сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Лизинг как финансовая схема и способ существования

Каждый человек имеет столько денег, сколько он заслуживает.

В последнее время все большую популярность приобретает такая форма экономических и правовых отношений, как «лизинг». Так, если до 2004 года количество реальных лизинговых договоров в нашей стране можно было буквально «пересчитать по пальцам», то сегодня, по оценкам экспертов, прирост лизинговых операций будет ежегодно составлять около 50–80 %.

Рост популярности лизинга, на наш взгляд, можно объяснить следующими причинами:

• во-первых, в последние годы значительно увеличилась собираемость налогов (теперь за нее активно борется даже прокуратура, и те схемы «ухода от налогов», которые работали в начале 1990-х, сегодня уже не проходят);

• во-вторых, банки начинают всё более тщательно и жестко подходить к обеспечению кредитных сделок (по качеству и объему залога), а лизинговые операции, как правило, осуществляются без залога, так как являются, по существу, арендой имущества с финансовым рычагом, т. е. лизинг более доступен, чем кредит;

• в-третьих, и сам лизинг становится всё более доступным, а значит, и более привлекательным для малых предприятий. Если раньше суммы лизинговых договоров начинались с 500 млн долл., то сегодня в этой области имеются программы «микрокредитования» юридических лиц с объемами сделок, не превышающими 3-5 млн руб., и даже появились специальные программы предоставления личных автомобилей в лизинг физическим лицам;

• и наконец, российское правительство осуществляет ряд мер, направленных на общее ослабление налогового бремени, что должно стимулировать предпринимателей на переход к легальным способам оптимизации налогообложения, вместо целенаправленного сопротивления и массовых попыток увиливания от уплаты налогов, а как раз одной из таких абсолютно законных схем для снижения налогов и является лизинг. Так, например, были понижены ставки единого социального налога, налога на добавленную стоимость, в 2006 году планируется продолжить снижение НДС.

Таким образом, перспективы развития лизинга в России можно оценивать сегодня довольно оптимистично. В ситуации, когда банковская система недостаточно развита и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства. Такая особая форма «инвестирования», как лизинг, в силу присущих ей возможностей способна стать довольно мощным импульсом для технического перевооружения, создания необходимых производственных мощностей «с нуля» и даже для структурной перестройки всей экономики в целом. А особый статус лизинга в России, обусловленный рядом ныне действующих нормативных документов, обеспечивает ему дополнительную поддержку.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ЛИЗИНГ?

Содержание и роль экономической сущности лизинга в теории и на практике трактуются по-разному. Одни считают лизинг особым способом кредитования производства и предпринимательской деятельности, другие отождествляют его с финансовой арендой или долгосрочной арендой оборудования, которая сводится к наемным, подрядным, прокатным отношениям или формам договорного обслуживания, третьи рассматривают лизинг как своеобразный завуалированный способ купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, а четвертые интерпретируют его как управление чужим имуществом по поручению доверителя. Как бы там ни было, но главная привлекательность лизинга сводится к одному: в условиях далекой от идеала налоговой системы дополнительные налоговые выгоды извлекаются из оформления договорных отношений купли-продажи в рассрочку договором аренды. Отсюда, собственно, и вытекает мотивация для применения такой формы финансовой операции (сделки), как лизинг, а сложность применяемой схемы напрямую зависит от величины подлежащих уплате налогов и доступности соответствующего варианта. Существует несколько вариантов построения сделки лизинга, но, как правило, эта экономическая и юридическая операция включает несколько договоров, заключаемых между четырьмя участниками сделки: лизингодателем, лизингополучателем, поставщиком и страховщиком. Лизинговая компания (лизингодатель) в ходе реализации лизинговой сделки приобретает у продавца имущество (оборудование, автотранспорт, недвижимость) в собственность за свой счет и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за указанную в договоре лизинга арендную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование (как правило, с правом выкупа в собственность по окончанию срока аренды). Лизингополучатель (арендатор) в соответствии с договором лизинга получает от лизинговой компании предмет лизинга для использования в собственных целях. Все доходы и прибыль, полученные им в ходе использования оборудования, являются его собственностью. Продавец (поставщик оборудования, автодилер или риелторская компания) в соответствии с договором купли-продажи, заключаемым между ним и лизингодателем, поставляют последнему в обусловленный срок и на определенных условиях имущество, являющееся предметом лизинга. И наконец, страховщик, который, как правило, является партнером лизингодателя, участвует в сделке лизинга, осуществляя страхование имущественных, транспортных и прочих видов рисков, связанных с предметом лизинга и/или самой сделкой. По договору страхования выгодоприобретателем является лизинговая компания. Однако с момента передачи оборудования лизингополучателю на него возлагается ответственность за сохранность, надлежащие условия хранения и поддержание оборудования в рабочем состоянии. На протяжении срока договора лизинга право собственности на предмет лизинга остается за лизинговой компанией, но арендатор использует оборудование в своих целях, ежемесячно осуществляя установленные договором лизинга платежи. В случае отсутствия выплат в соответствии с определенным договором графиком лизинговых платежей лизингодатель имеет право изъять оборудование, принадлежащее ему на праве собственности, и реализовать его. Если же лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи в соответствии с графиком и полностью выплачивает сумму договора, то право собственности на оборудование, как правило, переходит к нему. Особенностью лизинга является то, что это долгосрочная сделка, и чем сильнее налоговая мотивировка лизинга, тем сложнее оформляющим её экономистам корректно учесть интересы всех участников и жестко структурировать все операции, а юристы должны правильно и надежно оформить все это соответствующими договорами. Впрочем, маркетинговые, рисковые, инвестиционные и другие экономические соображения в данном случае вторичны. В экономическом смысле сделка лизинга может быть очень похожа на куплю-продажу в кредит, по форме она является арендой, однако между всеми этими тремя видами сделок имеются качественные различия. Лизинг — это аренда с правом выкупа по окончании срока договора (возможно, по остаточной стоимости), аренду можно рассматривать как лизинг, но без права выкупа по окончании срока договора, а продажу в рассрочку можно считать лизингом, но только с обязанностью выкупа. Величина платежей и срок договора могут быть подобраны с таким расчётом, чтобы остаточный платёж был равен ежемесячному 3, и тогда для покупателя разница между лизингом и продажей в рассрочку будет только в величине остаточной стоимости (и то не всегда). Однако на практике различия гораздо глубже. Ведь как бы мы ни трактовали лизинг, но в ходе пристального рассмотрения всевозможных абстрактных и реальных ситуаций по-разному доказывается один и тот же практический вывод — экономическая выгода лизинга для его участников объясняется прежде всего уменьшением налоговых выплат. При этом сумма платежей по лизингу может получиться больше, чем сумма выплат по банковскому кредиту, но для последнего не будет таких налоговых льгот, как по договору аренды (лизинга), да и график платежей по лизингу может быть сформирован максимально удобно для клиента. Таким образом, лизинговое решение строится не только на оптимизации налогообложения, но и на приемлемости сроков погашения арендной задолженности арендатором и на возможности использования различных идеологий платежей (равномерно, с отсрочкой, с увеличением платежей к концу, с уменьшением платежей к концу). Кроме того, привлекательность лизинга для малых предприятий в России основывается скорее не на ценовом предпочтении кредиту, а на большей доступности лизинга. Ведь не секрет, что встающее на ноги молодое предприятие не имеет ни достаточной кредитоспособности, ни доверия со стороны финансовых учреждений. Кстати, весьма привлекательным лизингополучателем является также государственное или муниципальное предприятие, которое, как правило, ограничено в средствах и не имеет собственной прибыли. Поэтому заключение именно арендной (лизинговой) сделки является для него оптимальным способом для приобретения оборудования или другого имущества, и такая схема муниципального лизинга используется во многих развитых странах. Для заключения лизинговой сделки муниципальное предприятие обращается к коммерческой структуре, которая принимает участие в муниципальном лизинге в качестве лизингодателя (покупает и амортизирует арендуемое имущество). Выгода коммерческого предприятия в этом случае двоякая: во-первых, оно снижает свою налогооблагаемую базу для уплаты подоходного налога, демонстрируя инвестиционные затраты и перенося, таким образом, налоговые выплаты на более поздний период, а во-вторых, получает какие-то льготы как участник муниципального проекта. Таким образом, связанные с реализацией государственного проекта льготы, которыми, не имея прибыли, не может воспользоваться муниципальное предприятие, достаются коммерческой структуре, а она, в свою очередь, может частично возвращать их муниципалам в качестве абсолютно легального «отката» — посредством некоторого снижения арендной платы. Тем не менее, как и любая схема «ухода» от налогов (или, как еще говорят, схема «оптимизации налогообложения»), лизинг должен иметь четкую юридическую защиту, которая объяснит присутствие факта инвестирования у финансового посредника и оформление договором аренды экономических отношений купли-продажи с рассрочкой платежей. Однако техника экономического обоснования указанной схемы и получения материального эффекта за счет уменьшения налоговых выплат совершенствовалась десятилетиями и к настоящему времени насчитывает сотни методов, созданных специально для анализа лизинга. В конце концов, деловая практика не обходится без подобных «серых» схем, а если уж существует специальное российское «Законодательство о лизинге», где содержится целый ряд пролоббированных льгот, то почему бы не применять их на практике? Впрочем, ни одно государство, кроме нашего и, возможно, каких-то отдельных развивающихся стран, никогда не создавало для лизинга специальных налоговых льгот, однако лизинг успешно развивался и без вмешательства государства в каком бы то ни было виде — просто в силу некоторых особенностей налогового законодательства и возможностей соответствующего ведения бухгалтерского учета с последующим оформлением документов на налогообложение. Так что даже тогда, когда «Закон о лизинге» у нас перестанет действовать, можно будет воспользоваться западным опытом применения арендного законодательства для придания обычной арендной сделке экономического смысла лизинга. В настоящее время бухгалтерский учет и следующее из него налогообложение лизинговых операций в развитых странах основаны на разделении аренды на финансовую и оперативную (отличия этих видов лизинга мы поясним ниже на конкретных примерах). Финансовая аренда учитывается и, соответственно, облагается налогами так же, как и любая купля-продажа, а оперативная аренда учитывается как обычная арендная сделка. Как и другие финансовые схемы, лизинг может произвольно развиваться в подходящих экономических и условиях или вообще не развиваться, как это было у нас до последнего времени, несмотря на видимую государственную поддержку. В развитой рыночной экономике лизинговая схема (аренда с финансовым рычагом) оказывается достаточно устойчивой даже к попыткам устранить видимый негативный эффект от перераспределения инвестиционных налоговых льгот; и, несмотря на давление, оказываемое регулирующими аренду законами, лизинг продолжает оставаться действенной альтернативой традиционной покупке в кредит.

АВТОМОБИЛЬ В ЛИЗИНГ

Итак, лизинговое финансирование рассматривается как альтернатива покупке имущества за счет собственных и/или привлеченных средств. Напомним, что кредитором в лизинговой сделке является не банк (как универсальное финансовое учреждение со многими видами бизнеса), а специализированная лизинговая компания, которая занимается лизингом как своим единственным и исключительным бизнесом. Без постоянного заключения новых сделок существование лизинговой компании теряет смысл, поэтому лизинг, как правило, предлагает не просто финансирование покупки автомобиля, а готовое комплексное решение всех основных вопросов, связанных с приобретением, владением и даже последующей продажей автомобиля. В результате лизинговые компании более гибки и расторопны в отношении одобрения сделок, более надежны с точки зрения защиты прав кредитора и удобны для покупателей: последние по единому договору получают все услуги в одном месте (т. е. и страховка, и даже сервисное обслуживание автомобиля могут быть включены в лизинговые платежи). Более того, на условиях лизинга можно реализовать такие схемы владения, которые недоступны через системы кредитования: например, на условиях фиксированной оплаты можно владеть только новыми моделями автомобилей, т. е. постоянно заменять автомобили при обновлении модели (скажем, раз в год). Предположим, что вашей фирме потребовался автомобиль (крупной компании обычно требуется целый автопарк). Но свободных денег на технику нет, для оформления банковского кредита требуется много времени, да и хочется немного сэкономить на налогах и при этом еще и освободить себя от забот, связанных с обслуживанием автопарка. Оптимальным решением в этой ситуации может стать как раз лизинг. Как мы уже упомянули выше, лизинг бывает финансовый и операционный. Финансовый лизинг отличается простыми условиями договора, но клиент сам занимается текущим обслуживанием машин, а затем по остаточной стоимости оформляет автомобиль в собственность. При операционном лизинге за определенную дополнительную плату все заботы по эксплуатации автопарка (взаимоотношения с ГАИ, со страховой компанией, а также сервисное обслуживание) берет на себя лизинговая компания. Она же по завершении контракта сдает автомобиль дилеру на реализацию или сама ищет на него покупателя. Клиенты, таким образом, получают возможность уменьшить налогооблагаемую базу (машина стоит на балансе лизингодателя), освободиться от забот по обслуживанию автомобилей, а также оперативно обновлять автопарк, не задумываясь о реализации машин на вторичном рынке. Операционный лизинг интересен главным образом большим и средним фирмам, которые готовы немного переплатить по сравнению с финансовым лизингом или кредитом, но полностью освободить себя от забот по обслуживанию и обновлению автопарка. А вот финансовый лизинг является привлекательным даже для мелких компаний. Посудите сами. Машины требуются для ведения бизнеса, но выделять из него деньги на покупку транспорта невыгодно или даже невозможно. Поэтому финансовый лизинг становится для них порой единственным способом приобрести автомобили. Особенно если учесть, что, по сравнению с кредитом, процедура оформления лизинга значительно проще и доступней. Лизинг позволяет экономить средства за счет небольшого первоначального платежа (или даже полного его отсутствия) и сильно разнесенных во времени взносов. Кроме того, экономия средств происходит за счет снижения налоговых сборов, так как, будучи по своему юридическому оформлению арендой, лизинг, соответственно, использует и налоговый режим аренды, который для юридических лиц более выгоден, чем налоговый режим покупки (все лизинговые взносы могут быть зарегистрированы как издержки). По окончании лизингового периода покупатель может стать владельцем автомобиля и не платить в дальнейшем налог на собственность (так как налог был уже оплачен через лизинговые взносы). Если автомобиль остается в собственности лизинговой компании, то клиент пользуется и управляет им по доверенности. Срок действия договора лизинга не превышает срока гарантийного обслуживания, и при условии страхования автомобиля затраты на его эксплуатацию сводятся к затратам на плановое техническое обслуживание (а в некоторых случаях, когда передачу автотранспорта в лизинг осуществляет сам дилер, он может осуществлять такое техническое обслуживание вообще бесплатно). Соответственно, если владелец собственной фирмы или управляющий какой-нибудь компании собирается приобрести автомобиль и для себя, то при обычном подходе он будет тратить свою зарплату, которая, так или иначе, имеет один источник — доходы от бизнеса. И в этом случае оптимальным способом приобретения автомобиля является лизинг. Расходы на лизинг так же законно и в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль. Кроме того, при этом действует специальный механизм ускоренной амортизации, позволяющий списывать стоимость автомобиля через лизинг в три раза быстрее, чем при прямой покупке или покупке в кредит. В результате после 2-3 лет лизинга автомобиль может иметь близкую к нулевой или по крайней мере очень маленькую остаточную стоимость, по которой его может выкупить как сама компания-лизингополучатель, так и частное лицо.

ПРОГРАММЫ ЛИЗИНГА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Покупка личного автомобиля в лизинг очень распространена в США. Однако, выбирая тот или иной способ платежа, возможную выгоду необходимо тщательно просчитывать. Так, например, выбор той или иной схемы приобретения автомобиля будет сильно зависеть от интенсивности использования машины. Дело в том, что при заключении договора компания-лизингодатель обычно опирается на так называемую базовую гарантию (в США полная гарантия на автомобиль, называемая там Bumper to bumper, обычно составляет три года или 36 тыс. миль). И если вы, например, берете машину в лизинг по стандартному трехлетнему договору без выкупа, возлагая все заботы по её последующей реализации на лизинговую компанию, то за каждую милю пробега свыше 36 тысяч вы будете платить лизингодателю при сдаче по 15 центов за милю. Таким образом, если ожидается большой пробег, то иногда даже выгоднее поставить машину на прикол до истечения срока и взять другую (а сдавать лизинговую машину досрочно, как правило, невыгодно). Кроме того, компания-лизингодатель вычтет с вас и за все царапины или какие-либо другие внешние повреждения (т. е. за потерю «товарного вида»). Кстати, если произошла серьезная авария после которой уже невыгодно восстанавливать автомобиль, то всю остаточную стоимость (так называемый actual car value) со страховой компании получает именно лизингодатель (по существу, это ведь его машина), и у вас уже нет возможности воспользоваться так называемым gap insurance — страхованием разницы в стоимости, т. е. разницы между выплатой по страховке и той суммой, за которую можно купить подобный автомобиль на вторичном рынке. То есть и в этом случае все возможные выгоды получит только лизингодатель. Иногда, в том случае если набежавшая сумма за перепробег и внешние недостатки превышает разумную, выгоднее выкупить машину в собственность, продлить гарантию, произвести косметический ремонт и попробовать реализовать её позже самостоятельно (как правило, это оказывается выгоднее). Если же годовой пробег существенно меньше 12 тысяч миль в год, то брать в лизинг опять же невыгодно: при сдаче машины через три года лизинговая компания только скажет спасибо за то, что «вы так мало наездили», а ваши суммарные потери превысят таковые при покупке или кредите с последующей самостоятельной реализацией малопробежного автомобиля на вторичном рынке (все-таки остаточная стоимость автомобиля на цивилизованном рынке определяется главным образом по пробегу). Таким образом, получается, что как при очень маленьком, так и при очень большом пробеге или при наличии существенных страховых инцидентов выгода от лизинговой схемы пропадает, что, собственно, очевидно, так как лизинговые схемы рассчитываются с учетом некого «среднего» владения. Некоторые«нестандартные» автовладельцы в США, учитывая специфику лизинга, используют смешанный вариант для пополнения своего автопарка. Так, например, они предпочитают приобретать сразу две машины — одну (разъездную) берут в лизинг и особенно не жалеют (все проблемы с её эксплуатацией снимают лизинговая и страховая компании), а другую, как правило лучше и дороже, покупают в собственность и используют бережно. Кроме того, при такой схеме всегда есть возможность при перепробеге лизинговой машины к концу срока пересесть на собственную, чтобы не переплачивать лизингодателю при сдаче автомобиля по истечении срока лизинга. Но тут необходимо учесть специфику американского страхования автомобилей, которая стимулирует приобретение второй или даже третьей машины одним владельцем. Дело в том, что страховая сумма, взимаемая с одного и того же владельца за второй и последующие автомобили, не равна сумме страховок на эти авто по отдельности. Так, например, если вы платите за первую машину 1400–1500 долл. в год, то добавление следующей прибавит к общей сумме всего 100–200 долл. (речь идет, конечно, о примерно одинаковых автомобилях среднего класса). Резюмируя вышесказанное, можно отметить причины, побуждающие американских владельцев пользоваться лизинговыми схемами или отказываться от них в пользу кредита. Во-первых, большинство американцев живут в кредит, не имея на счетах достаточной суммы для покупки желаемого автомобиля. Впрочем, даже если бы требуемая сумма у американца и была бы, то он все равно не спешил бы её тратить на покупку по той простой причине, что вложение этой суммы в какие-нибудь фонды давало бы ему 5-7 % годовых, а выплаты по потребительским кредитам там составляют всего 1,9–2,9 %. По той же причине не является решающим при выборе схемы оплаты даже то обстоятельство, что при лизинге, в отличие от кредита, который можно выплатить досрочно и сэкономить таким образом на процентах, досрочные выплаты невыгодны. А вот то, что сами ежемесячные выплаты при лизинге существенно меньше, чем при кредите, привлекает покупателей гораздо больше. И даже то, что после выплат по кредиту, в отличие от лизинга без выкупа, можно будет вернуть больше денег при продаже автомобиля на вторичном рынке, покупателя не очень привлекает. Ведь рядовой американец привык жить сегодняшним днем. Как поется в одной старой популярной песенке про любителя макарон: «Потом мне будет худо, но это лишь потом!» Впрочем, не все тут так просто. Да, если рассчитывать затраты только по одному автомобилю, без постоянного заключения новых сделок, то взятие в лизинг может оказаться невыгодным, а покупатель потеряет деньги. Но если рассматривать жизнь в её динамике, не рассчитывать ездить на одном и том же авто долгие годы и не зацикливаться на его приобретении и последующей продаже, то взятие в лизинг с постоянным обновлением договоров может оказаться не только удобным, но и выгодным. Согласно российскому законодательству, лизинговое имущество должно использоваться для предпринимательских целей. То есть лизинг для физических лиц в России запрещен, а точнее, он просто не регулируется существующим «Законом о лизинге» и другими нормативными актами. Но, как мы уже упоминали выше, для развития лизинга специальных законов не нужно, и такая форма экономических отношений может прекрасно существовать как обычная арендная сделка. То есть если «нельзя, но очень хочется, то можно». Чтобы предоставлять услуги лизинга физическим лицам, некоторые компании, такие как VW Group Finanz или компания «Обухов» (российский дистрибьютор автомобилей Volvo), создали совместно с банками специальные программы. Эти программы, естественно, распространяются только на покупателей автомобилей от Volkswagen Group или Volvo. Такая лизинговая схема выгодна тем, что предлагает ликвидную стоимость, значительно снижающую ежемесячные взносы, и различные схемы реализации автомобиля после окончания срока аренды (можно выкупить автомобиль, реализовать его по остаточной стоимости или взять новый на тех же условиях). Более того, в пакет услуг может быть включена страховка, регистрация, смена шин, списание в результате износа и бесплатное техническое обслуживание. Для многих автолюбителей такого рода лизинг, хоть он и обходится несколько дороже покупки в кредит, превращается из простого механизма финансирования в механизм обеспечения постоянной мобильности при минимуме ответственности за автомобиль. Процедура оформления машин в лизинг физическим лицам еще более простая, чем юридическим, однако у нас пока такие схемы для физических лиц больше напоминают просто иной способ продажи автомобилей в кредит. Но как бы там ни было, лизинг хоть и не является универсальной заменой кредиту, но в качестве серьезной альтернативы его можно рассматривать уже сейчас.
 




2024 © allbe.ru