сайт про бизнес, недвижимость, производство и деловые услуги

Проблемы анализа деятельности лизинговых компаний

Очевидно и вряд ли у кого вызывает сомнения тот факт, что анализ эффективности работы любой структуры является ключевым моментом внутреннего контроля и в конечном итоге оценкой результатов деятельности.

Методики оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности давно и подробно описаны в учебниках по финансовому менеджменту. Вместе с тем необходимо признать, что в то время как базовые критерии оценки практически неизменны, – итоги расчетов могут различать весьма существенно. Условно говоря, – что хорошо для продавца, то неприемлемо с точки зрения финансового результата для производителя. Уже на ранних стадиях адаптации зарубежного опыта (а именно оттуда к нам пришла мода на базовые коэффициенты, предельные значения и т.п.) предпринимались попытки адаптации методик расчетов к тем или иным отраслям деятельности. Так появились методики анализа деятельности торговых, промышленных предприятий, предприятий сферы услуг. Вместе с тем калибровка итогов расчетов значительно более многообразна, чем это кажется на первый взгляд. Сравнение двух производств в сфере легкой промышленности и тяжелом машиностроении явно будет некорректной. Свой существенный нюанс вносит и эффект масштабности предприятия. Не секрет, что относительные показатели промышленного гиганта и малого предприятия, работающих в одной и той же сфере, будут абсолютно различными. И это не будет свидетельством того, что один работает лучше второго или у одного из них выше финансовая устойчивость.

Еще более непростая ситуация в этом плане сложилась в секторе финансовых услуг. К наиболее известным и распространенным фигурантам этого рынка можно отнести банки и страховые компании, деятельность которых зарегулирована и в значительной мере стандартизирована государством. Результат такого внимания со стороны государства очевиден: составляются вполне корректные рейтинги, из которых можно получить вполне достоверную информацию о деятельности этих финансовых структур. При этом крупные банки остаются вне конкуренции по абсолютным показателям: собственного капитала, чистой прибыли и т.д., в то время как средний и даже мелкий банк может дать фору гиганту по показателям рентабельности и рыночной устойчивости.
До 1998 года удельный вес лизинга в сфере финансовых услуг был, мягко говоря, незначительным. По мере формирования внятного законодательства, отмены лицензирования в России произошел взрывной рост количества и объемов лизинговых операций. По законам диалектики количество непременно должно было перейти в качество. Так, на ранних этапах развития лизинговых компаний ни лизингодатели, ни лизингополучатели не задавались вопросом о финансовых показателях. Формирование рынка лизинговых услуг, с одной стороны, обострило конкуренцию среди лизинговых компаний, а с другой стороны, предоставило лизингополучателю возможность широкого выбора лизинговых контрагентов. Таким образом, лизинговые компании вынуждены были озаботиться вопросом: насколько успешно они действуют в рыночной среде и насколько привлекательными они представляются потенциальным клиентам и тем более потенциальным инвесторам.

Далее автор останавливается на вопросах оценки в зависимости от поставленной задачи и зависимости компании от источника финансирования.
 




2006-2019 © allbe.ru