сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Синеклиза лизинга

Синеклиза лизинга. Финансовая аренда может стать эффективным способом привлечения инвестиций.

Eсли своевременно не уделить внимание развитию региональных лизинговых компаний, то для участия в промышленной разработке месторождений шельфа в Баренцевом море будут востребованы не архангельские, а московские, питерские и даже норвежские предприятия.

Разговор о перспективах развития Архангельской области зачастую сводится к обсуждению регионального потенциала, прежде всего, сырьевого. Прежний губернатор, вероятно, из самых лучших побуждений, видел перспективы регионального развития в реализации тех или иных широкомасштабных проектов: злополучного газопровода Нюксеница-Архангельск, незадавшегося "Белкомура" и, конечно же, копанной-перекопанной Мезенской синеклизы, призванной якобы превратить Архангельскую область в некую сказочную землю с углеводородными реками в гудроновых берегах. Однако синеклизы (или, проще говоря, возможности) лучше искать не под землей, а на ней самой. И одной из реальных перспектив может стать для нашего региона лизинг - покупка промышленного оборудования с длительной рассрочкой платежей. О его преимуществах рассказывает генеральный директор ООО "Лизинговая компания "Арктика" Евгений МАКОВЕВ.

Евгений Александрович ранее работал главным инженером Северного морского пароходства, и в течение двенадцати лет руководил судостроительными программами этой судоходной компании в Польше, Австрии, Словакии, Хорватии, России. С 2001 года возглавляемая Маковеевым компания "Арктика" осуществляет лизинговые операции, а сам директор проходил стажировку в бостонском банке "Sovereign Bank" (США) по международному лизингу.

- Евгений Александрович, в чем преимущества лизинга по сравнению с банковским кредитованием? Иными словами, зачем нужен лизинг?

- Для банков кредитование заемщиков-лизингодателей при поручительстве за них лизингополучателей считается одной из самых безопасных схем предоставления кредита. В случае ухудшения финансового положения предприятия, получающего оборудование в длительное пользование, его имущество в качестве залогового обеспечения остается в собственности лизингодателя.

Таким образом, лизинг привносит в бизнес стабильность, безопасность, прозрачность отношений между поставщиками продукции и ее получателями. Лизинг "расшивает" рынок: продавцы оборудования реализуют свою продукцию лизинговым компаниям, получая стопроцентную оплату и расширяя географию сбыта. Получатели же оборудования имеют возможность организовать новое производство без мобилизации крупных финансовых ресурсов.

Лизингополучатели не привлекают заемный капитал, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капитала, что немаловажно для владельцев предприятия. В случае, если они по каким-то причинам решат его продать.

Важно это и с точки зрения текущего кредитования. Предприятия-получатели осуществляют лизинговые платежи из средств, поступающих от реализации продукции, произведенной на этом же оборудовании. То есть, приобретаемое оборудование себя окупает.

Для государства лизинг - это, возможно, самый проверенный способ поощрения производственных инвестиций, самый лучший способ увеличить приток капиталов в сектор реального производства, что ведет к росту экономики в целом.

Важно учесть, что объектом лизинговой сделки может быть любое имущество (оборудование, недвижимость, автотранспорт). Лизинговый механизм не является строго регламентированным со стороны государства, что позволяет лизинговой компании находить оптимальные схемы платежей индивидуально для каждого случая. - А есть ли и какова потребность в лизинге для Архангельской области?

- Судя по заявкам, она имеется. Хотя значительно скромнее, чем в крупных городах России. Там работают не десятки - сотни лизинговых компаний.

Лизинг в силу присущих ему возможностей гибкого инвестирования выступает в этих городах реальным импульсом технического перевооружения предприятий и является, на мой взгляд, причиной их достаточно благополучного экономического положения. В нашей области активно в этом сегменте рынка работают всего пять региональных лизинговых компаний. Да и они заключают в основном мелкие и средние сделки. Вместе с тем недостаточное развитие лизинга может создать для нашей области серьезные проблемы...

- Интересно, какие?

- Регион находится в ожидании промышленной разработки нефти и газа Штокмановского и Приразломного месторождений на Арктическом шельфе. Это, действительно, крупнейшие проекты века на российском Севере. К примеру, в случае участия в данных проектах только вертолетный парк области должен возрасти в несколько раз. Иначе как поддерживать связь с буровыми, завозить туда продукты, оборудование? А для обслуживания нефтегазовых месторождений в Баренцевом море необходимо иметь не только вертолеты, но и флот. Для создания инфраструктуры промышленной разработки шельфа могут быть привлечены предприятия различных отраслей экономики. А им сегодня требуется серьезное обновление основных фондов. И без лизинга здесь никак не обойтись. И, если своевременно не уделить серьезное внимание развитию региональных лизинговых компаний (а с их помощью развитию транспортных и промышленных предприятий), то в ближайшие годы для участия в промышленной разработке шельфа в Баренцевом море будут практически востребованы не архангельские, а московские, питерские и даже норвежские предприятия! - Отчего же лизинг у нас не развивается?

- По следующим причинам. На Севере сложилась даже не привычка, а традиция: предприятия приобретают оборудование за счет собственных средств или, в лучшем случае, кредитов, но не за счет лизинга. Но основная причина - отсутствие источников достаточного и привлекательного финансирования. По-прежнему процедура получения кредитов в банках остается чрезмерно регламентированной и длительной. - Не с этим ли связаны проблемы у региональных судовладельцев? В то время как в Северодвинске строят танкеры для норвежцев, российское гражданское судостроение замерло на мертвой точке...

- Стоимость нового современного судна очень высока. Его строительство экономически целесообразно, если проект окупается за восемь-десять лет. И обеспечить флот полной загрузкой в условиях "тупикового" месторасположения Архангельского порта достаточно сложно.

Ситуация усугубляется климатическими условиями порта, требующими наличия ледового класса судна, включающего усиленный корпус, дорогостоящие палубные механизмы, изоляцию, системы обогрева, что дополнительно увеличивает стоимость судостроения на 20-30 процентов. Вот почему северные российские судовладельцы в связи с отсутствием привлекательных долгосрочных кредитов для строительства нового флота вынуждены приобретать старые дешевые суда на вторичном рынке и эксплуатировать их на грани рентабельности, затрачивая значительные средства на ремонт, техобслуживание и страхование. А российские судоверфи строят для западных судоходных компаний танкеры, контейнеровозы под кредиты западных банков, сроки возврата которых значительно больше, а банковские проценты ниже, чем у нас. Региональные компании-грузовладельцы, в первую очередь - предприятия лесопромышленного комплекса, ощущают возрастающий недостаток тоннажа, особенно в зимний период. Исключение составляют крупные нефтегазовые компании, которые имеют финансовые возможности фрахтования и строительства флота для круглогодичного вывоза нефтепродуктов.

Дефицит флота будет ощущаться гораздо значительнее в ближайшие годы в связи с приближением промышленной разработки шельфа в Баренцевом море, когда потребуются не только танкеры, но и сухогрузы, снабженцы, буксиры, специализированный флот. Региональные судоходные компании могли бы принять участие в доставке оборудования для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений в Баренцевом море. Так происходило, например, при интенсивном развитии региональных транспортных компаний норвежской нефтяной столицы Ставангера. Но для этого местные судовладельцы должны иметь соответствующий флот. А его нет. - Есть ли перспектива у лизинга в Архангельской области? - Динамику развития лизинга в регионе мы ощущаем постоянно. Однако бурное его развитие сдерживается консерватизмом потенциальных лизингополучателей и отсутствием достоверной информации. А примеров удачного применения лизинга достаточно.

В частности, лизинговой компанией "Арктика" были поставлены технологические линии и оборудование по трем лизинговым сделкам для известного в Архангельской области производителя безалкогольных напитков ООО "Источник Севера". С компанией "Эко Моторс" также подписан уже третий договор на поставку оборудования по автосервису. Есть опыт и в дорожном строительстве: ООО "Севдорстройсервис" поставлена по лизингу колонна новой автотехники, а лидер агентского транспортного обслуживания ЗАО "Беломортранс" обращался к нам уже шесть раз.

Оптимизма прибавляет то, что в связи с принятием федерального закона о кредитных историях войдут в практику термины "добросовестный" и "недобросовестный" заемщик. Начнут деятельность кредитные бюро. Банки и лизинговые компании смогут получать более достоверную информацию о платежеспособности своих клиентов, а потенциальные заемщики и лизингополучатели для кредитных займов и лизингового финансирования вынуждены будут более ответственно относиться к финансовым показателям своей деятельности. Соответственно, лизинговые компании, имеющие положительные кредитные истории, смогут рассчитывать и на более привлекательные кредиты.
 




2024 © allbe.ru