сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Продвижение британских лизинговых компаний на европейский рынок

Фактор конкуренции был основным в программе приватизации Британских железных дорог. В случае пассажирских перевозок это означало, что компании-операторы получили краткосрочные франшизы, условия которых подлежали пересмотру по истечении 7 лет. Однако в такой ситуации эксплуатационные компании не были заинтересованы в приобретении в полную собственность и принятии соответствующих обязательств по надлежащему техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава, срок службы которого значительно превышал срок действия франшиз. Вместе с тем приватизация предполагала как одно из основных условий передачу подвижного состава с функциями его обновления в частный сектор. В результате появились компании - собственники подвижного состава (ROSCO).

Парк пассажирского подвижного состава Британских железных дорог был разделен между тремя компаниями ROSCO, которые заключали договора лизинга с эксплуатационными компаниями-операторами. Лизинговые платежи на период до 2003 - 2004 гг. гарантировали доходы, которые определили конкурсную стоимость ROSCO. После продажи компаний ROSCO их первыми владельцами в 1996 г. с солидной прибылью рынок стабилизировался, и в настоящее время на нем присутствуют три крупные компании ROSCO и их финансовые партнеры: Angel Trains (Royal Bank of Scotland), HSBC Rail UK (HSBC) и Porterbrook Leasing (Abbey National).

Все три компании инвестировали крупные суммы в новый подвижной состав для британского рынка. В качестве последних примеров можно привести проект компании Angel стоимостью 1 млрд. ф. ст. по приобретению для South West Trains 785 вагонов электропоездов Desiro (изготовитель Siemens Transportation Systems), проект Porterbrook по финансированию постройки для South Central 700 вагонов электропоездов Electrostar (изготовитель Bombardier Transportation) и первый проект HSBC в области высокоскоростного подвижного состава с выделением 111 млн. ф. ст. в 127 вагонов дизель-поездов для Midland Main Line (изготовитель Bombardier).

Эти крупные проекты обусловлены изменениями в условиях новых франшиз. Вместе с тем тенденции изменения спроса на тяговый и прицепной подвижной состав на британском рынке остаются неопределенными. С учетом того, что это явление не было чем-то новым, следующим логически обоснованным шагом после перехода компаний ROSCO под начало международных финансовых структур стало распространение британского опыта создания и финансирования рынка лизинга подвижного состава на континентальную Европу.

Проникновение в континентальную Европу

Наибольшей активностью на внутреннем рынке отличается компания Angel. Помимо сделки с поездами Desiro, она финансирует строительство поездов Pendolino из вагонов с наклоняемыми кузовами для компании-оператора Virgin самостоятельно и поездов Voyager вместе с Halifax. К настоящему времени компания инвестировала 2,5 млрд. ф. ст. в новый подвижной состав и имеет на британском рынке долю 60 %. Активную маркетинговую политику компания проводит и на рынке континентальной Европы, что привело к заключению ряда сделок через специализированное отделение Angel Trains International и его дочернюю компанию Locomotion Capital.

Учрежденная в сентябре 2000 г. Angel Trains International инвестировала в общей сложности 150 млн. евро в моторвагонные поезда и локомотивы. Первый международный контракт сроком на 5 лет был заключен в марте 2001 г. с Государственными железными дорогами Дании (DSB) на лизинг трех дизель-поездов VT642 семейства Desiro стоимостью 6,7 млн. евро. Эти поезда серии MQ обслуживают сообщение Оденсе - Свеннборг на острове Фюн. В июне 2001 г. последовал лизинговый контракт сроком на 6 лет еще на шесть поездов VT642 для сообщений Connex Regiobahn, обслуживаемых компанией NordWestBahn в земле Нижняя Саксония (Германия). При том что VT642 представляют серийную продукцию, по желанию заказчика поезда для Connex дополнительно оборудованы бортовой информационной системой и билетопечатающими автоматами. По оценке администрации Connex Regiobahn, отсутствие достаточного количества единиц подвижного состава представляет самое серьезное препятствие усилению конкуренции на железных дорогах Германии.

Angel рассматривает эти дизель-поезда как ядро формирования парка регионального подвижного состава, предназначенного для аренды в странах Центральной Европы в силу развития тенденции передачи ответственности за местные железнодорожные сообщения на уровень региональных властей и местных операторов. Модульная конструктивная концепция поездов, которые по желанию заказчика оперативно доводятся до уровня предъявленных требований, гарантирует быструю реакцию на изменения спроса. Это положение подтверждается опытом Великобритании, где крупным заказам компаний South West Trains и Great Eastern на электропоезда Desiro предшествовал пилотный заказ на 25 четырехвагонных поездов, который и позволил Siemens разработать проект поезда в соответствии с британскими стандартами и своевременно испытать опытные образцы на полигоне в Вегберг-Вильденрате.

Еще одним примером быстрого реагирования является контракт Angel с DSB на дополнительные 12 двухвагонных поездов Desiro серии MQ. Сделка стоимостью 37 млн. евро обнародована в декабре 2001 г., поставки планировали начать в мае 2002 г.

Компания Porterbrook вышла на европейский рынок в апреле 2001 г., заключив с DSB контракт на лизинг 42 двухэтажных вагонов для поездов на локомотивной тяге сроком на 4 года. Контракт стоимостью 55 млн. евро предусматривает строительство 33 промежуточных вагонов и девяти хвостовых с кабиной управления на заводе Bombardier в Гёрлице (Германия) с поставкой во второй половине 2002 г. Поезда предназначаются для обслуживания сообщения Копенгаген - Калуннборг и региональных линий на острове Зеландия, где заменят устаревший подвижной состав.

В январе 2002 г. Porterbrook увеличила численность парка сдаваемых в лизинг двухэтажных вагонов до 67 ед., все должны войти в эксплуатацию к январю 2003 г. Вместе с контрактами на лизинг локомотивов для двух операторов эта сделка увеличила до 115 млн. евро инвестиции в подвижной состав для стран континентальной Европы.

Тепловозы

Главным условием успеха лизинговых сделок является то, чтобы подвижной состав имел определенную остаточную ценность после истечения очередного контракта. Применительно к локомотивам это условие требует такого их конструктивного исполнения, которое обусловливало бы эксплуатационную пригодность в масштабах всей

Европы, что объясняет преобладание тепловозов в международных парках компаний ROSCO. К моменту создания ROSCO компания - предшественница HSBC Rail располагала только электровозами и электропоездами. Однако в июне 2000 г. HSBC Rail первой их трех вышла на европейский рынок лизинга с двумя тепловозами JT42CWR серии 66 мощностью 3200 л. с. постройки General Motors, предоставив их шведской компании TGOJ Trafik.

Первым заказчиком этих тепловозов стала британская компания - оператор грузовых перевозок English, Welsh and Scottish. Angel финансировала закупку 250 ед. Тепловозы этой серии быстро стали стандартными грузовыми локомотивами для железных дорог Великобритании, а Porterbrook инвестировала их поставки и двум другим британским грузовым компаниям-операторам Freightliner и GB Railways. В поддержку тенденции распространения тепловозов серии 66 в Европе General Motors потратила 12 мес на их сертификацию согласно условиям эксплуатации на европейских железных дорогах.

Наличие стандартизированной конструкции и действующих производственных мощностей позволяет лизинговым компаниям резервировать партии локомотивов заранее, еще до подписания контракта, что ускоряет поставки.

Например, в октябре 2001 г. Porterbrook подписала лизинговое соглашение с компанией-оператором Shortlines BV на два тепловоза серии 66 для обслуживания сообщений Роттердама с городами Нидерландов и Германии. Оба локомотива поставлены в начале 2002 г. в дополнение к двум аналогичным, уже обслуживающим челночные смешанные сообщения Роттердам - Кёльн и арендованным у компании HGK, которая приобрела их напрямую у General Motors. Затем Porterbrook предоставила очередные тепловозы серии 66 компании HGK. Эта схема с участием трех стран (Германии, Нидерландов и Бельгии) оформлена в марте 2002 г. лизинговым соглашением сроком на 5 лет. Компания Locomotion Capital учреждена Angel в июне 2000 г. совместно с локомотивостроительной компанией Vossloh (Германия). В январе 2001 г. новая компания приобрела 16 тепловозов и сдала их в аренду частным операторам, включая RAG и HGK. Из их числа четыре локомотива сданы в аренду Locomotion Service, также контролируемой Vossloh. Они предназначаются для краткосрочной аренды, например на время нахождения других арендованных единиц в техническом обслуживании и ремонте.

В то же время были заказаны 20 новых локомотивов из выпускаемого Vossloh типажного ряда, в том числе серий G1700 с одной кабиной и новой разработки G2000 с двумя кабинами мощностью 3000 л. с.

Locomotion Capital финансирует строительство локомотивов Vossloh и других моделей, например шести четырехосных тепловозов серии G1206 с гидравлической передачей для компании грузовых перевозок SNCF Fret Национального общества железных дорог Франции. Они приписаны к депо Страсбур и сертифицированы также для работы в Германии, но пока используются для обучения машинистов.

Тепловозостроительным компаниям несомненно выгодно сотрудничество с международными лизинговыми компаниями, поскольку оно дает выход их продукции на железные дороги многих стран. Так, арендованные в Locomotion Capital тепловозы работают в Испании, Австрии, Италии.

Новые грузовые компании-операторы, использующие возможности открытого доступа к инфраструктуре европейских национальных железных дорог, также прибегают к лизингу локомотивов. Например, компания D&L Cargo, которая провела первый частный грузовой поезд в Бельгии 2 апреля 2002 г., арендовала по одному тепловозу серий G2000 (у Locomotion Capital) и 66 (у Porterbrook).

Электровозы

Тепловозы привлекли внимание лизинговых компаний в первую очередь, но и аренда электровозов представляет интерес для многих сторон. И Locomotion Capital, и Porterbrook для формирования локомотивных парков для лизинга выбрали модели компании Bombardier. Locomotion Capital располагает шестью электровозами серии 145 переменного тока 15 кВ, 16,7 Гц, сданных компаниям-операторам NetLog, Rail4Chem и RAG. Rail4Chem эксплуатирует еще два электровоза серии 185, так же, как и Hoyer Railserve. Еще два электровоза серии 185 должны быть поставлены в третьем квартале 2002 г., контракт Locomotion Capital включает вариант поставки еще 9 ед.

Porterbrook подписала контракт на аренду пяти электровозов серии 145 с компанией HGK в августе 2001 г. В ноябре последовал контракт с Connex Cargo Logistics на три двухсистемных электровоза серии 185, которые начиная с февраля 2002 г. работают в дочерней компании Connex.
 




2024 © allbe.ru