Кредит в арендной шкуре
Лизинг — новое и загадочное явление в российской деловой практике.
Новое, потому что лизинг, а точнее то, что называют этим словом, в
России существует в нынешней форме лишь последние несколько лет. А
загадочное потому, что даже профессионалы этой сферы не всегда могут
объяснить суть лизинга, предпочитая распространяться лишь о его
неоспоримых преимуществах.
В наш лексикон «лизинг» проник из делового английского, где leasing —
даже не термин, а, скорее, жаргонное слово — в юридических документах
отражается более четкими в понятийном плане синонимами. Существительное
leasing происходит от lease (аренда), но эти два слова в английском
языке не синонимы, так же как в русском не синонимы «дума» и «думанье».
«Причиной многих проблем в российской хозяйственной практике стало
использование в гражданско-правовых отношениях иноязычных, не являющихся
в строгом смысле точными, экономических терминов, значение которых не
определено в зарубежных законодательствах. В этой связи, к тому
профессиональному сообществу в России, которое именует себя «лизинговым»
и принимает по сей день непосредственное участие в законотворчестве, все
остальные могут адресовать свои вопросы и претензии в не меньшей
степени, чем к самим законодателям. Между тем, согласно § 6 гл. 34 ГК РФ
и Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)», в современной
отечественной практике можно использовать понятие «финансовая аренда», с
которым лизинг отождествляется, указываясь в скобках», — комментирует
ситуацию автор Интернет-проекта о лизинге Дмитрий Лелецкий. Он также
обращает внимание на двоякую суть лизинга, форма и содержание которого
различаются:
— Лизинг имеет арендное начало в областях права, но используемые в
иностранных языках синонимы (leveraged lease — аренда с финансовым
рычагом; finance lеase — финансовая аренда; hire-purchase —
наем-покупка; credit-bail — кредит-аренда (фр.)) указывают, помимо
аренды, на его иное экономическое содержание: финансовые мотивы, кредит
и куплю-продажу имущества. Поэтому лизинг, прежде всего, следовало бы
определить как «неарендные экономические отношения, оформленные
договором аренды». Принципиально нового для нас в этом фактически
немного. Например, зачастую при оформлении доверенности на машину мы на
самом деле подразумеваем, что покупаем/продаем ее и при этом экономим на
налогах и пошлинах. При лизинге важны, в общем-то, те же экономические
мотивы.
В масштабах небольшого бизнеса финансовые (налоговые) экономии на
маленьких сделках оказываются невеликими, по сравнению с затратами на
организацию самих сделок. Поэтому классический (настоящий) лизинг
обеспечивает заметный финансовый эффект, когда в него, как минимум, на
3–5 лет вовлекаются значительные материальные и денежные средства. Для
существования лизинга в нашей стране в сфере малого бизнеса есть иные
мотивы, которые подробнее рассматриваются в других статьях этого номера.
Прятать кредит в форму аренды позволяет внешнее сходство между этими
явлениями. Как при аренде, так и при кредите покупатель платит за
необходимую ему вещь в течение некоторого срока, а пользоваться ею может
сразу. Арендная задолженность — это тоже долг, только оформленный
договором аренды и по-другому представленный в финансовой отчетности. Но
вот дальше сходство между арендой и кредитом заканчивается. Отмечая то,
что аренда может быть очень похожа на куплю-продажу в кредит, Дмитрий
Лелецкий выделяет три главных отличия аренды от кредита:
историческое — аренда появилась гораздо раньше, чем кредит;
в праве собственности на имущество, передаваемое во владение и
пользование за установленную плату, — при аренде оно остается у
арендодателя, а при кредите переходит к заемщику на некоторое время;
в ликвидности — обычно права и обязательства при кредите более
ликвидные, чем при аренде.
— Все остальные отличия в условиях рынка — производные от второго и
третьего, причем, третье не всегда принимают за основное, а считают
следствием различий в праве собственности. Основное содержание
экономических отношений может почти не измениться при замещении
договорных отношений купли-продажи в кредит — договором аренды. Но
дополнительные финансовые результаты при этом могут быть получены,
поскольку различие в праве собственности на имущество всегда важно с
юридической точки зрения, в том числе и в налоговом праве. Когда
отношения купли-продажи в кредит оформляют договором аренды, чтобы
получить дополнительные финансовые выгоды, тогда и подразумевают, что
это не простая аренда, а финансовая. Финансовая аренда — почти то же
самое, что лизинг, по меньшей мере, самая существенная его часть, —
отмечает Дмитрий Лелецкий.
Исторически лизинговые отношения возникли в результате повседневной
деловой практики как очередная схема, позволяющая минимизировать
определенную часть расходов участников сделки. Они оправдывают
существование посредника между тем, кто использует имущество, и тем, кто
дает ему кредит. Этот посредник — лизинговая компания — формально
является собственником имущества в течение всего срока лизинга. А когда
выплаты заканчиваются, он передает его «арендатору» — лизингополучателю.
В пятидесятых-шестидесятых годах двадцатого века лизинг получил заметное
развитие в Северной Америке и Великобритании, несколькими десятилетиями
позже — в других странах Европы, Скандинавии и в странах
Азиатско-Тихоокеанского региона. Все ранние (написанные в
шестидесятые-восьмидесятые годы) научные и профессиональные работы,
посвященные теме лизинга на анализе абстрактных и реальных
инвестиционных ситуаций, делают один и тот же практический вывод:
экономическая выгода лизинга для его участников объясняется, прежде
всего, уменьшением налоговых выплат.
Если в западных странах лизинг возник спонтанно и лишь затем в ряде
случаев вызвал необходимость точной настройки законодательства, в России
его ждала гораздо более интересная судьба. Появление понятия «лизинг» в
отечественном законодательстве связывают с желанием олигархических групп
получить для себя таможенные и налоговые преимущества в начале
девяностых годов. Потом закон о лизинге был доработан так, чтобы на
рынок могли выйти независимые компании, а сам лизинг приобрел для
экономики некий положительный смысл. Впрочем, об этом — следующая
статья.
Лизинг с мест: Томск
Лизинг в Томске практически не развит. Компаний, предлагающих лизинговые
услуги, очень мало. Потенциальные клиенты о такой возможности просто не
знают. Из действующих лизинговых компаний почти никто не работает с
суммами менее 1 млн. рублей, естественно, это не дает возможности
воспользоваться лизингом большому количеству предпринимателей и
организаций. Причина для визита в лизинговую компанию почти у всех
бизнесменов одна: невозможность получения рассрочки платежа другим
путем. Например, лизингом воспользовалось одно новое развивающееся
предприятие, с хорошими оборотами, но без имущества, которое можно было
бы заложить под банковский кредит. Оборудование с рассрочкой платежа
продавец не отдавал. Лизинговая компания готова была предоставить
оборудование для непосредственного использования уже после внесения 10%
от его стоимости (реально оплатили 30%). Похожая ситуация была с лизином
автотранспорта. Лизинг удобен здесь еще и тем, что транспортный налог
оплачивает лизинговая компания, которая к тому же способствует в
проведении техосмотра и обеспечивает страхование автотранспорта c
хорошими условиями.
2024 © allbe.ru
|