сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Низкий старт к лизингу

Лизинговые компании констатируют отсутствие спроса к их услугам со стороны продовольственного бизнеса. Одним, по их мнению, возможности этого финансового инструмента попросту не известны, другим же они и вовсе не интересны. Насколько все-таки близок финансист пищевику, искал ответ Максим Бородин

Динамика развития российского рынка лизинговых услуг впечатляет. Согласно оценкам экспертов, его емкость достигает сегодня примерно $5-6,5 млрд. При этом на протяжении уже нескольких лет он стабильно прирастает в среднем на 40-50% ежегодно. Свой вклад в развитие лизинга вносят практически все отрасли отечественной экономики. В том числе и продовольственный сектор. Однако, несмотря на то что пищевая промышленность развивается весьма динамично, активным потребителем лизинга ее пока трудно назвать. Ряд особенностей, сложившихся на продовольственном рынке, не позволяют максимально эффективно использовать операторами современные финансовые инструменты. Так, крупные производители продуктов питания (обычно, предприятия с определенной долей иностранного капитала или просто транснациональные корпорации) предпочитают привлекать инвестиции в основные фонды самостоятельно, не прибегая к сотрудничеству с российскими независимыми или банковскими лизинговыми компаниями. Масштабные проекты по приобретению новых мощностей, производственных площадок, оборудования реализуются в таких случаях, как правило, либо на собственные средства, либо же на эти цели берется долгосрочный кредит у западных партнеров. «Сектор продовольствия на сегодняшний день демонстрирует избыточную ликвидность, поэтому к длинным (заемным) ресурсам операторы этого рынка прибегают только в исключительных средствах», – объясняет пассивность спроса Ашот Бычков, генеральный директор компании «Абсолют Лизинг». Схемы В чистом виде лизинг все же присутствует на российском продовольственном рынке. Однако операции реализуются, как правило, без участия рыночно ориентированных лизингодателей. В одном случае, используются собственные лизинговые компании, специально для таких случаев и организованные при крупных продовольственных компаниях. Такая мера обычно носит название «оптимизация закупочной деятельности» или «оптимизация налогообложения». «Я несколько раз сталкивался с дочерними компаниями пищевых монстров, куда закачиваются собственные деньги акционеров и просто в целях оптимизации налогообложения делается такой вот вроде бы лизинг. Но в заемных средствах они чаще всего не нуждаются, потому что скорость обращения денег там совершенно безумная», - отмечает г-н Бычков. В другом случае, сам поставщик оборудования (чаще всего не российский) рекомендует покупателю свою (опять же нероссийскую) лизинговую компанию. «Во-первых, у крупных компаний зачастую достаточно своих финансовых ресурсов. Во-вторых, есть где привлечь наемные средства. Может, есть даже свои лизинговые компании. А если им нужно будет взять в лизинг оборудование, то они сделают это с помощью самих поставщиков оборудования – западных, при которых работают лизинговые компании. К тому же там другие, более выгодные, чем сейчас в России, условия», - комментирует Алексей Шапошников, заместитель генерального директора компании «ВИП-лизинг». Подобная ситуация, по мнению представителей лизинговых компаний, характерна для большинства секторов отечественного продовольственного рынка. Речь здесь идет в основном о наиболее капиталоемких секторах с относительно высоким уровнем консолидации активов: мясопереработка, производство кисломолочных продуктов, кондитерских изделий, напитков, пива и др. алкогольной продукции. Некоторым исключением являются новые сегменты рынка, начавшие свое развитие в России не так давно. «Кондитерские фабрики принадлежат огромным финансовым группам. Также я не вижу, чтобы интерес проявляли производители алкоголя. В принципе, некоторую активность проявляют производители консервированной плодоовощной продукции. И все, пожалуй», – констатирует Ашот Бычков. Размер В то же время продовольственный бизнес среднего и мелкого масштаба, в отличие от своих конкурентов-гигантов, интерес к лизингу проявляет более масштабный. Располагая гораздо более скромными финансовыми возможностями, не имея беспрепятственного доступа к банковским кредитам, он в полной мере готов оценить все удобства и преимущества этого инструмента. Наиболее перспективными клиентами, по мнению г-на Бычкова, являются средние предприятия: машиностроительные, перерабатывающие, строительные компании и т. д. «То есть те сегменты, где роль государства мала, – подчеркивает он. – Лизинг – это рыночный инструмент, плановая экономика в нем не нуждается». Представители малого и среднего бизнеса, которые идут в «Лизинговую компанию УралСиб» за «длинными» инвестициями, составляют около 40% от всех клиентов. Генеральный директор компании Дмитрий Шицле отмечает, что сегодня для динамичного развития малых и средних предприятий требуется долгосрочный источник финансирования для расширения бизнеса и выведения производства на современный технологический уровень. «Лизинговая форма капитальных вложений предоставляет таким компаниям не только долгосрочное финансирование, но и экономию средств за счет налоговых преференций лизинга, предусмотренных законодательством в отношении этого вида инвестиционной деятельности», – уверен он. Соотношение «крупных» и «средних» клиентов в «Промсвязьлизинге» оценивают приблизительно один к одному. Алексей Шапошников из компании «ВИП Лизинг», специализирующейся на клиентах малого и среднего размера, отмечает: «Удобство для среднего бизнеса заключается в том, что для получения оборотных средств этим компаниям не требуется закладывать имущество или товар на складе». В сфере производства продуктов питания «ВИП Лизинг» сотрудничает в основном с малым бизнесом. Минимальная сумма сделки, с которой компания начинает работать, составляет $50 тыс. «У небольших фирм довольно динамично растут как производство, так и продажи. Торговля продовольствием вообще весьма прибыльная сфера. Наши отношения в этом сегменте развиваются успешно», – подчеркнул г-н Шапошников. Опыт Положительного опыта сотрудничества, как констатируют финансисты, в продовольственной сфере, похоже, значительно меньше, чем отрицательного. Сработать здесь удается далеко не всегда. Причин тому несколько. В первую очередь, операторы лизингового рынка отмечают нестабильное или, скорее, неоднозначное финансовое положение среднего бизнеса. «Мелкие и средние компании зачастую не являются финансово устойчивыми», – объясняет г-н Добровольский. Подтверждает эту точку зрения и г-н Бычков. «Я бы хотел, чтобы средний и мелкий бизнес занимали доминирующую долю среди наших клиентов. Однако проблема в том, что наша компания, как и большинство других лизинговых компаний, не готова кредитовать предприятия, финансовая отчетность которых непрозрачна», – говорит специалист. Помимо неоднозначного финансового положения среднего бизнеса есть и другая сторона медали. Так, несмотря на рост популярности лизинга в последние несколько лет, эксперты отмечают, что осознание необходимости использования этого финансового инструмента пришло сегодня далеко не ко всем руководителям. «Очевидно, многие из тех, кто не осознал выгоды лизинга, нуждаются в просветительской деятельности. И тогда они будут пользоваться этими услугами. А средние лизинговые компании, не имеющие доступа к длинным деньгам, вполне могут сформировать этот рынок», – отмечает г-н Бычков. Таким образом, с продовольственным бизнесом среднего и мелкого масштаба, где спрос на лизинг достаточно высокий, большинство лизинговых компаний работают пока не так активно. Однако, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет ситуация вполне может измениться в пользу пищевиков. Уровень насыщения Практически все специалисты прогнозируют здесь значительный рост конкуренции. Так, на сегодняшний день рынок лизинга оценивается как слабо насыщенный. Исключение составляют только отдельные специфические отрасли. «Мне кажется, что на сегодняшний день рынок совершенно не насыщен. За исключением монополизированных сфер лизинга. Если говорить об отдельных сегментах, то там может быть насыщение», – комментирует ситуацию г-н Бычков. Однако вопроса ужесточения конкуренции это не снимает. По мнению экспертов, не стоит ожидать резкого роста числа отечественных операторов. Новые компании возможно и будут возникать, но в примерном соответствии с расширением рынка. Другое дело – зарубежные коллеги. Степень их заинтересованности в российском рынке лизинга, а также амбиции и реальные возможности отечественные игроки оценивают по-разному. При этом о преимуществах западных компаний высказываются практически однозначно. Это свободный доступ к «длинным» и «дешевым» деньгам и, во вторую очередь, детально разработанные технологии ведения бизнеса. Как показывает практика, иностранцы, принимая решение об открытии бизнеса в новых для себя регионах, весьма долго оценивают возможные риски. Однако, приняв решение, действуют весьма энергично. Эксперты не исключают активизации западных компаний на российском рынке. Естественным последствием в таком случае станет ужесточение конкуренции. Крупные отечественные лизинговые структуры, имеющие доступ к длинным деньгам и дешевым западным финансовым ресурсам, а это чаще всего банковские лизинговые отделения, в принципе, смогут конкурировать с западными коллегами. У них есть свои конкурентные преимущества. А вот для средних компаний одним из возможных вариантов развития может стать более узкая специализация, выбор определенной ниши рынка. В этот момент отношение к среднему бизнесу, в том числе и продовольственному, вполне может поменяться в лучшую сторону. Ряд особенностей, сложившихся на продовольственном рынке, не позволяют максимально эффективно использовать операторами современные финансовые инструменты Положительного опыта сотрудничества, как констатируют финансисты, в продовольственной сфере, похоже, значительно меньше, чем отрицательного «Очевидно, многие из тех, кто не осознал выгоды лизинга, нуждаются в просветительской деятельности» Ашот Бычков, генеральный директор компании «Абсолют Лизинг»
 




2024 © allbe.ru