сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Лизинг в Узбекистане

Лизинг или, как его еще называют, финансовая аренда – сегодня уже известный и проверенный нашими бизнесменами способ инвестирования приобретения основных средств. Практика показывает, что наиболее распространенным предметом лизинга у нас является технологическое оборудование. Лизинг удобен, прежде всего, тем, что предприниматель, заинтересованный в развитии (либо открытии) собственного производства, но не располагающий для этого достаточными финансовыми ресурсами, может приобрести необходимое ему оборудование в так называемую аренду на определенный срок с возможным последующим его выкупом. В нашей стране, как и во всем мире, экономическая состоятельность республики поддерживается частным бизнес-сектором, развитию которого на протяжении всего периода независимости госвластями неустанно уделяется особое внимание. В результате – постоянный рост деловой активности отечественных "частников", который внешне выражается в повсеместном появлении все новых и новых фирм, занимающихся как торговой, так и производственной деятельностью. Именно последние - производственные предприятия - составляют основной контингент потенциальных потребителей лизинга. Хотя лизинг в республике начал свое развитие в конце XX века, его идея в мировой практике отнюдь не нова. Лизинг в древности Аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен. Известно, что лизинг применялся в хозяйственной деятельности многих древних цивилизаций. Отдельные положения о лизинге обнаружены в Законах Хаммурапи, принятых в период между 1775—1750 гг. до н.э. Примерно в 2000 г. до н.э. в Южном Двуречье (юг современного Ирака) шумеры совершали сделки по аренде 102 сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников и животных. Широко применялись аренда земли, домашнего скота, оборудования и в других древних цивилизациях — в Греции, Египте и Риме. Отношения финансовой аренды в средние века Первое документальное упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В XI веке нормандские и норвежские судовладельцы сдавали свои корабли в аренду в военных целях, а в Венеции предметом таких сделок были чугунные якоря. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 году, была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка: крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили, таким образом, амуницию. В течение многих веков элементы лизинговых отношений успешно применялись в Великобритании, где для их реализации были приняты первые законодательные акты. Операции, схожие с современным лизингом, регулировались Уставом Уэльса 1284 года, в соответствии с которым лизгольдеры арендовали земли у лендлордов на очень тяжелых условиях — размер арендной платы и срок определяли землевладельцы. Новый исторический этап ускоренного развития лизинговых операций в хозяйственной деятельности многих стран связан с созданием специализированных компаний, для которых лизинг был основной целью и предметом деятельности. Первая в мире лизинговая компания — "Бирмингем Вагон компани" — была зарегистрирована 20 марта 1855 года в Великобритании. Она специализировалась сначала на сдаче в лизинг железнодорожных вагонов для перевозки угля и других минеральных ресурсов, а затем — машин и оборудования. Лизинг на современном этапе В ХХ веке лизинг получил распространение уже в новом качестве — как институт, призванный регулировать особую форму инвестирования финансовых ресурсов в экономику, связанную с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. Научно-техническая революция вызвала повышение уровня автоматизации и механизации процессов производства и управления, что повлекло за собой значительный рост капиталовложений в наукоемкие производства и резкую смену основных производственных фондов, В этих условиях лизинг стал крайне полезен. Кроме того, в сложившейся ситуации, когда резко повысилось значение фактора мобильности, способности быстро привлечь необходимые ресурсы, лизинг стал средством решения не только текущих, но и долговременных задач, важным источником получения дополнительных прибылей. Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско американской компанией "United States leasing Corp.". Во Франции первая лизинговая компания была создана по инициативе Bangue de II Indochine и называлась "Sepafites". Она занималась лизингом промышленного оборудования и первое соглашение подписала 22 февраля 1961 года. В 1962 году "Sepafites" была переименована в "Locafrance". К 1965 году во Франции уже действовало 28 лизинговых компаний, ими было заключено договоров на общую сумму $66 млн. В ФРГ первая лизинговая фирма была создана в 1962 году ("Leasing GMBH" в Дюссельдорфе). В 1968 году лизинговые фирмы в ФРГ подписали договоров на общую сумму $125 млн. В ФРГ первая лизинговая фирма была создана в 1962 году ("Leasing GMBH" в Дюссельдорфе). В 1968 году лизинговые фирмы в ФРГ подписали договоров на общую сумму $125 млн. В 1968 году здесь была основана лизинговая компания COMMERZLEASING UND IMMOBILIEN (CLI) с уставным капиталом 26 млн. евро. В 2004 году объем новых операций составил 2,8 млрд. евро. В управлении находится активы в размере 25 млрд. евро. Заметим, что основную долю в целом по лизингу оборудования немецких компаний имеет лизинг автомобилей. По статистике, более 85% автомобилей на рынке Германии находят своих хозяев за счет банковского кредитования или лизинга. В 1963 году первая лизинговая фирма была создана в Японии. Уже в 1967 году общая сумма договоров на аренду машин и оборудования составила $42 млн. Начиная с 1974 года до 1990 года, в течение 16-ти лет объем лизинговых операций вырос в 14 раз с 529 млрд. йен в 1974 году до 7778 млрд. йен в 1990 году. В последующие годы темпы прироста данных операций несколько снизились, что было связано с общим экономическим спадом в Японии. Первая итальянская лизинговая фирма была основана в 1966 году, т. е. несколько позже, чем в других европейских странах. К концу 80-х гг. было примерно 3 тыс. фирм, занимающихся лизингом, с 30 тыс. служащих и объемом операций в $3,448 млрд. До середины 90-х годов прошлого века лизинг активно развивался по всему миру. После спада в 1997 году мировой лизинговый бизнес в 1998 году вновь показал увеличение объема лизинговых операций на 6,6% по сравнению с предыдущим годом. Он составил $432,5 млрд., что на $26,7 млрд. больше, чем в 1997 году. Однако на общем благоприятном фоне продолжалось падение лизинговых операций в Азии, которые уменьшились с $80,2 млрд. до $74,7 млрд., а для некоторых стран этого региона 1998 года оказался "черным". Так, в Корее и Индонезии объемы лизинговых операций в долларовом выражении упали более чем на 75%. Как и Азия, уменьшение объемов показала Африка, на остальных континентах был показал рост, и особенно бурный — в Европе и Австралии соответственно 23,4% и 13,4%. В Северной Америке был отмечен незначительный рост — всего 3%. По данным London Financial Group, опубликованным в ежегодном статистическом обозрении по лизингу World Leasing Yearbook 2001, объемы лизинговых операций составляли $473,5 млрд. Сегодня ведущее место в мировом финансовом рынке по праву занимают западноевропейские лизинговые компании. В среднем, по Европе 17% предоставляемых финансовых услуг приходятся на лизинговые операции. В настоящее время в Европе в среднем 15% от всех инвестиций осуществляются через лизинг. Данный показатель варьирует по отдельным странам и наиболее высокого уровня (около 20% от всех инвестиций) достигает в странах Бенилюкс. В этих странах лидерами среди лизинговых компаний являются компании – Fortis Lease и ING Lease. По данным ассоциации лизингодателей Европы, эти компании по объему осуществляемых лизинговых сделок входят в первую пятерку ведущих лизинговых компаний Европы. Компания Fortis Lease является дочерним предприятием банка Fortis с головным офисом в Люксембурге. Она предоставляет услуги финансового и операционного лизинга. Активно занимается вендорным и возвратным лизингом. Компания располагает хорошо сбалансированным лизинговым портфелем в размере 7,4 млрд. евро. Компания ING Lease является дочерним предприятием ING Group. Лизинговый портфель компании составляет 12 млрд. евро. Из них: 36% составляют лизинг транспортных средств (в основном), 25% вложены в лизинг недвижимости, 21,% - производственное оборудование и 18% - прочие отрасли. Среднегодовое увеличение портфеля ING Lease по Бельгии составляет 10% и является наивысшим по всей Европе. Чистая прибыль компании за 2004 год составила 86 млн. евро. В будущем, компания планирует особо развить вендорный лизинг через расширения сотрудничества с крупными производителями транспортных средств. Лизинговые операции в странах СНГ В России финансовая аренда давно перестала быть экзотикой и заняла свое достойное место среди прочих финансовых инструментов. Объемы лизинговых операций показывают устойчивый рост. Даже в тяжелом 1998 году объемы лизинговых сделок не сократились. Например, по данным 2004 года прирост рынка финансовой аренды составил более 80%. Ни один иной макроэкономический показатель не демонстрирует в России таких темпов роста. В текущем году Российская ассоциация лизинговых компаний ("Рослизинг") начнет присваивать лизинговым компаниям кредитные рейтинги. Сегодня ассоциацией разрабатывается методика кредитного рейтинга совместно с учетом рекомендаций кредитных специалистов российских банков. Бурно развивается лизинг и в сопредельных странах СНГ: в Белоруссии, на Украине, в странах Балтии. Анализ проведенный, Международной финансовой корпорацией, в странах центральноазиатского региона показал, что в 2004 году наибольший объем лизинговых сделок был достигнут в Казахстане, а наибольшее количество лизинговых операций проведено в Узбекистане. В Кыргызстане и Таджикистане развитие лизинга хотя и идет по нарастающей, но остается незначительным. Развитие лизинга в Узбекистане История отечественного лизинга начинается с 1993 года, когда Национальная авиакомпания "Узбекистон Хаво Йуллари" для пополнения парка пассажирских лайнеров приняла решение о приобретении десяти самолетов ведущих мировых производителей. За шесть лет, компания, используя механизм финансового лизинга, приобрела три лайнера А-310 производства "Аэрбас Индастри", два британских среднемагистральных самолета RJ -85, два лайнера Боинг-757 и три лайнера Боинг-767 корпорации "Боинг". Создание первой в республике лизинговой компании "Узбек лизинг интернешнл А.О." произошло в 1995 году. Однако, Закон "О лизинге" был принят только в 1999 году. Вышедший закон носил общий характер и изначально нуждался в серьезной доработке. Вплоть до 2002 года несовершенное законодательство делало лизинговую деятельность практически нерентабельной. Лизинговые компании держались на плаву за счет государственной поддержки либо в форме индивидуальных льгот и налоговых послаблений, либо в форме вкладов в их уставной капитал или льготных займов. Это было связано с тем, что налоговые льготы, предусмотренные законодательством для среднесрочного и долгосрочного кредитования, не применялись к лизинговым операциям. Ситуация изменилась с внесением в конце 2002 года изменений в законодательство о лизинге, в частности, в Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Закон "О лизинге" и Закон "О таможенном тарифе". Внесенные комплексные поправки в лизинговое законодательство устранили преграды на пути развития лизинга в Узбекистане и дали новый импульс для развития сектора. Этим изменениям предшествовал подписанный 28 августа 2002 года Указ Президента Узбекистана "О мерах по дальнейшему стимулированию развития лизинговой системы", который освободил лизинговые операции от всех существенных налоговых барьеров. Банки, имеющие стабильную ресурсную базу, и развитую клиентскую сеть, быстро смогли воспользоваться данными налоговыми льготами. Так, в 2003 году, банки увеличили свои лизинговые операции почти в 5 раз по сравнению с 2002 годом. Способствовали этому и изменения, сделанные в том же году в ХПК Узбекистана по механизму изъятия объекта лизинга. В 2004 году сохранилась тенденция роста объема лизинговых операций. Прирост внутреннего лизинга составил 21% к показателю 2003 года, общая стоимость переданного в лизинг имущества составила экв. $43,4 млн. В этом же году вышло постановление Кабинета министров Республики Узбекистан об ускоренной амортизации при лизинге. Положительные изменения в законодательстве, регулирующем лизинговые услуги в Узбекистане, создали условия для создания частных лизинговых компаний. Как известно, практически все лизинговые компании, созданные до сентября 2002 года, были созданы на основании отдельных постановлений Кабинета Министров, согласно которым им предоставлялись отдельные налоговые льготы. Также каждая из них действовала на определенном сегменте рынка, которые практически не пересекались. Предоставление лизингу одинаковых с другими видами финансирования, в особенности, с банковским кредитованием, условий налогообложения, создали все предпосылки для открытия новых лизинговых компаний. Сегодня лизингодатели и лизингополучатели имеют целый ряд налоговых льгот и преференций. Так, например, оборудование, ввозимое для передачи в лизинг, освобождается от НДС и таможенных платежей, объект лизинга освобожден от налога на имущество, а лизинговые платежи освобождены от НДС. Кроме возможности применения ускоренной амортизации, лизингополучатель также сокращает свою налогооблагаемую базу на сумму процентов по лизингу. В настоящее время в Узбекистане лизинговые операции осуществляют 27 лизингодателей, включая 11 лизинговых компаний и 16 коммерческих банков. Это лизинговые компании: "Узсельхозмашлизинг", Азиатско-Европейская Трастовая компания, "Узбек лизинг интернешнл А.О.", "УзКейсагролизинг", Ассоциация деловых женщин Каракалпакстана, "Барака лизинг", "Бизнес лизинг", "Курилиш лизинг", "Пойтахт лизинг", "Зомин инвест" и банки: НБУ, "Асакабанк", "Ипотека банк", "Пахтабанк", "Узпромстройбанк", Народный банк, "Алокабанк", "Капиталбанк", "Галлабанк", "Ипак йули банк", "Равнакбанк", "Савдогарбанк", "Тадбиркорбанк", "Туронбанк", "УзДЭУбанк", "Хамкорбанк". Самой крупной по объемам лизинга в республике является компания "Узсельхозмашлизинг", финансируемая за счет Фонда государственного стимулирования оснащения села сельхозтехникой при Минфине. В 2005 году финансовыми учреждениями и организациями Узбекистана осуществлено около 4 тыс. лизинговых сделок. Стоимость переданного в лизинг имущества составила 84 млрд. сумов против 2810 сделок на сумму 44,3 млрд. сумов в 2004 году. Несмотря на то, что "Узсельхозмашлизинг" увеличил объем своих сделок в 2005 году на 43%, его доля на рынке стремительно снижается с 84% в 2002 году до 48% по итогам 2005 года. Объем лизинговых операций остальных лизингодателей в 2005 году составил 43,2 млрд. сумов, что в 2,7 раза превышает показатель 2004 года. В 2005 году лизинговыми компаниями передано в лизинг имущества стоимостью 64,2 млрд. сумов, что почти вдвое превышает показатель соответствующего периода 2004 года. Объем лизинговых операций коммерческих банков составил 16,5 млрд. сумов против 10,4 млрд. сумов в предыдущем году. Прочие лизингодатели, осуществляющие лизинговые операции на регулярной основе, передали в лизинг имущество стоимостью 3,3 млрд. сумов. Отметим, что приведенные показатели не включают в себя лизинговые операции, осуществленные предприятиями, для которых лизинг не является основным видом деятельности, а также сделки международного лизинга. Сегодня 15 из 27 лизингодателей объединены в Ассоциацию лизингодателей Узбекистана, созданную в апреле прошлого года. Основной задачей ассоциации является дальнейшее совершенствование лизингового законодательства. Сегодня в лизинг компаниями и банками Узбекистана осуществляется: передача ОС для производства продуктов питания (22%), недвижимости (17%), сельхозтехники (17%), автотранспорта (11%), передача строительных ОС (8%) и др. Созданное в стране благоприятное для развития лизинга законодательство создает все предпосылки для дальнейшего роста лизинга в стране. На данном этапе перспективным является предоставление лизингодателям Узбекистане внешнего финансирования для осуществления лизинговой деятельности. Кроме того, продолжается развитие и рост лизинга в таких сферах как: переработка хлопка и текстильная промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе переработка шелка, производство стройматериалов, специальная строительная техника, автотранспорт – специальный, грузовой, пассажирский, телекоммуникации, технологическое оборудование для малого бизнеса и частного предпринимательства. По мнению экспертов, сегодня в республике задействовано лишь 10-15% потенциала лизинговых компаний, так что возможности развития данного сегмента рынка по-прежнему привлекательны для предпринимателей.
 




2024 © allbe.ru