сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Лизинг строит регионы

Лизинг активно шагает из центра на Восток России, эксперты говорят, что сейчас происходит формирование регионального рынка. В ближайшие два года заметный рост лизинговым компаниям обеспечит именно провинция.

Лизинг — форма кредитования без передачи права собственности на товар арендатору. Lease (англ.)— аренда, имущественный наем. В 2001 году объем лизинговых сделок в России составил $1,7 млрд, в 2004 году — более $5 млрд.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг», последние три года объем лизинговых сделок в России увеличивается на 40% ежегодно, что почти в 4 раза больше темпов роста инвестиций в основной капитал. Такая динамика была очевидна и предсказуема: промышленные предприятия остро нуждались в обновлении изношенных фондов при такой же острой нехватке средств на это. Правовое обеспечение лизинговой деятельности и отмена лицензирования привели к увеличению и числа компаний, и количества сделок. Жесткая конкуренция позитивно сказалась на качестве лизинговых услуг. Все это дало мощный импульс развитию рынка. Так, если в 2002 году группа компаний «Балтийский лизинг» заключила договоров лизинга на сумму в $22 млн, то в 2004 году уже на $72 млн, то есть объем заключенных договоров увеличился более чем втри раза. Не всякая отрасль может похвастаться такими показателями роста, однако и в этом году лизинг сохраняет высокие темпы развития. Компания «Альфа-Лизинг» планирует прирост бизнеса в 2005 году более чем на 70%, в «Стоун-XXI» по итогам 9 месяцев 2005 года уже зафиксировали рост около 80%.

Сегодня более четверти сделок относятся к лизингу грузового и пассажирского транспорта, 30% — сервисного, машиностроительного и телекоммуникационного оборудования. Лизинг в сфере недвижимости из-за длительных сроков амортизации недвижимого имущества и проблем с переходом прав собственности пока не получил развития. Не востребован пока лизинг и в сфере российского ЖКХ.

По лизинговой схеме многие компании обновляют парк судов, вагонов, лайнеров, даже для приобретения военной техники все чаще используется лизинг. Однако наиболее серьезный прирост лизингового рынка, по прогнозам экспертов, обеспечат предприятия среднего и малого бизнеса.

Большинство лизинговых сделок, по данным «РБК. Исследования рынков», приходится на Приволжский федеральный округ и Москву ($991 млн и $1042 млн соответственно). Объем лизинговых сделок, осуществляемых на территории Петербурга и Центрального федерального округа, примерно равен и составляет $655 и $630 млн соответственно. По мнению первого заместителя генерального директора компании ООО «Ренессанс-Лизинг» Андрея Тилицина, сегодня в большинстве регионов ситуация такая же, как в Москве около 5 лет назад: «Лизинговые компании повернулись к регионам, где как такового лизингового рынка на сегодня нет. Одна-две компании на город-миллионник — это катастрофически мало и несерьезно. Столичные компании, приходящие в регион, фактически создают там рынок и устанавливают свои правила игры». Востребованность московских технологий и денег подтверждается в региональных филиалах компаний.

Самыми динамичными направлениями лизинга являются автотранспорт, оборудование для сферы металлообработки и машиностроения и строительная техника. Северо-Запад России — яркий пример интенсивного развития лизинга. «Ренессанс-Лизинг», открыв филиал в Петербурге в марте 2005 года, на сегодняшний момент уже имеет более 150 договоров, причем 85% из них оформлены на строительную спецтехнику. А Русско-германская лизинговая компания («РГ-лизинг») вообще вывела строительную и строительно-дорожную технику в отдельное направление бизнеса. Петербургская компания «Балтийский лизинг» в 2002 году заключила лизинговых договоров на строительную технику на сумму $3 млн. В 2004 году этот показатель возрос до $12,5 млн.

Эксперты прогнозируют, что в ближайший год-два будет зафиксирован резкий рост сделок ввосточных регионах России. Это объясняется высокой потребностью в производственных фондах. В центральных регионах сегодня покупают строительную технику в лизинг не для формирования парка, а уже для его обновления. В Москве по сравнению с 2003 годом уже отмечено снижение роста количества новых сделок покрупной строительной технике.

Региональный акцент— спецтехника

«В столице бизнес очень часто оформляет в лизинг предметы роскоши, в регионах берут средства производства»,— отмечает Андрей Тилицин из «Ренессанс-Лизинга». Если в Москве лизинговый портфель компании часто «забит» легковым авто, то врегионах, в том числе и в Петербурге — спецтехникой.

При этом регионы более сориентированы на отечественную технику — она значительно дешевле, а функционально порой не уступает импортным аналогам. В количественных показателях лизинга импортная техника уже проигрывает российской. «У нас охотно покупают отечественную технику — строительно-дорожную, краны, бульдозеры, спецавтотранспорт. Большая часть такой техники раньше поставлялась из Европы, но в связи с ростом курса евро, техника становится достаточно дорогой и это в определенной степени сдерживает приобретение европейской техники. Сейчас — и не только по строительно-дорожной технике — идет переориентация на покупку оборудования, цена на которое формируется в долларах — это японская, корейская, американская техника. А также российская, которая имеет свою нишу»,— отмечает коммерческий директор компании «РГ-лизинг» Сергей Клишо. Специалисты рынка сходятся во мнении, что «простое железо» в России все-таки делать умеют, отечественная техника — популярный предмет лизинга.

Больше года один из лидеров отечественного краностроения — компания «Уралкран» — активно работает с лизинговыми компаниями. И сегодня уже более половины производимой продукции — строительные краны, грузозахватная техника — реализуется посредством финансовой аренды, расширяется и география поставок. «Раньше строители настороженно к этому относились, сейчас они начинают понимать выгоду лизинговых схем, — говорит директор по продажам Торгового дома «Уралкран» Андрей Терентьев.— В настоящее время около 60% продукции ТД «Уралкран уходит по лизингу. У нас штучный товар, кран стоит около 6 млн рублей. В основном оформляется по одному крану. Лизингом пользуются строители, которые не имеют достаточных оборотных средств, для того чтобы произвести единовременный платеж. Таких компаний в регионах много».

Полученное по лизингу оборудование не облагается налогом на имущество, кроме того, платежи по лизингу можно относить на себестоимость. А возможность применения в отношении объекта лизинга ускоренной амортизации позволяет предприятию максимально быстро восстановить через себестоимость инвестиционные затраты. Сегодня некоторые лизинговые компании берут на себя не только финансовое обеспечение, но и доставку, установку, наладку оборудования и даже обучение персонала. Поэтому зачастую российский компании — производители оборудования, которым также выгоден лизинг, обеспечивающий реальный сбыт, не заключают прямых договоров с какой-либо лизинговой компанией — покупатель выбирает сам. «Мы работаем с лизинговыми компаниями по всей стране, — подчеркивает директор по продажам ТД «Уралкран» Андрей Терентьев.— В настоящий момент мы имеем отлаженные рабочие отношения с лизинговыми структурами Москвы, Екатеринбурга, Петербурга. Это право покупателя — решать с какой компанией и на каких условиях работать».

В России будет появляться все больше «продвинутых» пользователей лизинга, четко понимающих: по истечении наиболее продуктивного срока эксплуатации техники (порядка пяти лет) от нее лучше избавляться, чтобы избежать лишних хлопот. А в условиях, когда каждые три-четыре года появляется оборудование большей производительности, высокой функциональности, заботы о реализации техники, бывшей в эксплуатации, которые перекладываются на лизинговую компанию, значительно облегчают жизнь компаниям-потребителям.

Особенности национального лизинга

По вполне объективным причинам сегодняшний рынок использует не весь потенциал роста. По мнению экспертов, многие лизинговые компании, находясь в полной зависимости от банков-учредителей, оказываются финансово слабыми, неспособными вырабатывать самостоятельную стратегию, а малейшая нестабильность банка сказывается на лизинговой компании. До сих пор помимо залога предмета лизинга часто требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. Именно это и мешает активно включиться в лизинговый процесс малому бизнесу. Существуют проблемы и со вторичным рынком оборудования.

Отсутствие «длинных» денег сказывается при заключении контрактов на лизинг дорогого оборудования и недвижимости. Понятно, что лизинговые компании, аффилированные сзападными банками, которым доступны долгосрочные и относительно дешевые финансовые ресурсы, обладают неоспоримым конкурентным преимуществом. Объем сделок Российско-германской лизинговой компании за последнее время увеличился в разы: если в начале 2004 года лизинговый портфель составлял порядка $200-300 млн, то на сегодня его объем достиг $1 млрд. Столь резкий подъем обеспечили несколько крупных сделок, которые компания готовила достаточно долгое время. Такая динамика не является показателем развития российского рынка, объективно признают в компании. «Для успешных лизинговых компаний в России хороший показатель роста — это 20-30% в год», — отмечает коммерческий директор «РГ-лизинг» Сергей Клишо. В «Балтийском лизинге» говорят, что вполне реальны темпы роста и в 30-35%.

Мировой опыт показывает, что доля лизинга в инвестициях в оборудование составляет 15-20%, а в некоторых странах — США, Великобритании, Ирландии — этот показатель выше 30%. В России эти цифры пока очень малы.
 




2024 © allbe.ru