Лизинг меняет кузов
Петербургский рынок лизинга автотранспорта за последний год вырос
примерно на треть. Наиболее популярным направлением оказался лизинг
легковых автомашин, который в 2005 году приобрел все признаки розничного
инструмента: упростились процедуры оценки заемщика, смягчились
требования к его кредитоспособности, оформление стало соответствовать
общим стандартам. Однако, по словам экспертов, рынок лизинга легковых
автомобилей близок к своему насыщению. И скоро интерес клиентов
сместится в сторону лизинга грузового и пассажирского транспорта.
Для петербургского рынка лизинга автотранспорта прошедший год оказался
сверхуспешным. Участники рынка отмечают, что им удалось резко увеличить
число и объем сделок в этом сегменте. По словам заместителя генерального
директора "Глобус-лизинга" Андрея Бугрова, в 2005 году компания передала
лизингополучателям примерно 1 тыс. единиц автотранспорта на общую сумму
1 млрд рублей, что на 25-30% выше показателей 2004 года. В результате
общее число такого транспорта достигло 6 тыс. единиц. Начальник отдела
по работе с автотранспортом компании "Балтийский лизинг" Михаил Королев
говорит, что общая сумма таких сделок в его организации за прошлый год
составила $26 млн (около 740 млн рублей), что на 35% превышает результат
2004 года. Начальник отдела маркетинга "Интерлизинга" Евгения Жальская
отмечает, что общий объем договоров, заключенных компанией в 2005 году,
вырос по сравнению с 2004 годом на 60% -- до 3,27 млрд рублей. Из этой
суммы примерно 30% приходится на автотранспорт. Примечательно, что у
всех трех лидеров местного рынка лизинг транспортных средств составляет
около трети всех договоров и является одной из лидирующих позиций в
структуре лизингового портфеля. При этом, по словам господина Королева,
наибольшим спросом у лизингополучателей пользуется легковой транспорт. В
"Интерлизинге" лизинг легковых автомобилей даже выделили в отдельное
направление, создав в прошлом году дочернюю компанию "Икар". Госпожа
Жальская объясняет такой ход тем, что лизинг легковых машин в последнее
время стал носить ярко выраженный розничный характер, а это требует
разработки специальных программ для клиентов. Но скоро неменьшим спросом
среди клиентов наверняка станут пользоваться грузовики и автобусы,
предполагает господин Королев из "Балтийского лизинга". Он объясняет это
тем, что парк грузового и пассажирского транспорта в Петербурге сейчас
имеет огромный износ и его в недалеком будущем придется заметно
обновлять. Представитель "Глобус-лизинга" уверен, что лизинг грузовых
машин уже сейчас является наиболее привлекательным сегментом рынка.
Среди других перспективных направлений эксперты называют лизинг
строительной и специальной техники, что связано с активным развитием в
городе строительных и логистических компаний.
Лучше, чем кредит
Господин Бугров выделяет два основных плюса лизинговых схем по сравнению
с кредитованием на покупку автотранспорта. Во-первых, это ускоренная в
три раза амортизация такой техники, что позволяет лизингополучателю
снизить налог на имущество, а во-вторых, снижение базы, облагаемой
налогом на прибыль, -- за счет того, что лизинговые платежи можно
относить на себестоимость. В "Интерлизинге" подчеркивают, что помимо
этих преимуществ, присущих лизингу вообще, клиенту лизинговой компании
не нужно заниматься регистрацией автомобилей в ГИБДД, техобслуживанием и
страхованием автопарка, поскольку все это за него делает лизингодатель.
А представитель "Балтийского лизинга" добавляет к этому отсутствие
необходимости залогового обеспечения и возможность получать скидки от
поставщиков автотранспортной техники, с которыми работает лизингодатель.
В частности, его компания имеет соответствующие соглашения с Renault,
BMW и General Motors, а "Интерлизинг" развивает партнерские программы с
компанией /"Евробус Русслэнд"/, поставляющей в Россию автобусы
Mercedes-Benz. "Глобус-лизинг" также работает с официальными
представительствами зарубежных автопроизводителей в России. Наряду со
скидками еще одним преимуществом лизинга перед кредитованием является
возможность обратного выкупа техники после оговоренного срока ее
эксплуатации, которую предоставляют лизинговые компании, что, по словам
топ-менеджера "Глобус-лизинга", приводит к заметному уменьшению объема
лизинговых платежей.
Рынок раздобреет
Несмотря на заметные различия между условиями лизинга и кредитования, у
этих конкурирующих финансовых схем есть и много общего -- в частности,
условия по ставкам и срокам, на которых заключается сделка. Сейчас
петербургские лизинговые компании готовы ждать выплаты лизинговой суммы,
как правило, не более пяти лет, а ставки по лизингу близки к ставкам по
автокредитованию. Например, в "Интерлизинге" они составляют от 13% в
валюте и от 16% в рублях. Впрочем, реальное удорожание автотранспорта
заметно меньше, и поэтому многие компании предпочитают оперировать
именно этим финансовым показателем. В "Глобус-лизинге", к примеру,
удорожание составляет 7% от стоимости транспорта в рублях ежегодно, в "Интерлизинге"
-- от 6% годовых в валюте и от 8% в рублях. В дальнейшем, по прогнозам
господина Бугрова, ставки будут снижаться, а сроки автолизинга --
удлиняться из-за обострения конкуренции. Менеджер "Балтийского лизинга"
говорит, что уже сейчас в Петербурге нет компаний, у которых бы ставки
заметно отличались от среднерыночных. По его словам, даже западные
банки, кредитующие автотранспорт, не могут похвастать какими-то особо
низкими ставками.
Сходство автолизинга и автокредитования проявляется не только в динамике
ставок и сроков, но и в характере продаж. Госпожа Жальская подчеркивает,
что сейчас многие банки при рассмотрении заявки
клиента-лизингополучателя нередко используют скоринговую систему оценки
кредитных рисков, которая раньше, как правило, применялась только при
выдаче кредита физическим лицам. Это придает автолизингу характер
ритейла: сделки становятся более массовыми, с упрощенной процедурой
регистрации, стандартными пакетами документов, более низким
первоначальным взносом и с менее жесткими требованиями к клиенту,
констатирует она.
В этом году эксперты прогнозируют продолжение роста петербургского рынка
лизинга транспортных средств, а компании заявляют об увеличении объемов
и числа сделок на нем. Однако, по мнению представительницы "Интерлизинга",
рынку лизинга легковых автомобилей высокие темпы роста не грозят: в
последние годы он рос очень быстро и сейчас близок к насыщению. Что
касается грузового и пассажирского транспорта, то возможно, что именно
этот сегмент станет лидировать по темпам роста числа и объемов
лизинговых сделок в 2006 году. А со временем, так же как сейчас лизинг
легкого транспорта, приобретет массовость и уступит роль наиболее
активно развивающегося сегмента, например, лизингу самолетов.
2024 © allbe.ru
|