Очень прозрачный кредит
Опыт. При рассмотрении заявки на кредит банки могут проверять
правдивость Ваших слов у ваших же подчиненных. Рассказывает читательница
Алла Попова.
Новогодние праздники я провела в интернете – изучала рейтинги и сайты
кредитных организаций. Выбрала банк "Z". На фоне действующего кредитного
ужаса он предлагал крайне человечные условия. Вопрос с деньгами для
ремонта следовало решить в середине января, и в завершение каникул,
вечером 8-го, я заполнила заявку на "Z-кредит".
Банк обещал, что решение о выдаче кредита можно узнать через два дня
после подачи документов, просто позвонив. Хорошо, подумала я. После
праздников банк начнет работать 9-го; за два дня, конечно, никто ничего
не рассмотрит, но к концу недели, в пятницу 12-го, у меня будет, по
меньшей мере, предварительное "да" или "нет".
То ли в среду, то ли в четверг мне позвонил юноша: "Это из банка вам
звонят". Юноша задавал всякие уточняющие вопросы – про номер паспорта и
номер загранпаспорта, зарплату и наличие счетов в других банках, а также
наличие других кредитов и судимостей. Поинтересовался девичьей фамилией
матери и телефоном близкого родственника. Говорили мы долго, на все
вопросы я ответила, и юноша сообщил, что в понедельник, 15-го, мне
следует позвонить в рабочее время по таким-то телефонам и узнать
предварительное решение по моей заявке на кредит.
Вот и славно, подумала я. В понедельник я приближалась к офису, когда
юноша позвонил вновь. Его интересовало, в каком банке у меня зарплатный
счет (уже спрашивал), дебетная или кредитная у меня карта (уже
спрашивал), а вторая (уже спрашивал), какую сумму составляют выплаты по
ипотечному кредиту (тоже спрашивал). Я начала закипать, но терпеливо
отвечала.
А он позвонил еще раз, совсем вскоре. И стал спрашивать. О том же. На
каком-то из вопросов я не выдержала и взорвалась: "Почему я должна в
третий раз отвечать на одни и те же вопросы?!" – "Потому что мы
проверяем вашу кредитоспособность", – важно ответил юноша. – "Вы так
проверяете? Задавая мне одни и те же вопросы? Вы хотя бы записываете
ответы или просто звоните и спрашиваете?" – "Записываем", – с
достоинством ответил "банк". Вопросы у него закончились. Коллеги рядом
замерли.
Я повесила трубку, и тут в кабинет вошла моя сотрудница, рабочее место
которой в другой комнате. "Алла! Ты что, в банке "Z" кредит берешь?"
К вам едет ревизор. Немая сцена. Сотрудница поясняет: "Понимаешь, мне
сейчас позвонили из "Z" и спросили, знаю ли я такую Аллу Попову. Я
сказала, что ты мой непосредственный начальник, и они так сразу: "Да?!"
Ну, понимаешь, я у них два кредита брала, один вернула уже, сейчас
второй выплачиваю, вот, наверное, я у них в базе есть, они мне и
позвонили".
"Позвонили – моей – сотруднице – чтобы – проверить – меня?" – почти по
слогам спросила я. Замерли все. Я написала письмо в банк. Через сайт.
Есть там у них форма такая, для жалоб. Департамент персонала банка
прислал мне ответ. После того, как я по телефону получила отказ в
кредите (см. переписку).
Оказывается, они мне неудобства доставили. Оказывается, им все равно, у
кого меня проверять – у генерального директора или у телефонистки.
Оказывается, манера звонить в отдел кадров компании с вопросом об уровне
зарплаты госпожи Поповой и представляться "Марина из банка "Z" – это
неудобство. Но только в том случае, если госпожу Попову это возмутило.
И оказывается, после отказа отдела кадров моей компании отвечать на
такие вопросы по телефону барышне без фамилии и должности представитель
банка имеет право (вероятно, по "жестко формализованным и
регламентированным" нормам процедуры кредитования) позвонить кому угодно
из моей компании, дабы уточнить размер моей зарплаты, девичью фамилию
моей матери и телефон близкого друга. И банк сожалеет, что для меня это
тоже "неудобство".
Я не понимаю, почему СМИ периодически поднимают панику по поводу
каких-то там ворованных баз? Зачем их воровать, если о тебе, изъяви ты,
например, желание взять кредит, тут же станет известно твоим подчиненным
– и кто знает, кому еще.
В банке "Z" ведь даже не поняли, в чем суть моей претензии. Похоже, там
даже не читали статью 26 "Банковская тайна" закона "О банках и
банковской деятельности". А статья гласит: "Кредитная организация, Банк
России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию
вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих
клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны
хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и
корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной
организацией, если это не противоречит федеральному закону".
P.S. Я не подписалась своим именем, поскольку действительно убеждена в
праве человека не уведомлять всех о своих личных, в том числе
финансовых, планах. А банку "Z" мое имя и так известно.
Письмо Аллы Поповой в банк "Z"
Господа, я не знаю, кто будет рассматривать эту жалобу, но надеюсь –
сотрудник более компетентный, нежели тот, что позвонил сегодня моей
сотруднице с целью проверки, вероятно, информации обо мне.
Я обратилась в ваш уважаемый банк за кредитом, ориентируясь, в том
числе, и на репутацию банка. Я работаю в "белой" компании и готова к
тому, чтобы мою кредитоспособность банк проверял у моего работодателя –
у владельца, генерального директора компании, непосредственного
руководителя, главного бухгалтера. Но когда ко мне подошла моя
подчиненная и сказала, что ей только что звонили и спрашивали, не знает
ли она Аллу Попову, которая обратилась в банк "Z", у меня возникли
сильные сомнения относительно компетентности персонала банка.
В мои планы совершенно не входило сообщать всему миру, как я
распоряжаюсь своими финансами, и я не давала разрешения разглашать эту
информацию кому бы то ни было. Мне странно, что солидное финансовое
учреждение позволяет себе проверять обратившегося за кредитом у любого
сотрудника той же компании, если этот последний есть в базе данных
банка. Обращаясь в банк, ты рассчитываешь на наличие деловой этики. Я
полагала, что проверка информации о заемщике у его подчиненных и
распространение информации об обращении за кредитом третьим лицам в ее
постулаты не входит. Откровенно говоря, я даже не знаю, как реагировать.
На мой взгляд, подобное отношение к потенциальным клиентам – это просто
хамство.
2024 © allbe.ru
|