,
МДМ-Банк, Райффайзенбанк и Московский кредитный банк (МКБ). Buy-back
позволяет заемщику отложить погашение почти половины суммы кредита до
конца срока погашения. То есть клиент может оплатить только проценты по
кредиту и небольшую часть самого долга, а потом, в конце срока договора,
внести оставшуюся сумму и забрать авто. Либо продать автомобиль дилеру
по заранее оговоренной цене, а затем приобрести новую машину. В этом
случае дилер сам продает автомобиль и вносит в банк оставшийся платеж за
заемщика.
Игроки с Запада
Но если захочется тачку покруче, а кредит подешевле, можно обратиться за
финансовой помощью непосредственно к автопроизводителю, имеющему
партнерские отношения с банком. Сегодня Volkswagen Group сотрудничает с
французским «Банком Сосьете Женераль Восток», автоконцерны
Renault-Nissan и Ford — с ММБ. Совместно с банком производители создают
на некоторые модели специальные программы автокредитования — на льготных
условиях. Например, под 4,9—6% годовых в валюте и 8—9% годовых в рублях,
что на 4—5% ниже среднерыночных ставок. Но иногда банки опускают ставки
еще ниже. Так, в рамках программы Nissan Finance на покупку автомобиля
Nissan Patrol в ММБ можно было взять кредит по ставке 2,9% годовых в
долларах или 5,9% годовых в рублях. Дополнительные условия —
первоначальный взнос от 40% стоимости автомобиля и срок кредита до двух
лет. Правда, срок действия таких акций обычно невелик — 7—8 месяцев.
Наиболее смелые закордонные автопроизводители и вовсе решили обойтись
без посредников, анонсировав открытие собственных кредитных учреждений.
«Дочки» автогигантов будут ориентированы на кредитование покупок машин
своего производства. По этому пути решили пойти такие мировые гиганты,
как BMW и Toyota Motor Corporation. Причем Тойота-банк, возможно,
откроет свой офис уже в 2007 году. По крайней мере, заявка на получение
лицензии подана в Центробанк.
Рвение иностранцев вполне объяснимо — собственное финучреждение может
стать неплохим подспорьем в бизнесе. «В развитых странах у всех ведущих
автомобилестроительных концернов мира есть собственные финансовые
подразделения, которые выдают кредиты на покупку машин. По статистике,
на ссуды автоконцернов покупается каждый третий произведенный ими
автомобиль», — говорит начальник управления кредитования физических лиц
департамента розничного бизнеса ТрансКредитБанка Григорий Иващенко.
«Объемы продаж автомобилей в зарубежных странах либо не растут, либо
сокращаются. В России же наоборот — только за прошлый год рост продаж
составил порядка 20%. Не исключено, что эта цифра будет расти.
Иностранцам выгодно открывать свой банк здесь и сейчас, чтобы продвигать
на рынок именно свои марки автомобилей, выдавая кредиты на льготных
условиях», — добавляет директор банковского института Высшей школы
экономики Василий Солодков.
Наши не отступают
Соседство с иностранными игроками легкой жизни российским банкирам не
сулит. «В перспективе такие банки составят серьезную конкуренцию
отечественным кредитным учреждениям. Не исключено, что нашим банкам
останется кредитовать корейские и китайские автомобили», — полагает
генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Но Григорий
Иващенко из ТрансКредитБанка более оптимистичен. «Учитывая то, что
иностранные автоконцерны выдают кредиты по документам, официально
подтверждающим доход, не все российские граждане будут обращаться за
займами именно к ним. Скорее всего, клиенты с неподтвержденным доходом
будут идти как раз в отечественные банки ", — говорит он. Впрочем, как
бы то ни было, автовладельцам появление новых «автокредитных» банков, с
иностранным акцентом, головной боли прибавит. Им, бедным, придется долго
решать, в какой именно банк обратиться. И за каким именно кредитом. И
для покупки какого именно авто.
Хотя российские банки стараются снять с клиента и эту проблему. Так,
банк «Возрождение» запустил программу «Автонавигатор», и теперь клиенту
нет необходимости самому искать интересующий его автомобиль в
автосалонах Москвы. Достаточно просто позвонить в банк, указать точные
или общие параметры желаемого автомобиля и дождаться, когда специалист
банка найдет его у дилеров. «Внешторгбанк 24» и МКБ готовы позаботиться
и об издержках на страховку авто. Они предлагают специальную программу,
разработанную совместно со страховщиками, — «Страховка в кредит». По ней
первый взнос на покупку полиса включается в сумму предоставляемого
кредита.
Почти задаром
Но есть и другие (помимо кредитования) формы покупки авто на деньги
банка. Например, получил распространение лизинг автомобилей. Речь идет о
несколько модифицированном виде коммерческого лизинга, приспособленном
под нужды физлиц (по закону лизинг может предоставляться только юрлицам
и частным предпринимателям). Клиент берет машину в финансовую аренду с
правом выкупа, то есть до окончания срока действия договора автомобиль
ему не принадлежит, он ездит по доверенности. И только выплатив всю
сумму, складывающуюся из платы за аренду и стоимости машины, гражданин
становится владельцем «коня». Однако он может и не выкупать машину.
Арендовав на несколько месяцев, клиент вправе вернуть ее в салон и взять
в лизинг другую.
Например, в программе Москоммерцбанка «Лизинг 0%» владельцем авто
сначала становится компания «Карфинанс». В собственность заемщика машина
переходит после погашения им кредита, который он оформляет в банке под
9% годовых. За счет предоставляемой автосалоном скидки на машину при
продаже ее «Карфинансу» эти 9% годовых превращаются в 0%. В эту скидку и
закладывается процент за пользование деньгами банка.
Правда, зачастую лизинговые программы банков представляют собой скорее
умелое жонглирование терминами, чем реальный лизинг. Поскольку основной
принцип лизинга — аренда — в этом случае отсутствует. Гражданин сразу же
становится полноправным владельцем авто.
Приспосабливаются под нужды автолюбителей и факторинговые схемы
финансирования. Вообще, коммерческий факторинг применяется при крупных
сделках между предприятиями-поставщиками и предприятиями-покупателями
товара, банк при этом выступает финансирующей стороной сделки. При
покупке частным лицом автомобиля факторинговая схема выглядит следующим
образом. Клиент не заключает никаких кредитных соглашений с банком. Он
лишь подписывает с автосалоном договор купли-продажи автомобиля в
рассрочку. В свою очередь, автосалон заключает с банком договор уступки
денежного требования. Затем покупатель сразу вносит 30—50% от стоимости
автомобиля и оформляет его в собственность. Банк уплачивает салону
оставшиеся деньги (за вычетом своей комиссии) и далее по договору
переуступки прав требования берет с гражданина эту сумму по частям. То
есть для клиента данная программа выглядит как беспроцентный кредит (так
его и рекламируют), банк же получает доход от разницы между суммой,
которую он выплачивает салону, и суммой, взыскиваемой с автовладельца.
Вообще, беспроцентного кредитования не существует — банки не могут да и
не хотят выдавать «бесплатные» кредиты. Именно поэтому для привлечения
клиентуры обычно используется факторинговая схема либо предусматривается
скидка автосалона. Беспроцентный автокредит оформляют, в частности, ММБ,
«Авангард», «Союз», Импэксбанк, МДМ-Банк. Минус таких программ — высокие
комиссии за оформление ссуды, высокие тарифы на страховку и большая
сумма первоначального взноса (30—50% от стоимости авто). Но кто сказал,
что за возможность пользоваться автомобилем «почти даром» не нужно
платить?
2025 © allbe.ru
|