сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Лизинговые брокеры - новые участники рынка

Лизинговый брокер – достаточно новое явление для нашего рынка. Брокер – это компания, которая находится в центре лизинговых отношений, между покупателем, поставщиком и лизинговой компанией. Цель брокера – провести лизинговую сделку как можно более эффективно и с большей пользой для каждой из сторон.

Давайте посмотрим, что из себя представляет лизинговая сделка. К сожалению, практически все участники лизинговой деятельности отмечают, что на данный момент она являет собой некую разновидность противоборства. Действительно, каждая из сторон лизинговой сделки стремится получить наилучшие условия именно для себя. Покупатели заинтересованы в том, чтобы получить финансирования по наиболее низкой цене; лизинговые компании своей целью ставят привлечение клиентов и, соответственно, получение прибыли; поставщики, с одной стороны, желают расширить свою клиентскую базу за счет тех покупателей, которые обладают лишь частью необходимой суммы для покупки их продукции, но, с другой стороны, им не хочется, чтобы лизинговая сделка удлиняла обычную процедуру купли-продажи. В итоге, отстаивая каждый свою сторону, участники лизинговой сделки мешают друг другу договориться.

Можно предположить, что причиной тому – общая неразвитость российского рынка лизинга. Первые лизинговые компании появились в России в начале 90-х годов, о более или менее развитом рынке можно говорить только с 2000 года. Если в России на сегодняшний день доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды составляет лишь 6%, то в развитых странах этот показатель может доходить до 60%. Это свидетельствует о том, что у российского рынка лизинга огромный потенциал роста.

Что же мешает лизингу развиваться бурными темпами? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, компанией КОМПЕТЕНС ЛИЗИНГ было проведено исследование рынка лизинга, которое длилось полгода и в котором приняли участие более 60 компаний-поставщиков и лизингополучателей. Результаты исследования помогли выявить причины низкой популярности лизинга в России. Во-первых, поставщики недовольны тем, что передав своего клиента лизинговой компании, они могут его потерять. Процент потерь довольно существенный – до 50%, причем уже на стадии первого звонка. Происходит это по разным причинам: либо клиенты сами не захотели звонить, либо вообще отказались от сделки, либо лизинговая компания предложила им другого поставщика. Следующий негативный момент – это длительные сроки проведения лизинговых сделок. Покупатели и поставщики уже привыкли к тому, что стандартная лизинговая сделка занимает в среднем два месяца. А ведь обычную сделку можно завершить гораздо быстрее. Происходит задержка, как правило, ввиду того, что лизинговая компания требует от лизингополучателя слишком большой и сложный пакет документов. Во многих компаниях перечень необходимых документов занимает 2 страницы печатного текста, при взгляде на которые желание приобрести что-либо в лизинг резко тает.

И последний момент – отсутствие практической информации о лизинге. Если компания-лизингополучатель никогда раньше не пользовалась лизингом, а теперь по какой-либо причине желает им воспользоваться, то она сразу же встает перед очень серьезной проблемой – как выбрать лизинговую компанию? Все это делают по-разному: кто-то звонит своим знакомым, имеющим хоть какое-то представление о лизинге; кто-то заходит в интернет, а кто-то открывает «Желтые страницы». После нескольких звонков в разные лизинговые компании, клиент убеждается в том, что условия у всех компаний более или менее одинаковые. В итоге лизингополучатель, не имея достаточного опыта и знаний в данной области, выбирает наиболее дешевый вариант. Далее начинается длительный процесс подготовки необходимых документов, в результате которого может выясниться, что данная лизинговая компания предоставляет далеко не самые выгодные условия, потому что в предварительных подсчетах она не указывала, к примеру, стоимость страхования, расходы по налогу на имущество и комиссионный сбор банка, который финансирует сделку. На этом этапе клиенту уже, как правило, некуда и некогда отступать, и он соглашается на условия лизинговой компании.

Итак, покупатели вынуждены тратить массу времени и сил на поиск лизинговых компаний, на сравнение их условий и выбор оптимального варианта. Поставщики также ищут финансирование и консультируют клиентов в вопросах лизинга – именно так, потому что зачастую клиентам не к кому больше обратиться, кроме поставщиков, которые рекомендуют им лизинговую компанию, а также иногда помогают в сборе документов. Кроме того, поставщикам часто приходится контролировать процесс общения клиента с лизинговой компанией, с целью снизить вероятность потери своих клиентов. Лизинговые компании на сегодняшний день более всего озабочены поиском клиентов, для чего содержат крупные отделы продаж. Но привлечь клиентов мало, необходимо произвести их первичный отсев – специфика лизинговой отрасли такова, что из 100 потенциальных клиентов реальными становятся около десяти. Кроме того, массу времени лизинговые компании тратят на консультирование клиентов, причем, как правило, не по конкретным сделкам, а по общим вопросам, связанным с лизингом.

Все вышеперечисленные функции берет на себя лизинговый брокер, но в отличие от покупателей и поставщиков, и даже от лизинговых компаний, он делает это профессионально. Мы понимаем, что клиенты не нарочно приносят нам некачественные комплекты документов. Мы осознаем, что поставщики не со зла постоянно звонят в лизинговую компанию, отвлекая специалистов от основной работы, и интересуются своим клиентом. И мы хорошо представляем себе, что лизинговые компании, наверное, не от хорошей жизни тратят большие деньги на рекламу и занимаются отбором клиентов. Все это делается вынужденно, для того, чтобы иметь возможность заниматься своим делом. И как раз эти, непрофильные для клиентов, поставщиков и лизинговых компаний процессы являются специализацией лизингового брокера. Именно лизинговый брокер консультирует клиентов по всем вопросам, связанным с лизингом; именно он помогает покупателям выбрать лизинговую компанию и оптимальные условия лизинговой сделки, именно он привлекает клиентов в лизинговую компанию, именно он снимает с поставщиков заботы о лизинге и своих клиентах. Лизинговый брокер постоянно этому учится и делает это все более и более профессионально. И введение этой новой стороны в лизинговую сделку позволяет сделать взаимодействие всех ее участников более эффективным, а лизинг в целом – более популярным инструментом финансирования.
 




2024 © allbe.ru