Роль систем управления в стратегии развития
лизинговых компаний
Российский рынок лизинга бурно развивается, и в настоящее время эксперты
обсуждают, что ждет эту сравнительно молодую отрасль в дальнейшем.
Согласно одному из прогнозов, темпы роста рынка будут увеличиваться до
2010 года. В условиях возрастающей конкуренции выжить удастся только
сильнейшим. Лидерские позиции удержат или завоюют те лизинговые
компании, которые смогут выстроить стратегии своего развития в
соответствии с требованиями рынка. Самыми значимыми факторами
конкурентоспособности сегодня являются присутствие в регионах,
разработка новых программ для клиентов, скорость обработки заявки и
принятия кредитного решения. И, конечно, критически важными моментами в
этой ситуации становятся четко выстроенные бизнес-процессы компании,
оперативное управление денежными потоками и возможность гибко
реагировать на малейшие изменения в настроениях потребителей. Надо ли
говорить, что все это невозможно без комплексной автоматизации.
Автоматизация уже давно не роскошь, а одно из самых серьезных
конкурентных преимуществ. Рано или поздно любая лизинговая компания
приходит к пониманию необходимости внедрения информационной системы. И
сталкивается с вопросами, без ответа на которые получить эффективно
работающую систему невозможно. Как выбрать поставщика системы? С чего
начинать проект автоматизации? Как расставить приоритеты? Единственная
проблема – простых ответов не существует. Принятие решения в пользу той
или иной системы зависит от стратегии развития лизинговой компании, от
той информации о поставщиках и их клиентах, которую удалось найти, от
наличия или отсутствия опыта автоматизации и т.д. Рассмотрим ключевые
моменты, которые помогут определиться с выбором системы и станут залогом
успешности проекта внедрения.
Правильная расстановка приоритетов автоматизации определит
последовательное развитие информационной системы лизинговой компании.
Основными участками автоматизации (с точки зрения построения
бизнес-процессов лизинговой компании) обычно называют:
фронт-офис (от первого контакта с клиентом до подписания договора
лизинга);
мидл-офис (от подписания договора до поступления первого лизингового
платежа);
бэк-офис (управление лизинговым, кредитным, страховым портфелями;
платежная дисциплина);
бухгалтерию.
Кроме того, лизинговым компаниям часто требуется автоматизация
управления финансами (планирования, бюджетирования) и учета по
международным стандартам.
Наиболее приоритетная задача в любой лизинговой компании – организация
работы бэк-офиса и бухгалтерии – самых ресурсоемких участков бизнеса,
отвечающих за точный фактический учет и обработку результатов
деятельности компании. Бэк-офис и бухгалтерия – основные источники
аналитической информации и, по сути, фундамент информационной системы.
Поэтому проект по внедрению целесообразно начинать именно с
автоматизации бэк-офиса и бухгалтерии.
Последующие этапы проекта внедрения зависят от бизнес-стратегии
лизинговой компании. Компании при финансовых институтах и при
поставщиках, ориентированные на развитие региональной сети и применение
так называемого «продуктового» подхода, стремятся максимально увеличить
доступность лизинговой услуги. Следующим шагом проекта для таких
компаний является внедрение системы управления фронт-офисом. Лизинговые
компании «одного клиента» (как правило, это внутрихолдинговые компании
или компании, сосредоточенные на одном или нескольких крупных
лизингополучателях) в большей степени сконцентрированы на вопросах
эффективного распределения финансовых потоков и поэтому после
автоматизации бэк-офиса и бухгалтерии обращаются к проблеме управления
финансами и бюджетирования. Представительства иностранных компаний,
независимо от специализации, самое пристальное внимание уделяют
внедрению системы отчетности по международным стандартам. Это, как
правило, связано с необходимостью регулярно предоставлять отчеты в
головной офис.
Выбор варианта построения ITстратегии компании впоследствии окажет
огромное влияние на бизнес, поэтому данный вопрос необходимо тщательно
продумать. IT стратегия должна гармонично вписываться в общую стратегию
развития компании, и тогда информационная система будет способствовать
повышению эффективности бизнеса. Неверно выбранная стратегия начнет
«тормозить» работу и в конечном итоге может привести к потере рыночной
позиции.
Существующий опыт автоматизации лизинговых компаний показывает, что не
все пути реализации IT стратегии являются успешными. Ниже приведено
несколько неудачных вариантов.
Вариант первый: использование «1С:Бухгалтерии» для бухгалтерского учета
и возможностей программы MS Excel для управления. Подобное сочетание
весьма часто можно было встретить еще 2-3 года назад, когда
специализированные решения для учета и управления в лизинговых компаниях
еще не были столь распространены, как сейчас. Конечно, в этом случае
сложно говорить даже о минимальном уровне автоматизации, однако такой
подход позволял лизинговым компаниям сосредоточиться на развитии
бизнеса, не вкладывая ресурсы в «сомнительную» автоматизацию. Вариант
“«1С:Бухгалтерия» + Excel” до сих пор используется в регионах, куда еще
не добрались столичные системы управления.
Вариант второй: внедрение заказной или «самописной» системы. Московские
лизинговые компании этот путь автоматизации сейчас уже практически не
рассматривают, отдавая предпочтение отраслевому опыту, заложенному в
готовых решениях. Однако в других городах такой вариант время от времени
используется по причине высокой стоимости столичных систем. Пожалуй,
единственное преимущество заказной разработки (если, конечно, удастся
собрать грамотную команду постановщиков задач и программистов и
организовать проект) – ее полное соответствие потребностям компании. Но
и это достоинство исчезает, когда компания «вырастает» из написанного
функционала. Недостатки же подобного подхода к автоматизации очевидны:
зависимость компании от коллектива разработчиков и отсутствие
перспективы развития «доморощенной» системы (обычно простыми доработками
проблема новых потребностей компании не решается, и возникает
необходимость полностью переписать систему).
Вариант третий: автоматизация бухгалтерского учета средствами
«1С:Бухгалтерии», а управленческого учета – средствами решения на
западной платформе. Этот подход обычно продиктован желанием внедрить
систему на известной западной платформе, доказавшей свою эффективность в
американских и европейских компаниях. Однако знание российской специфики
ведения бухгалтерского учета не позволяет руководителям предприятий
отказаться от использования «1С:Бухгалтерии». Основной минус такого
варианта в том, что работа бухгалтерии и бэк-офиса автоматизирована в
разных системах. Для лизинговых компаний такое разделение весьма условно
в силу большого объема общей для этих участков бизнеса информации и
пересечения функциональных обязанностей пользователей. В результате
возникает проблема «двойного ввода» и ряд вопросов: как решать проблему
интеграции, как разделять ответственность сотрудников и, наконец, что
делать, если полученные из двух систем данные расходятся? Можно сказать,
что этот вариант IT стратегии столь же эффективен, как и использование
MS Excel.
Вариант четвертый: комплексная автоматизация лизинговой компании с
помощью мощной западной системы. Этот вариант часто выбирают
представительства иностранных компаний, следуя указаниям центрального
офиса, стремящегося внедрить одну систему во всех своих филиалах.
Преимущества такого пути очевидны: обеспечение единого информационного
пространства компании, ведение всех видов учета в одной системе,
внедрение западного опыта. Но есть и недостатки: длительные сроки
внедрения (от 1-2 лет), не позволяющие удовлетворить потребности
динамично развивающегося бизнеса, и необходимость адаптации
бухгалтерского учета, организованного по западному образцу, под
российскую специфику. Кроме того, не стоит забывать о статистике: даже
на Западе около половины проектов автоматизации завершаются провалом. В
России схожая ситуация – немногим предприятиям удается успешно завершить
внедрение решения на западной платформе, а в лизинговой отрасли таких
компаний еще меньше.
Вариант пятый, а точнее, сразу несколько довольно экзотических
вариантов: внедрение «отдельно стоящей» системы управления финансами, не
интегрированной с другими программами, WEB-приложения и пр. Подробно
останавливаться на них не стоит в силу их очевидной бесперспективности.
Все эти подходы, как правило, не дают положительных результатов. Что,
безусловно, не является поводом для отказа от комплексной автоматизации.
Успешные сценарии развития IT стратегии существуют: многие лизинговые
компании уже используют систему автоматизации, и используют эффективно.
Более того, даже если выбран один из описанных выше вариантов и
оказалось, что он «не работает» (к примеру, проект продолжается уже два
года, а система до сих пор не запущена в эксплуатацию), то ситуацию
можно исправить. Для этого просто нужно пойти по другому пути. Есть
лизинговые компании, которые так и сделали.
В частности, один из вариантов, гарантирующий успешное завершение
проекта внедрения информационной системы, – автоматизация лизинговой
компании средствами решения «Хомнет:Лизинг». Первый шаг на пути к успеху
– постановка в компании учета за счет автоматизации участков бэк-офиса и
бухгалтерии. А после получения первых результатов – дальнейшее развитие
системы с применением поэтапной методики внедрения: в зависимости от
приоритетов следующим шагом может быть автоматизация фронт-офиса,
управления финансами или учета по международным стандартам.
Эффективность этого подхода доказана опытом более чем 70 лизинговых
компаний.
Какой бы из вариантов автоматизации вы не избрали, важно помнить
следующее: верно выбранная IT стратегия приносит ощутимую пользу
компании уже через полгода после начала проекта внедрения информационной
системы.
2024 © allbe.ru
|