Проблемы анализа деятельности лизинговых компаний
Очевидно и вряд ли у кого вызывает сомнения тот факт, что анализ
эффективности работы любой структуры является ключевым моментом
внутреннего контроля и в конечном итоге оценкой результатов
деятельности.
Методики оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности давно и
подробно описаны в учебниках по финансовому менеджменту. Вместе с тем
необходимо признать, что в то время как базовые критерии оценки
практически неизменны, – итоги расчетов могут различать весьма
существенно. Условно говоря, – что хорошо для продавца, то неприемлемо с
точки зрения финансового результата для производителя. Уже на ранних
стадиях адаптации зарубежного опыта (а именно оттуда к нам пришла мода
на базовые коэффициенты, предельные значения и т.п.) предпринимались
попытки адаптации методик расчетов к тем или иным отраслям деятельности.
Так появились методики анализа деятельности торговых, промышленных
предприятий, предприятий сферы услуг. Вместе с тем калибровка итогов
расчетов значительно более многообразна, чем это кажется на первый
взгляд. Сравнение двух производств в сфере легкой промышленности и
тяжелом машиностроении явно будет некорректной. Свой существенный нюанс
вносит и эффект масштабности предприятия. Не секрет, что относительные
показатели промышленного гиганта и малого предприятия, работающих в
одной и той же сфере, будут абсолютно различными. И это не будет
свидетельством того, что один работает лучше второго или у одного из них
выше финансовая устойчивость.
Еще более непростая ситуация в этом плане сложилась в секторе финансовых
услуг. К наиболее известным и распространенным фигурантам этого рынка
можно отнести банки и страховые компании, деятельность которых
зарегулирована и в значительной мере стандартизирована государством.
Результат такого внимания со стороны государства очевиден: составляются
вполне корректные рейтинги, из которых можно получить вполне достоверную
информацию о деятельности этих финансовых структур. При этом крупные
банки остаются вне конкуренции по абсолютным показателям: собственного
капитала, чистой прибыли и т.д., в то время как средний и даже мелкий
банк может дать фору гиганту по показателям рентабельности и рыночной
устойчивости.
До 1998 года удельный вес лизинга в сфере финансовых услуг был, мягко
говоря, незначительным. По мере формирования внятного законодательства,
отмены лицензирования в России произошел взрывной рост количества и
объемов лизинговых операций. По законам диалектики количество непременно
должно было перейти в качество. Так, на ранних этапах развития
лизинговых компаний ни лизингодатели, ни лизингополучатели не задавались
вопросом о финансовых показателях. Формирование рынка лизинговых услуг,
с одной стороны, обострило конкуренцию среди лизинговых компаний, а с
другой стороны, предоставило лизингополучателю возможность широкого
выбора лизинговых контрагентов. Таким образом, лизинговые компании
вынуждены были озаботиться вопросом: насколько успешно они действуют в
рыночной среде и насколько привлекательными они представляются
потенциальным клиентам и тем более потенциальным инвесторам.
Далее автор останавливается на вопросах оценки в зависимости от
поставленной задачи и зависимости компании от источника финансирования.
2025 © allbe.ru
|