Лизинговая доля
Бурный рост российского лизинга продолжается уже несколько лет. Но
привычного для развитых стран веса в экономике он пока не достиг –
стартовать пришлось практически с нуля.
Скрытые силы
Последние четыре года рынок лизинговых услуг показывает впечатляющие
темпы роста. Статистику приводит финансовый директор компании «РБ-Лизинг»
Павел Пискун: «Группа по развитию лизинга IFC в рамках Всемирного банка
проводила в 2001 году исследование рынка. Тогда они оценили его объем в
$1,7 млрд, а в 2004 году, по оценкам РА „Эксперт”, он составил уже $5
млрд. За три прошедших года рынок вырос в три раза – то есть ежегодные
темпы роста были около 45%».
Но даже эти цифры, по мнению некоторых экспертов, приблизительны.
Дмитрий Лелецкий, автор интернет-проекта о лизинге http://www.unlease.ru/,
говорит, что далеко не все лизинговые компании раскрывают информацию о
своей деятельности. Лизинг не лицензируется и не регистрируется, единой
базы данных нет, и в оценку рынка попадает только тот, кто сообщает о
себе. Генеральный директор компании «Авангард-Лизинг» Александр
Кожевников считает, что объем «невидимого» лизинга составляет 15–20% от
регистрируемого. Не дают информацию, например, продавцы техники, которые
для стимулирования продаж предоставляют услуги лизинга своим клиентам
(но не воспринимают эту деятельность как профильную) и кэптивные
лизинговые компании в составе больших холдингов, обслуживающие только
«своих» клиентов.
По мнению экспертов, темпы роста отрасли так высоки из-за весьма
«низкого» старта. Десять лет назад рынок стартовал практически с нуля, и
до 2000 года темпы роста были невелики. Причиной нынешнего скачка
Дмитрий Шицле, генеральный директор «Лизинговой компании „Уралсиб”»,
считает повышение спроса на долгосрочное финансирование расходов на
перевооружение и расширение производства. Скажем, серьезное влияние на
рынок оказывает обращение к лизингу ОАО «Российские железные дороги».
Парк вагонов не менялся долгое время, и теперь только для компенсации
выбытия старой техники РЖД тратит огромные средства, а на лизинговую
программу будет потрачено несколько миллиардов рублей. Александр
Кожевников рассказывает, что к лизингу железнодорожники шли долго: «Мы в
свое время первыми заключили договор на подвижной состав – в 2001 году.
Сейчас это уже совершенно нормальный вид деятельности, и ни у одного
железнодорожника не возникает вопрос, что такое вагоны в лизинг. А
когда-то нам пришлось активно добиваться того, чтобы Министерство путей
сообщения дало телеграмму, просто разрешающую регистрацию таких
вагонов». Но теперь потребности железнодорожного транспорта могут
создавать значительную долю рынка.
Резервов для роста у отрасли лизинговых услуг пока предостаточно. Для
западных стран характерна 15–30-процентная доля лизинга в совокупном
объеме инвестиций в производственные фонды, для стран Восточной Европы –
5–15%, для России – около 6%. Павел Пискун говорит, что достаточно
быстрый рост, по оценкам его компании, будет продолжаться в течение
ближайших пяти лет.
Все в лизинг
По словам Дмитрия Шицле, автотранспорт – грузовой и легковой – лидирует
по количеству заключенных договоров. Как и в Европе, транспорт – самый
популярный объект лизинга, им занимаются около 70% операторов. Несмотря
на это, наибольший удельный вес в общем объеме лизингового рынка имеет
лизинг оборудования связи, добывающих отраслей, строительной техники и
железнодорожного транспорта, то есть дорогостоящих производственных
фондов.
Доля капиталоемких основных средств, как считают многие эксперты, в
дальнейшем будет только расти. Кроме РЖД, финансирующего приобретение
вагонов, на этот рынок, по мнению Александра Кожевникова, все активнее
выходят «Газпром» и РАО ЕЭС. Всеми ожидается рост лизинговых операций
при приобретении авиатехники (прямая покупка самолетов не под силу,
пожалуй, ни одной российской компании) и сельскохозяйственной техники
(износ имеющегося парка достиг критического уровня). Так, «Лизинговой
компанией „Уралсиб”» в марте 2005 года запущена программа по
финансированию поставок сельхозтехники западных производителей на срок
до семи лет.
Есть и сектора-аутсайдеры. Таким, по словам генерального директора
компании «Глобус-Лизинг» Бориса Курцмана, является лизинг
дорожно-строительной техники – из-за сильной зависимости от бюджетного
финансирования. А по мнению Дмитрия Шицле, в отличие от западной
практики наименее освоенным остается лизинг недвижимости – лишь около
0,6% от оборота.
Битва за эффективность
Как показал наш совместный с Ассоциацией менеджеров России опрос по
источникам финансирования, многие финдиректора российских компаний не
жалуют лизинг. Их аргументы: за некоторым исключением, лизинговые
компании не имеют доступа к деньгам западных банков и, являясь не очень
эффективными и не очень крупными новичками на рынке, предлагают цену
услуги по схеме «кредит российских банков плюс оплата собственных
завышенных накладных». Вряд ли лизинговые компании полностью согласятся
с такими доводами. Например, Дмитрий Лелецкий считает, что длинных и
дешевых денег в условиях неустойчивых формирующихся рынков просто не
бывает: «Даже если кто-то и имеет доступ к сравнительно недорогим
иностранным деньгам, то из этого не следует, что для последнего заемщика
они останутся столь же дешевыми». Стоимость денег пропорциональна
предпринимательским рискам, а риски инвестирования в России примерно
одинаковы для капитала любого происхождения. Александр Кожевников
замечает, что никто из компаний с западным капиталом в пятерку
крупнейших на рынке не входит. Он уверен, что пока западный опыт в
России не работает, у компаний с российским и западным капиталом равные
шансы на успех.
По мнению Дмитрия Лелецкого, дешевые деньги скорее появятся для развития
лизинга в тех отраслях, которые государство считает приоритетными,– в
военно-промышленном комплексе, аграрном секторе, энергетике, тяжелом
машиностроении и авиапроме, коммунальном хозяйстве. Кстати, на
нерыночный доступ к бюджетным средствам Дмитрий Шицле указывает как на
проблему, тормозящую развитие отрасли.
При этом Дмитрий Лелецкий соглашается с мнением о невысокой
эффективности российских лизинговых компаний. Он считает, что настоящий
лизинг должен быть дешевле покупки в кредит в абсолютном, денежном
выражении. Ведь лизинговая компания экономит на налогах и должна
делиться этой экономией. Лизинг должен быть дешевле еще и потому, что
лизинговая компания оставляет за собой право собственности на имущество,
которое тоже имеет стоимость. Кроме того, приобретая имущество,
лизинговая компания зачастую оставляет себе торговые премии от
продавцов. Естественно, в нынешней ситуации неконсолидированного рынка,
когда уровень конкуренции невелик, до этого еще очень далеко.
Как замечает Борис Курцман, самая острая конкуренция сейчас в лизинге
автотранспорта. Именно там оценка рисков наиболее формализована – вплоть
до введения скоринговых программ и заключение лизинговых договоров
поставлено на поток.
Лизинг-препятствия
Одной из самых актуальных проблем развития лизингового рынка является
неразвитость инфраструктуры. Дмитрий Шицле уверен, что рынок сможет
расти эффективнее, если будут развиваться кредитные бюро и вторичный
рынок оборудования. Но решение инфраструктурных проблем, как указывают
эксперты, дело времени.
Гораздо больше претензий у представителей лизинговых компаний к
государственным органам. Только Дмитрий Лелецкий смог привести пример
позитивного влияния на отрасль последних законодательных актов. Он
считает, что принятие Таможенного кодекса сделало прохождение таможенных
процедур более четким и логичным – что для лизинговых компаний
достаточно важный аргумент.
Критике арендодателей подвергаются и различные регуляторы рынка. Павел
Пискун говорит, что те факторы, которые обычно свидетельствуют о бурном
росте объемов деятельности лизинговой компании и активном наращивании ею
своего портфеля, по мнению Центробанка (речь идет о постановлении
Центробанка №254-П «О порядке формирования кредитными организациями
резервов на возможные потери по ссудам»), свидетельствуют об ухудшении
финансового состояния компании. Банки, кредитуя динамично развивающиеся
лизинговые компании, вынуждены резервировать больше средств, а это
немедленно сказывается на процентной ставке.
Но больше всего претензий к налоговому законодательству и налоговым
органам. Павел Пискун считает, что Налоговый кодекс совершенно не
учитывает особенности лизинга, хотя для других участников финансовых
рынков порядок налогообложения оговорен специальными нормами. Очень
много проблем связано с НДС. По словам Александра Кожевникова, налоговая
служба всеми правдами и неправдами пытается не признавать правомочность
постановки НДС к зачету. Практически все лизинговые компании, утверждает
он, сейчас находятся с налоговыми инспекциями в той или иной стадии
судебных разбирательств.
Что впереди
На ближайшие два-три года большинство экспертов прогнозируют быстрый
рост отрасли – около 30–40% в год с замедлением по мере приближения к
среднеевропейским цифрам. Второй тенденцией, о которой говорят многие
эксперты, станет укрупнение лизинговых компаний и их ускоренная
капитализация.
По мнению Бориса Курцмана, в конкурентных секторах – например, в
автолизинге – будет усиливаться специализация компаний. Уже сейчас
клиент может выбрать в «Глобус-Лизинге» несколько программ по
транспорту: аренду с полным выкупом, частичный «трейд-ин» или
полнооперационный лизинг. Кроме того, считает Борис Курцман, следует
ожидать появления синдикатов для выполнения крупных лизинговых проектов
– скажем, в авиации, в судостроении, энергетике и других капиталоемких
отраслях. Система внешнего финансирования лизинговых компаний уже сейчас
становится более разнообразной: уже несколько компаний провели эмиссию
рублевых облигаций, средства привлекаются и в виде товарных кредитов
поставщиков.
Дмитрий Шицле ожидает удешевления стоимости лизинга за счет привлечения
западных денег и расширения каналов продаж через освоение регионов.
Борис Курцман видит резерв в повышении прозрачности компаний, выходе их
из тени – именно сейчас им выгодно становиться клиентами лизинговой
компании.
2025 © allbe.ru
|