Лизинг подвижного состава
Одним из очевидных следствий развития конкуренции является потеря
монополиями доли на рынке. В такой ситуации многие отрасли, от дальней
связи до энергетики, сталкиваются с проблемой выбора: сохранять все виды
деятельности или отказываться от некоторых в пользу компаний, которые
могут действовать в ряде сфер эффективнее. Для железных дорог основным
видом деятельности являются перевозки, остальные, как правило, носят
второстепенный характер.
Развитие рынка лизинга подвижного состава свидетельствует о радикальных
изменениях, характеризующихся выделением на железных дорогах новых сфер
деятельности, которые могут стать основой будущих транспортных
сегментов.
На воздушном транспорте, для сравнения, доминировали национальные
интегрированные компании-олигополисты. С усилением конкуренции и
необходимости сокращения расходов они отказывались от многих видов
обслуживания. В результате инженерным обеспечением, наземным
обслуживанием, организацией питания, продажей билетов и резервированием
мест занимаются отдельные специализированные компании, причем не всегда
входящие в крупные объединения воздушных компаний.
На железнодорожном транспорте этот процесс только начался. В Европе и за
ее пределами получает распространение практика передачи функций
технического обслуживания изготовителям. Питание в поездах и на станциях
обеспечивают компании глобального уровня. В трансъевропейских грузовых
перевозках доминируют судоходные компании. Высокоскоростные пассажирские
поезда, курсирующие с пересечением европейских границ, эксплуатируются
совместными предприятиями.
Финансирование строительства и лизинг подвижного состава представляют
одну из сфер, быстро развивающихся вне железных дорог. Имеются
существенные различия между двумя формами лизинга: финансовым и
эксплуатационным. Финансовый лизинг является, по сути, одним из путей
использования заемных средств для приобретения основных фондов, которые
находятся на балансе арендатора и амортизируются, как любое другое
основное средство. Выгоды финансовой аренды, как правило, определяются
оптимизацией налогов для обеих сторон — арендодателя и арендатора.
Эксплуатационная аренда по сути является долгосрочной. Арендатор не
является собственником, он получает исключительное право на объект на
ограниченное число лет. Такая форма аренды особенно удобна в условиях
неопределенности рыночной ситуации и франшиз ограниченного срока.
Арендатор может расширить пакет дополнительными услугами, например по
техническому обслуживанию. Арендодателями обычно являются
специализированные компании, независимые или входящие в банковские
группы.
Арендодателей можно разделить на четыре группы. В первую входят
лизинговые компании (ROSCO), начавшие деятельность в Великобритании,
когда все пассажирские перевозки перешли в ведение владельцев
краткосрочных франшиз. Три появившиеся в те годы компании Rosco (Angel
Trains, Eversholt Leasing, Porterbrook) в настоящее время принадлежат
банкам: Royal Bank of Scotland, HSBC и Abbey National.
Компании второй группы — это владельцы грузовых вагонов, начавшие
деятельность десятилетие назад в странах континентальной Европы с
покупки дорогих вагонов, на что у железных дорог средств не было.
Численность членов этой группы увеличивается, в том числе и за счет
компаний-операторов, например железных дорог Нидерландов (NS), которые
предоставляют в аренду подвижной состав владельцам франшиз на
пассажирские перевозки в региональных сообщениях.
К третьей группе относятся компании-изготовители, которые рассматривают
путь эксплуатационной аренды как возможность увеличения объема услуг по
техническому обслуживанию и сопутствующих в дополнение к традиционным
продажам.
Компании четвертой группы продвигают опыт, полученный на рынках других
стран и регионов, например США, в Европу. В этом отношении показателен
пример компании GATX Capital.
Со стороны пользователей первой причиной обращения за эксплуатационным
лизингом являются краткосрочные франшизы, появившиеся в Великобритании,
но получившие распространение в Европе, как правило, в региональных
пассажирских перевозках.
В случаях когда спрос трудно оценить точно, эксплуатационный лизинг
представляет путь минимального риска для новых операторов, появляющихся
в условиях открытого доступа к инфраструктуре.
Лизинг в грузовых перевозках
Грузовые компании-операторы, имеющие ограниченные финансовые
возможности, но более активные в перевозках с пересечением границ, имеют
более длительный опыт лизинга, чем пассажирские. Это дает основания для
некоторых заключений.
Частные компании в настоящее время контролируют около 40 % европейского
парка грузовых вагонов по сравнению с 20 %, имевшими место 10 лет назад.
Этот результат отражает рост активности компаний-владельцев, но в
большей степени вызван реструктуризацией вагонных парков железных дорог
Европы в целях повышения эффективности их использования. Численность
общего парка железных дорог Европы снизилась с 918,5 тыс. в 1990 г. до
477 тыс. ед. в 2000 г. (рис. 1).
Более важен тот факт, что частные владельцы контролируют сегмент самых
дорогих вагонов, перевозки в которых наиболее прибыльны, например
цистерн для химических грузов и нефтепродуктов (рис. 2). Они, помимо
сбора аренды, стали заниматься предоставлением сопутствующих услуг, что
приблизило их функции к операторским. Развитие экспедиторских услуг
направлено на предоставление, при участии автомобильного транспорта,
обслуживания по схеме “от двери до двери”. Таким путем удается доказать
ценность предоставляемых услуг конечному пользователю и поддерживать с
ним прямые связи.
Тяговый подвижной состав
При монополии на средства тяги позиции железных дорог были незыблемы.
Радикальное изменение этого положения усиливает позиции частных
владельцев вагонов, которые имеют больше возможностей в выборе тяговых
средств для поездов. Так, немецкая компания Rail4Chem использует
потенциал компаний VTG, крупнейшего в Европе владельца вагонов-цистерн,
и нефтехимической BASF. Другими словами, компания-оператор, имеющая
доступ к инфраструктуре, становится конкурентом традиционным железным
дорогам. Аналогично оператор ChemFreight, пользуясь подвижным составом
другой крупной лизинговой компании Ermewa, предоставляет полный комплекс
услуг по перевозке химических грузов в Восточной Европе.
Ряд компаний оценил потенциал предоставления локомотивов в аренду, в
частности, начиная со вступления 15 марта 2003 г. в действие Европейской
сети грузовых перевозок (TEREN). Доступность локомотивов для аренды
становится важным фактором усиления конкуренции. Более того, провайдеры
подвижного состава могут в определенной степени контролировать появление
на рынке новых компаний. В Великобритании, например, где увеличивается
число альтернативных вариантов услугам крупнейшего оператора English
Welsh & Scottish Railway (EWS), компании ROSCO могут отказывать в
предоставлении локомотивов серии 66 новым компаниям. А для постоянных
клиентов такое положение грозит ростом арендных платежей.
Таким образом, эксплуатационная аренда — это не только предоставление
подвижного состава. По крайней мере, она упрощает новым компаниям задачу
по обеспечению высокого уровня обслуживания с использованием
современного тягового и прицепного подвижного состава. В секторах рынка,
где арендодатели имеют прочные связи с конечными пользователями,
появляется сильная конкуренция традиционным железным дорогам.
Актуальным становится вопрос идентификации областей, где позиции
традиционных перевозчиков сильнее, и важных активов, которые они
контролируют. Это влияние необязательно будет негативным: на рынке
убыточных для крупных железных дорог региональных пассажирских перевозок
лизинг подвижного состава компаниям — владельцам франшиз с небольшим
бюджетом может оказаться привлекательным вариантом. Преимущества аренды
для новых компаний очевидны. Для арендодателей существует определенный
риск появления избыточного предложения из-за того, что новые компании
обеспечивают лучшее управление и более эффективное использование
арендуемого подвижного состава.
Компании-изготовители должны соотносить желание выйти на рынок арендных
услуг с необходимостью сохранения сложившихся связей с клиентурой,
которую формируют как арендодатели, так и арендаторы. Для логистических
компаний, занимающихся предоставлением комплексных
транспортно-экспедиторских услуг, рынок аренды также представляет
интерес. Таким образом, всем присутствующим на рынке железнодорожных
услуг сторонам важно иметь представление о перспективах реструктуризации
отрасли и своем месте на этом рынке. Железные дороги всегда
рассматривали перевозочную деятельность как основную, но, возможно, этот
подход нуждается в пересмотре.
Иллюстрировать целесообразность данного суждения можно примером компании
American Airlines, которая разработала компьютерную систему
резервирования мест Sabre. Впоследствии компания Sabre выделилась в
самостоятельную и, разработав ряд информационных технологий, заняла
лидирующее место в этой области. Перед банкротством American Airlines
оценивалась в 400 млн. дол. США, Sabre — в 6 раз дороже.
2024 © allbe.ru
|