сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Автолизинг: от количества к качеству

Российские бизнесмены постепенно приходят к пониманию того, что передавать заботы о полученном в лизинг автопарке в руки профессионалов более выгодно, чем возиться с машинами самостоятельно. Отрасль лизинга автомобилей достигла пика своего развития. Этот бизнес – один из самых распространенных на рынке: в общем объеме сделок финансовой аренды он занимает более 20%. Автолизинг последние 6 лет развивался взрывными темпами, годовой прирост в этом сегменте иногда доходил до 100%. Сейчас такого грандиозного расширения не происходит, и количественное развитие сменилось качественным. Появилось множество различных программ по финансовой аренде автомобилей и масса дополнительных услуг, помимо самого финансирования, которые предлагают лизинговые фирмы. Однако до европейского уровня нашему рынку еще далеко: редкий лизингодатель в состоянии предложить полноценный аутсорсинг автопарка, а пользуются такими услугами в основном иностранные компании.

В одном флаконе

Самым перспективным и свежим направлением в качественном развитии автолизинга считается планирование автопарка, которое постепенно перерождается в полноценный операционный лизинг. «Заключая договор операционного лизинга, лизингодатель, помимо стандартной услуги передачи в лизинг транспортного средства, обязуется выполнить перечень непрофильных для бизнеса клиента задач, таких как постановка и снятие с учета транспортного средства, прохождение технического осмотра, страхование (КАСКО, ОСАГО, ГО), полное сервисное обслуживание на весь период действия договора лизинга, доставка в отдаленные регионы любым видом транспорта, мойка, предоставление услуги безналичного расчета за горюче-смазочные материалы по топливным картам, приобретение дополнительных комплектов шин, шиномонтаж, сезонное хранение шин, подменный автомобиль на время ремонта авто, круглосуточный эвакуатор, услуги персонального менеджера 24 часа», – рассказывает директор департамента лизинга легкового транспорта Объединенной лизинговой компании «Центр-Капитал» Артур Николаев. Фактически лизингодатель стремится оградить своего клиента от различного рода проблем, связанных с обслуживанием приобретенных автомобилей, и создать максимально комфортные условия для ведения основного бизнеса». В общем, задача лизинговой компании – стать чем-то вроде палочки-выручалочки для клиента. Оказывая такие услуги, лизинговые компании пытаются отвоевать своего потребителя не за счет условий лизингового договора, которые уже и так балансируют на грани рентабельности, а с помощью дополнительного сервиса, который создаст клиенту комфортные условия при использовании имущества, полученного в лизинг. «Мне и многим моим коллегам часто звонят клиенты по вопросам, зачастую не связанным напрямую с прописанными в договоре услугами, но так или иначе связанными с эксплуатацией автомобилей, иногда даже личных, – говорит Артур Николаев. – Разумеется, мы стремимся дать максимально исчерпывающую консультацию, помочь и поддержать клиента, ведь договор операционного лизинга связывает тесными узами лизингодателя и лизингополучателя на длительный срок, и наша задача – сделать это сотрудничество максимально удобным для клиента».То есть для клиентов важно внимание, которое им уделяют, и поэтому они стали чаще обращаться и больше доверять своим партнерам по лизингу. Так получилось, что дополнительный пакет услуг, которые предлагали лизингодатели, пополнялся и совершенствовался, и в итоге лизингодатели смогли не только проводить сервисное обслуживание авто клиента, но и формировать его автопарк. Лизинговая компания, предоставляя услугу по планированию и ведению парка клиента, берет на себя комплекс обязанностей по управлению им. «Это эффективное решение как для малых, так и для крупных предприятий», – считает начальник управления по организации конвейерных продаж лизинговой компании «Уралсиб» Алексей Вольнов. Ведь лизингодатели не только делают всю техническую работу, но могут взяться даже и за минимизацию затрат, связанных с ремонтом, страхованием и прочим обслуживанием, сокращение штата непрофильных сотрудников и снижение объема административных и бухгалтерских функций. Такой полноценный аутсорсинг в области управления автопарком, который уже, по сути, является операционным лизингом, позволяет лизингополучателям улучшить структуру баланса за счет уменьшения непрофильных активов и повысить доходность основного направления бизнеса.

Декларируемая реальность

Полноценные программы по аутсорсингу автопарка предлагают еще немногие, в основном только крупные лизингодатели. «Могу лишь отметить, что конкуренция в сегменте операционного лизинга все еще невысока, – подтверждает Артур Николаев. – Готовность оказывать услуги по аутсорсингу переданного в лизинг автопарка декларирует лишь незначительное число компаний, количество которых можно пересчитать по пальцам одной руки. А реально осуществляющих подобную деятельность лизингодателей, имеющих накопленный опыт, налаженные связи с контрагентами и зарекомендовавших себя в качестве безупречного партнера, еще меньше».Объясняется это весьма просто: ведь, помимо штата финансовых сотрудников, лизинговая фирма должна иметь еще и квалифицированных специалистов в области автосервиса и транспортной бухгалтерии, а это далеко не всем по карману. Поэтому лизингодатели часто нанимают сервисную службу. Как подтвердил Алексей Вольнов, дополнительные услуги по управлению автопарками редко оказывают сами лизинговые компании, обычно этим занимаются их партнеры – сервисные фирмы. Они чаще всего берут на себя диспетчерское сопровождение парка автомобилей. Остальной комплекс услуг оказывают специализированные предприятия: станции технического осмотра, страховые компании, учебные комбинаты, с которыми у сервисной компании заключены договоры о сотрудничестве. «Именно такая организация работы позволяет не только покрывать большую территорию, но и работать с различными марками и моделями транспортных средств», – уверяет Алексей Вольнов.Конечно, лизингодателям, которые организованы при крупных автопроизводителях, на этом рынке намного проще. Ведь они могут пользоваться поддержкой уже существующей дилерской и сервисной сети завода, а не нанимать сторонние фирмы. Возможно, поэтому лизинговые компании при автоконцернах предлагают максимум сервисов при финансовой аренде. Они выезжают на место эксплуатации существующего автопарка, где не только проводят комплексное исследование автопарка и транспортных нужд клиента и вырабатывают рекомендации по оптимизации деятельности и модернизации парка, но могут даже предложить услуги по утилизации автомобиля.

Вопрос экономии

Разнообразие сервисов и возможность использовать услуги профессионалов в области автодела при лизинге – это серьезный аргумент в пользу лизингодателя. Однако вопрос стоимости аутсорсинга тоже играет не последнюю роль. Действительно ли клиент экономит, доверяя планирование автопарка лизинговой фирме? Игроки рынка уверяют, что да. «Бытует мнение, будто лизинг, включающий в себя дополнительные услуги, значительно дороже, – рассказывает Артур Николаев из Объединенной лизинговой компании «Центр-Капитал». – Это абсолютное заблуждение». На первый взгляд, расчет графика лизинговых платежей, включающий стоимость услуг по обслуживанию автомобилей в период действия договора, выглядит несколько весомей «голого» расчета к стандартному договору финансовой аренды, включающему только стоимость самого транспортного средства. Но если проанализировать прямые затраты владельца автомобиля на его обслуживание и стоимость тех же услуг, только включенных в договор лизинга, видна значительная разница, уверяет эксперт. Так получается из-за того, что лизинговая компания, являясь крупным корпоративным клиентом для любого автодилерского центра или поставщика услуг, пользуется значительными корпоративными скидками на работы и запасные части, что снижает их стоимость иногда в два раза. Алексей Вольнов из лизинговой компании «Уралсиб» приводит конкретный пример: «При автомобильном парке из 50 единиц техники экономия составляет не менее $50 000 в квартал». Для его лизинговой компании предоставление дополнительных сервисов – это прежде всего возможность расширения клиентской базы. Поэтому пока фирма не планирует зарабатывать на дополнительных сервисах, а клиент получает дополнительные услуги по первоначальной стоимости сервисной компании без надбавок лизингодателя.

Перспективы в России

К сожалению, в России планирование автопарков, а тем более полнооперационный лизинг пока не получили широкого распространения, в то время как европейские компании активно используют аутсорсинг с целью исключения непрофильных функций из текущей деятельности. Так, по словам Алексея Вольнова, наиболее распространенными объектами аутсорсинга в Европе являются транспортные перевозки и автопарки (44,7%), бухгалтерский учет (31,2%), административно-хозяйственное обеспечение (28,3%). Перспективность же данного направления в России очевидна, хотя процесс тормозит недостаточная проработанность законодательной базы, считает эксперт.Пока же наибольший интерес к планированию автопарка проявляют крупные, чаще иностранные компании, имеющие большой транспортный парк – от 40 – 50 автомобилей. «Когда управление таким количеством транспортных средств уже само по себе становится самостоятельным бизнесом, то потери на непрофильном активе сопоставимы с затратами на аутсорсинг», – объясняет Алексей Вольнов. Артур Николаев тоже отмечает интерес западных фирм: «Для компаний, имеющих крупные автопарки, в том числе для западных фирм, вопрос обслуживания и администрирования парка в российских условиях превращается в серьезную проблему». Однако, как отметил эксперт, все чаще к лизингодателям обращаются клиенты по вопросу передачи в оперативный лизинг одной или двух машин, а это говорит о том, что российские коммерсанты постепенно учатся эффективно использовать свое рабочее время и считать деньги. «Учитывая возрастающую потребность в лизинге крупных корпоративных клиентов, популярность услуги планирования автопарков будет возрастать», – заключает начальник бюро по работе с корпоративными клиентами лизинговой компании КАМАЗ Анатолий Исаев.
 




2024 © allbe.ru