сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Выбирая лизинг

По итогам рейтинга лизинговых компаний, подготовленного агентством «Континент.Аналитика» (см. «КС» N 46 от 1 декабря 2006 г.), лизинговые компании СФО за первые девять месяцев работы 2006 года увеличили свой портфель в четыре раза. В чем состоят основные преимущества этого способа развития компании и какие критерии наиболее важны при выборе лизинговой компании, выясняли аналитики «КС».

Экономим деньги

К преимуществам приобретения транспорта и спецтехники в лизинг обычно относят экономию на налогах. Особый экономический эффект от использования лизингового финансирования получают предприятия, которые используют обычную схему налогообложения, то есть являются плательщиками НДС, налога на имущество, налога на прибыль. Это происходит вследствие целого ряда причин.

Основным преимуществом лизинговых сделок, по мнению представителей опрошенных компаний, является существенная экономия по налогу на прибыль. Лизингополучатель может относить лизинговые платежи на стоимость своей продукции или услуг в полном объеме. При приобретении в кредит проценты по долгу в себестоимость не включаются. Также после приобретения компанией имущества в кредит и постановки его на учет она начисляет амортизацию по нему в обычном порядке, согласно статье 259 Налогового кодекса РФ. Лизингополучатели же, согласно законодательству, обладают преимуществом ускоренной в три раза амортизации.

Лизинговые платежи включают в себя налог на добавленную стоимость, который впоследствии, согласно статьям 171 и 172 НК РФ, можно зачесть из бюджета. Стоит особо отметить тот факт, что сумма НДС, оплаченная и затем зачтенная лизингополучателем, будет больше аналогичной, уплаченной в составе стоимости оборудования при покупке в кредит, так как при лизинге в базу для расчета налога, помимо стоимости имущества, входит и стоимость услуг лизинговой компании. К сожалению, не всегда удается сделать это в короткие сроки.

В рамках лизинговой сделки ее стороны оставляют за собой право решить, на чьем балансе будет учтено имущество. В случае приобретения оборудования в лизинг компания может избежать уплаты налога на имущество при его учете на балансе у лизингодателя. В противоположной ситуации благодаря ускоренной амортизации величина налога будет снижаться быстрее, чем при покупке оборудования в кредит. «Помимо ускоренной амортизации, лизинговые сделки предоставляют нашей компании еще одно солидное преимущество: отсутствует необходимость ставить на баланс значительную сумму. Это улучшает финансовые показатели компании, предоставляет дополнительные возможности для привлечения средств», — говорит генеральный директор компании «Стройцентр» Валерий Наливкин.

Экономим время

При использовании единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения экономические преимущества лизинга практически теряются. Однако, согласно проведенному агентством «Континент.Аналитика« исследованию, в этом случае на первый план для компаний выходят достоинства иного толка. При кредитовании банк предоставляет компании лишь финансовые средства на покупку необходимых фондов. Все сопутствующие приобретению затраты и заботы, связанные с дальнейшей эксплуатацией техники или оборудования, остаются на долю компании. В свою очередь лизинговая сделка представляет собой комплексный продукт. В договор лизинга может быть включен ряд относящихся к предмету лизинга договоров, например, договор о сервисном обслуживании, обучении персонала, страховка и ряд других по желанию лизингополучателя.

Перед выдачей кредита банк тщательно изучит кредитную историю компании, обороты по счету, наличие собственного имущества. Стоимость этого имущества должна быть достаточной, чтобы обеспечить кредит залогом. В случае лизинга в качестве обеспечения сделки выступает приобретаемое оборудование, что, по мнению наших респондентов, более удобно. Помимо этого, по общему мнению, оформление банковского кредита — процесс более длительный и трудоемкий, чем приобретение оборудования по лизинговым схемам. По словам финансового директора строительной компании «ПТК-30» Дмитрия Брусенцова, «отсутствие необходимости иметь твердый залог при приобретении техники в лизинг представляет для нас преимущество перед кредитом. К плюсам также можно отнести удобство оформления лизинговой сделки». С ним солидарен финансовый директор строительной компании «Уникон» Антон Бобров: «В случаях, когда необходимо приобрести оборудование оперативно, на первый план выходят доступность и быстрота оформления. Наработанные связи с лизинговыми компаниями позволяют нам сделать это буквально в течение одного дня. С кредитом дело обстоит сложнее».

Делаем выбор

Анализ ответов представителей компаний из строительной, транспортной и полиграфической отраслей позволяет сделать вывод, что наиболее актуальными критериями при выборе лизинговой компании являются ценовые условия и быстрота оформления сделки. «Для нашей группы компаний сегодня актуален лизинг оборудования. Мы планируем приобрести в лизинг строительную технику и тем самым расширить парк генподрядной организации, входящей в ГК «Метаприбор«. Сформированы заявки на несколько единиц техники, и сегодня мы рассматриваем предложения лизинговых компаний и оцениваем их привлекательность. Нам интересно работать с компаниями, которые наиболее гибко подходят к работе с клиентами. Важна стоимость услуг, проценты — от этого зависит, насколько дорожает оборудование, взятое в лизинг. Проведя предварительный тендер, мы выяснили, что стоимость услуг в разных компаниях может отличаться почти в два раза. Помимо этого, мы уделяем внимание срокам, качеству и технологии гарантийного обслуживания (параллельное или с прерыванием рабочего процесса)», — комментирует президент группы компаний «Метаприбор» Владимир Мартыненков. «Одним из ключевых критериев для нас является скорость заключения сделки. Мы обратились в одну лизинговую компанию, даже сделали предоплату согласно условию договора, однако после этого у них поменялись условия. Решение проблемы затянулось на два с половиной месяца, и мы прекратили с ними работу», — приводит пример Валерий Наливкин.

Также респонденты отмечали значимость такого фактора, как репутация компании. Она может складываться как в ходе сотрудничества, так и на основе анализа деятельности компании на рынке лизинговых услуг. Рассказывает Антон Бобров: «Мы сотрудничаем с зарекомендовавшими себя на рынке компаниями. Круг наших постоянных партнеров невелик, но мы работаем с ними стабильно. Банки, в которых мы обслуживаемся, иногда имеют свои родственные лизинговые компании. Поэтому мы можем выбрать компанию, которая будет работать с нами, опираясь на опыт взаимодействия с этим банком«. По словам Дмитрия Брусенцова, »ПТК-30« из года в год сотрудничает с одной компанией, необходимая документация регулярно обновляется, что позволяет существенно экономить время при оформлении сделок по сравнению с другими компаниями».

Лизинг перевозит, строит и печатает

Анализ ответов представителей транспортных компаний показал, что 12% опрошенных прибегают к услугам лизинговых компаний. Дело в том, что многочисленные мелкие компании, занимающиеся перевозками, не соответствуют критериям лизингодателей. Они испытывают проблемы финансового характера и трудности с оформлением документов. «При работе с крупными компаниями мы просим предоставить долгосрочные договоры с заказчиками транспортных услуг. В идеале срок такого договора должен совпадать со сроком договора лизинга», — говорит заместитель генерального директора компании «Сибэнерголизинг» Юлия Белослудцева.

«В последнее время условия для приобретения не только транспорта, но и других объектов, таких как оборудование, недвижимость, самые благоприятные. Чаще возникает проблема с потенциальными лизингополучателями. Не все предприятия, желающие оформить договор лизинга, могут его обслуживать. И это прежде всего касается платежеспособности предприятия. Бизнес зачастую остается непрозрачным. При решении вопросов внешнего финансирования некоторым компаниям нечем подтвердить свою платежеспособность: не видно движения средств по счетам, отсутствуют активы», — заявил «КС» генеральный директор ЗАО «Первая лизинговая компания» (доля спецтехники и специализированных автомобилей в 2006 году составила 26%) Николай Подсосов.

К услугам лизинга в Новосибирске в основном прибегают крупные транспортные компании, заинтересованные в дальнейшем расширении существующего значительного парка техники либо в планомерной его замене. «Наиболее динамично лизинг развивается в транспортной сфере. Программа по замене городских автобусов в Новосибирске идет очень успешно, в настоящее время с помощью нашей компании на дорогах эксплуатируются более 20 автобусов большой вместимости«, — отмечает экономист финансового отдела Новосибирского областного филиала компании «Глобус-лизинг» Иван Боровик.

Доля строительных компаний, приобретающих оборудование и технику в лизинг, составляет 36%. В связи с бурным развитием строительной отрасли в текущем году прогнозируется дальнейшее увеличение ее доли в портфелях лизинговых компаний. По словам исполнительного директора ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания» Натальи Лыпка, «структура лизингового портфеля за последние три года претерпела значительные изменения, связанные с увеличением доли вложений в предприятия строительных отраслей. Так, если в 2004 году строительная техника занимала 2%, то в 2005 году — 5%, в 2006-м — 14%. Кроме того, возрастает и доля грузового транспорта, используемого в транспортных и строительных отраслях промышленности, в 2004 году она составила 2%, в 2005-м — 3,5%, в 2006-м — 10,5%».

Доля компаний, заинтересованных в приобретении строительной техники, согласно данным нашего опроса, составляет 8%. Одной из причин отказа в заключении сделки для строительных компаний является специфика баланса в начале строительства объектов, не хватает оборотов по расчетному счету, ничего не отражено на балансе. Помимо этого, лизинговые компании обращают внимание на выполнение сроков застройки и на успешность реализованных проектов.

Наибольшей популярностью лизинг пользуется в отрасли полиграфии. Доля пользователей составляет 44%. Причины популярности объяснил коммерческий директор компании «Графолит» Роман Мелихов: «Полиграфия — очень капиталоемкая отрасль. Постоянно нужно приобретать новое оборудование. Запросы у компаний в последние годы очень сильно выросли — как по скорости печати, так и по качеству. Не секрет, что предложений очень много, и конкуренты стремятся привлекать клиентов с помощью низкой цены. Из-за этого работа идет на уровне минимальной рентабельности, ближе к себестоимости, и оборотных средств постоянно не хватает. Для развития остается два варианта: кредит или лизинг».

Финансовый лизинг рассматривается в качестве приоритетного направления сотрудничества всеми без исключения респондентами. Это связано с тем, что компании заинтересованы в последующем приобретении имущества, взятого в лизинг по остаточной стоимости. По словам генерального директора Новосибирской лизинговой компании Олега Киселева, «рынок операционного лизинга, представляющего собой по существу аренду, на сегодняшний день занят компаниями, ранее называвшимися «управлениями механизации«. Подобные сделки отсутствуют в портфеле нашей компании». В целом, по мнению представителей лизинговых компаний, на протяжении последних лет наблюдается рост доли предприятий, с которыми заключаются договоры.

Методика исследования

Аналитическим агентством «Континент.Аналитика» проведено анкетирование 75 компаний из строительной, транспортной и полиграфической отраслей Новосибирска.

В ходе опроса мы планировали узнать, прибегают ли они к услугам лизинговых компаний, а в случае положительного ответа выясняли основные преимущества этого вида приобретения оборудования перед прочими финансовыми инструментами и наиболее актуальные критерии при выборе лизинговой компании, с которой осуществлялось дальнейшее сотрудничество. Сводные данные представлены в трех диаграммах. В категорию «заинтересованных» нами отнесены компании, изъявлявшие желание приобретать активные фонды в лизинг либо попробовавшие, но не подошедшие по критериям отбора.
 




2024 © allbe.ru