сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Роль систем управления в стратегии развития лизинговых компаний

Российский рынок лизинга бурно развивается, и в настоящее время эксперты обсуждают, что ждет эту сравнительно молодую отрасль в дальнейшем. Согласно одному из прогнозов, темпы роста рынка будут увеличиваться до 2010 года. В условиях возрастающей конкуренции выжить удастся только сильнейшим. Лидерские позиции удержат или завоюют те лизинговые компании, которые смогут выстроить стратегии своего развития в соответствии с требованиями рынка. Самыми значимыми факторами конкурентоспособности сегодня являются присутствие в регионах, разработка новых программ для клиентов, скорость обработки заявки и принятия кредитного решения. И, конечно, критически важными моментами в этой ситуации становятся четко выстроенные бизнес-процессы компании, оперативное управление денежными потоками и возможность гибко реагировать на малейшие изменения в настроениях потребителей. Надо ли говорить, что все это невозможно без комплексной автоматизации.

Автоматизация уже давно не роскошь, а одно из самых серьезных конкурентных преимуществ. Рано или поздно любая лизинговая компания приходит к пониманию необходимости внедрения информационной системы. И сталкивается с вопросами, без ответа на которые получить эффективно работающую систему невозможно. Как выбрать поставщика системы? С чего начинать проект автоматизации? Как расставить приоритеты? Единственная проблема – простых ответов не существует. Принятие решения в пользу той или иной системы зависит от стратегии развития лизинговой компании, от той информации о поставщиках и их клиентах, которую удалось найти, от наличия или отсутствия опыта автоматизации и т.д. Рассмотрим ключевые моменты, которые помогут определиться с выбором системы и станут залогом успешности проекта внедрения.

Правильная расстановка приоритетов автоматизации определит последовательное развитие информационной системы лизинговой компании. Основными участками автоматизации (с точки зрения построения бизнес-процессов лизинговой компании) обычно называют:

фронт-офис (от первого контакта с клиентом до подписания договора лизинга);
мидл-офис (от подписания договора до поступления первого лизингового платежа);
бэк-офис (управление лизинговым, кредитным, страховым портфелями; платежная дисциплина);
бухгалтерию.
Кроме того, лизинговым компаниям часто требуется автоматизация управления финансами (планирования, бюджетирования) и учета по международным стандартам.

Наиболее приоритетная задача в любой лизинговой компании – организация работы бэк-офиса и бухгалтерии – самых ресурсоемких участков бизнеса, отвечающих за точный фактический учет и обработку результатов деятельности компании. Бэк-офис и бухгалтерия – основные источники аналитической информации и, по сути, фундамент информационной системы. Поэтому проект по внедрению целесообразно начинать именно с автоматизации бэк-офиса и бухгалтерии.

Последующие этапы проекта внедрения зависят от бизнес-стратегии лизинговой компании. Компании при финансовых институтах и при поставщиках, ориентированные на развитие региональной сети и применение так называемого «продуктового» подхода, стремятся максимально увеличить доступность лизинговой услуги. Следующим шагом проекта для таких компаний является внедрение системы управления фронт-офисом. Лизинговые компании «одного клиента» (как правило, это внутрихолдинговые компании или компании, сосредоточенные на одном или нескольких крупных лизингополучателях) в большей степени сконцентрированы на вопросах эффективного распределения финансовых потоков и поэтому после автоматизации бэк-офиса и бухгалтерии обращаются к проблеме управления финансами и бюджетирования. Представительства иностранных компаний, независимо от специализации, самое пристальное внимание уделяют внедрению системы отчетности по международным стандартам. Это, как правило, связано с необходимостью регулярно предоставлять отчеты в головной офис.

Выбор варианта построения ITстратегии компании впоследствии окажет огромное влияние на бизнес, поэтому данный вопрос необходимо тщательно продумать. IT стратегия должна гармонично вписываться в общую стратегию развития компании, и тогда информационная система будет способствовать повышению эффективности бизнеса. Неверно выбранная стратегия начнет «тормозить» работу и в конечном итоге может привести к потере рыночной позиции.

Существующий опыт автоматизации лизинговых компаний показывает, что не все пути реализации IT стратегии являются успешными. Ниже приведено несколько неудачных вариантов.

Вариант первый: использование «1С:Бухгалтерии» для бухгалтерского учета и возможностей программы MS Excel для управления. Подобное сочетание весьма часто можно было встретить еще 2-3 года назад, когда специализированные решения для учета и управления в лизинговых компаниях еще не были столь распространены, как сейчас. Конечно, в этом случае сложно говорить даже о минимальном уровне автоматизации, однако такой подход позволял лизинговым компаниям сосредоточиться на развитии бизнеса, не вкладывая ресурсы в «сомнительную» автоматизацию. Вариант “«1С:Бухгалтерия» + Excel” до сих пор используется в регионах, куда еще не добрались столичные системы управления.

Вариант второй: внедрение заказной или «самописной» системы. Московские лизинговые компании этот путь автоматизации сейчас уже практически не рассматривают, отдавая предпочтение отраслевому опыту, заложенному в готовых решениях. Однако в других городах такой вариант время от времени используется по причине высокой стоимости столичных систем. Пожалуй, единственное преимущество заказной разработки (если, конечно, удастся собрать грамотную команду постановщиков задач и программистов и организовать проект) – ее полное соответствие потребностям компании. Но и это достоинство исчезает, когда компания «вырастает» из написанного функционала. Недостатки же подобного подхода к автоматизации очевидны: зависимость компании от коллектива разработчиков и отсутствие перспективы развития «доморощенной» системы (обычно простыми доработками проблема новых потребностей компании не решается, и возникает необходимость полностью переписать систему).

Вариант третий: автоматизация бухгалтерского учета средствами «1С:Бухгалтерии», а управленческого учета – средствами решения на западной платформе. Этот подход обычно продиктован желанием внедрить систему на известной западной платформе, доказавшей свою эффективность в американских и европейских компаниях. Однако знание российской специфики ведения бухгалтерского учета не позволяет руководителям предприятий отказаться от использования «1С:Бухгалтерии». Основной минус такого варианта в том, что работа бухгалтерии и бэк-офиса автоматизирована в разных системах. Для лизинговых компаний такое разделение весьма условно в силу большого объема общей для этих участков бизнеса информации и пересечения функциональных обязанностей пользователей. В результате возникает проблема «двойного ввода» и ряд вопросов: как решать проблему интеграции, как разделять ответственность сотрудников и, наконец, что делать, если полученные из двух систем данные расходятся? Можно сказать, что этот вариант IT стратегии столь же эффективен, как и использование MS Excel.

Вариант четвертый: комплексная автоматизация лизинговой компании с помощью мощной западной системы. Этот вариант часто выбирают представительства иностранных компаний, следуя указаниям центрального офиса, стремящегося внедрить одну систему во всех своих филиалах. Преимущества такого пути очевидны: обеспечение единого информационного пространства компании, ведение всех видов учета в одной системе, внедрение западного опыта. Но есть и недостатки: длительные сроки внедрения (от 1-2 лет), не позволяющие удовлетворить потребности динамично развивающегося бизнеса, и необходимость адаптации бухгалтерского учета, организованного по западному образцу, под российскую специфику. Кроме того, не стоит забывать о статистике: даже на Западе около половины проектов автоматизации завершаются провалом. В России схожая ситуация – немногим предприятиям удается успешно завершить внедрение решения на западной платформе, а в лизинговой отрасли таких компаний еще меньше.

Вариант пятый, а точнее, сразу несколько довольно экзотических вариантов: внедрение «отдельно стоящей» системы управления финансами, не интегрированной с другими программами, WEB-приложения и пр. Подробно останавливаться на них не стоит в силу их очевидной бесперспективности.

Все эти подходы, как правило, не дают положительных результатов. Что, безусловно, не является поводом для отказа от комплексной автоматизации. Успешные сценарии развития IT стратегии существуют: многие лизинговые компании уже используют систему автоматизации, и используют эффективно. Более того, даже если выбран один из описанных выше вариантов и оказалось, что он «не работает» (к примеру, проект продолжается уже два года, а система до сих пор не запущена в эксплуатацию), то ситуацию можно исправить. Для этого просто нужно пойти по другому пути. Есть лизинговые компании, которые так и сделали.

В частности, один из вариантов, гарантирующий успешное завершение проекта внедрения информационной системы, – автоматизация лизинговой компании средствами решения «Хомнет:Лизинг». Первый шаг на пути к успеху – постановка в компании учета за счет автоматизации участков бэк-офиса и бухгалтерии. А после получения первых результатов – дальнейшее развитие системы с применением поэтапной методики внедрения: в зависимости от приоритетов следующим шагом может быть автоматизация фронт-офиса, управления финансами или учета по международным стандартам. Эффективность этого подхода доказана опытом более чем 70 лизинговых компаний.

Какой бы из вариантов автоматизации вы не избрали, важно помнить следующее: верно выбранная IT стратегия приносит ощутимую пользу компании уже через полгода после начала проекта внедрения информационной системы.
 




2024 © allbe.ru