Лизинг на ценной бумаге
Темпы роста сферы лизинговых услуг - одни из самых впечатляющих на
российском финансовом рынке - 50% в год. По данным ассоциации "Рослизинг",
оборот в этом сегменте в прошлом году достиг $10 млрд и в этом вырастет
более чем на 30%. Бумаги, обеспеченные залогом прав требования по
платежам заемщиков и самого предмета лизинга, позволят компаниям снижать
стоимость денежных средств по сравнению с банковскими кредитами. Для
клиентов лизинговых компаний это означает, что они смогут заключать
договоры лизинга на более длительный срок и под меньшие проценты. До сих
пор единственным в России эмитентом облигаций, обеспеченных лизинговыми
платежами, была компания Red Arrow International Leasing, чьи бумаги
были обеспечены залогом прав требования по лизинговым платежам и
подвижного состава ОАО РЖД. В марте этого года она выпустила
обязательства на сумму 12,57 млрд руб., а в октябре планирует размещение
еще на 10,5 млрд руб.
В следующем году на рынок облигаций, обеспеченных лизинговыми платежами,
планируют выйти "РТК-лизинг", Europlan, лизинговая компания "Уралсиб",
ассоциация лизинговых компаний (АЛК) "Промсвязьлизинг" и "Лизинг-моторс"
(лизинговая компания Национального банка развития).
"В этом году мы уже прошли этап синдикации и располагаем базой для
проведения секьюритизации лизинговых сделок",- заявляет директор по
развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов.
Генеральный директор ЛК "Уралсиб" Дмитрий Шицле не стал скрывать, что от
ряда западных банков уже получены предварительные предложения по
секьюритизации лизинговых активов компании.
Заместитель начальника инвестиционно-банковского управления
Промсвязьбанка Наталья Шабанова сообщила "Бизнесу", что секьюритизация
лизинговых активов будет включена в продуктовую линейку банка. По ее
словам, сейчас рассматривается возможность выпуска весной следующего
года бумаг одного из клиентов банка. Затем планируется выпуск
обеспеченных облигаций для АЛК Промсвязьбанка и других лизинговых
компаний.
Шабановасчитает: чтобы размещение было успешным, у компании должны быть
известные лизингополучатели, диверсифицированный портфель и ликвидный
предмет самого лизинга. В первую очередь это авиационный,
железнодорожный и автомобильный транспорт.
Старший аналитик Райффайзенбанка Олег Гордиенко говорит, что эмитенты
второго эшелона, к которым относятся и лизинговые компании, будут
сложнее восприниматься рынком. Он считает, что среди лизинговых компаний
все же есть лидеры, обеспеченные облигации которых могут быть хорошо
оценены иностранными инвесторами. Например, "РТК-лизинг". Гордиенко
обращает внимание, что у "РТК-лизинг" есть контракты с дочерними
компаниями "Связьинвеста". Если бумаги будут выпускать под такие
контракты, они будут интересны для рынка.
Аналитик Райффайзенбанка полагает: доходность по ним будет сравнима с
доходностью по рублевым облигациям в России. Аналитик ИБ "Траст" Павел
Пикулев добавляет: бумаги РТК будут покупать "агрессивные" нерезиденты,
которые на фоне интереса к рублевым инструментам сейчас берут бумаги
второго эшелона.
Финансовый директор "РТК-лизинг" Андрей Козин не исключил возможности
выпуска обеспеченных облигаций, однако подробно комментировать для
"Бизнеса" планы компании отказался, сославшись на "неразработанность"
инструмента.
Александр Михайлов говорит, что рынку еще только предстоит научиться
оценивать эти долги. При этом он подчеркивает: для лизинговых компаний
это сложный и не имеющий в России прецедентов механизм.
2024 © allbe.ru
|